Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пайпс Р. Русская революция. Большевики в борьбе за власть, 1917-1918





URL: http://lib.rus.ec/b/129249

10. Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование

URL: http://www.rus-sky.com/history/library/w/w02.htm

 

 

Семинар № 12

Тема: Великая Российская революция

 

1. Октябрь 1917 г.: закономерность или ошибка, революция или переворот?

2. Гражданская война и ее итоги.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

 

Первая мировая война и вызванные ею острые продовольственные проблемы (особенно в крупных потребляющих промышленных центрах), неспособность царского правительства организовать экономику страны на нужды военного времени, формирование Прогрессивного блока в рамках IV Государственной думы и общее недовольство самодержавием (и в политических, и в военных кругах) привели страну к революционному взрыву.

До сих пор среди историков не прекратились споры по поводу интерпретации событий 1917 года. Одни, придерживаясь традиционной для советской историографии точки зрения, говорят о двух революциях – в феврале и октябре 1917 года. Другие рассматривают весь 1917 год как единый процесс, в котором февральские и октябрьские события выступают в качестве ключевых вех периода. Чтобы решить эту проблему, необходимо сформулировать определения понятий революция, восстание, переворот (используйте для этого энциклопедическую или методическую литературу к курсу) и соотнести случившееся с указанными понятиями. Аргументируйте свою точку зрения на проблему.

Изучение политической жизни России в октябре 1917 г. необходимо начать с рассмотрения внутриполитической ситуации предшествующего периода. Вспомните основные события 1917 г., этапы революционного процесса. Следует обратить внимание на демократизацию России в сентябре после неудавшегося корниловского мятежа, когда страна была провозглашена республикой (1 сентября 1917 г.). Была сделана попытка консолидации социалистического лагеря на базе Демократического совещания. Практически одновременно большевистские лидеры подняли вопрос о необходимости подготовки вооруженного восстания.

При рассмотрении октябрьской ситуации в столице, следует использовать в качестве источника информации не только работы историков, но и воспоминания и дневниковые записи свидетелей и участников событий в Петрограде. Сформулируйте основные причины политического успеха большевиков. Обратите при этом особое внимание на ситуацию «вакуума власти» и проблему легитимности нового правительства.

Приступая к изучению проблемы гражданской войны, обратите внимание на ее тесную связь с предшествующим периодом. Октябрьские события в Петрограде, приход к власти большевиков на остальной территории России стали прологом и одной из причин начала военных действий внутри страны. Некоторые современные исследователи ведут начало внутреннего гражданского противостояния россиян не с мая 1918 г., как это было принято в советской историографии, а с последних месяцев 1917 г. Из событийного ряда кона 1917 – начала 1918 гг. выделите разгон Учредительного собрания, начало национализации крупных промышленных предприятий, заключение Брестского мира. Объясните, как эти события могли повлиять на внутриполитическую ситуацию. Сформулируйте основные причины начала гражданской войны в России.

Объем накопленного историками фактологического материала по рассматриваемому периоду чрезвычайно велик. Поэтому для лучшего усвоения и понимания сути изучаемой исторической ситуации рекомендуется разделить ход открытых военных действий периода гражданской войны (май 1918 – весна 1921 гг.) на этапы. Проблема периодизации достаточно разработана в научной и учебной литературе. При изучении событий гражданской войны можно опираться на любой из вариантов периодизации.

Обратите внимание на широкий политический спектр противоборствующих сил в гражданской войне: большевики, временные областные правительства, генеральские диктатуры, дезертиры, крестьянские движения (Махно, Антонов и др.). Каждый участник гражданской войны предлагал свою политическую программу, касающуюся продовольственного и земельного вопросов, проблем завершения (продления) участия России в первой мировой войне, мобилизацию промышленности и сельского хозяйства на нужды военного времени и т. п. Проанализируйте основные пункты внутренней политики большевиков, временных областных правительств и генеральских диктатур. Отметьте их сильные и слабые стороны, социальную направленность. Подумайте, чья политика в большей степени способствовала победе в гражданской войне? Сформулируйте другие причины победы или поражения указанных сил в гражданской войне.


На заключительном этапе работы проанализируйте последствия гражданской войны (экономическая разруха, переход к новой экономической политике, формирование однопартийной системы, людские потери, массовая эмиграция и т. п.). Оцените место и роль революции и гражданкой войны (октябрь 1917 – осень 1922 гг.) в истории России и других стран.

 

Источники и литература

 

1. Гражданская война в Прикамье: май 1918 – январь 1920 гг. Сборник документов / Сост Л. А. Обухов, Л. В. Женина. Ю. Б. Шувалова и др. – Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2008. – С. 35 – 40, 209 – 216, 258 – 263, 321 – 330, 353 – 355, 434 – 444.

2. Волкова Т. С. История Урала: учебное пособие / Т. С. Волкова, Ю.Б. Шувалова; под общ. Ред. Т. С. Волковой. – Пермь: Изд-во Пермской ГСХА, 2006. – С. 140 – 158.

3. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 393 – 446.

 

4. Белые генералы: Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич / сост.: А. В. Венков, А. В. Шишов, 2000. - 413 с.

5. Боффа Д. История Советского Союза в 2-х т. Т. I: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941. / Пер. с итал. – 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1994. – С. 48 – 150.

6. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФР-М, Издательство «Весь мир», 2000. – С. 100 – 162.

7. Осокина И. Гражданская война в России // Историк. Общественно-политический журнал. URL: http://www.historicus.ru/grazhdanskaya_voyna

8. Федоров А. Социальная политика Октября. Классовый подход к регулированию социальных отношений ранне-советского города (октябрь 1917-март 1921) // Актуальная история. Научно-публицистический журнал.

URL: http://actualhistory.ru/social_strategy_soviet_city

 

 

Семинар № 13

Тема: СССР и Вторая Мировая война

 

1. Причины и начало Второй Мировой войны.

2. Великая Отечественная война и цена нашей победы.

Методические рекомендации по подготовке к семинару

 

Вторая Мировая война – важнейший рубеж в новейшей истории человечества. В военные действия непосредственно или косвенно было втянуто государство. Вторая мировая война унесла почти 57 млн. человеческих жизней, причем половина людских потерь пришлась на СССР. 1939 – 1945 гг. дали толчок к началу переосмысления европоцентристской теории модели развития мировой цивилизации.

Изучение участия СССР во второй мировой войне следует начинать с характеристики международной ситуации в Европе в середине 1930-х гг. Обратите внимание на успехи советской дипломатии – вхождение СССР в 1934 г. в Лигу Наций, установление дипломатических отношений с рядом стран.. Оцените дипломатическую реакцию европейских стран (Англия и Франция) и СССР на все возрастающую к концу 1930-х гг. угрозу агрессии со стороны фашистской Германии. Проанализируйте значение и последствия Мюнхенского соглашения 30 сентября 1938 г., переговоры Англии, Франции и СССР в середины марта 1939 г., советско-германский договор о ненападении 23 августа 1939 г. Объясните цели и задачи европейских держав в предстоящей войне.


Рассмотрите событие начального периода второй мировой войны: нападение Германии на Польшу, «советизация» Прибалтики, введение советских войск в восточную Польшу, советско-финская война 1939 – 1940 гг., так называемая, «странная война», битва «за Англию». Определите главные итоги данного этапа второй мировой войны. Докажите, неизбежность военного столкновения между фашисткой Германией и Советским Союзом.

Изучение второго вопроса рекомендуется начать с рассмотрения военно-стратегического потенциала СССР. Определите уровень готовности советского государства к началу военных действий. Прокомментируйте стратегические планы сторон накануне войны.

События Великой Отечественной войны желательно анализировать, опираясь на периодизацию хода военных действий. Периоды можно выделить самостоятельно. Для этого определите и рассмотрите крупнейшие военные операции, по результатам которых можно охарактеризовать ключевые изменения в соотношении сил противника. Составленную самостоятельно периодизацию Великой Отечественной войны зафиксируйте письменно. При работе обращайте внимание на проявления в ходе сражений мужества и героизма со стороны офицеров Советской Армии и рядовых солдат, партизан.

Большое значение для победы СССР над фашистской Германией имело состояние военно-промышленного комплекса страны и моральный дух тружеников тыла. Ознакомьтесь с воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, рассказывающих об их работе на предприятиях (См. сборник: «Народная война: Воспоминания о Великой Отечественной»).

Найдите информацию об объемах выпускаемой продукции на заводах СССР и Германии в 1941 – 1945 гг.Сравните военно-промышленный потенциал противников и перспективы дальнейшего продолжения военных действий.

Определенное значение для развития наступательных операций Советской Армии в конце Великой Отечественной войны имели поставки союзниками по ленд-лизу военной техники и продовольствия. В последнее время некоторые зарубежные историки придают помощи союзников решающее значение в освобождении территории СССР от оккупации. Согласны ли Вы с этим мнением? Аргументируйте позицию в данном вопросе. Охарактеризуйте специфику отношений Советского Союза с союзниками в годы второй мировой войны.

Подведите итоги Великой Отечественной войны. Оцените последствия второй мировой войны для России и всего мира.

 

Источники и литература:

 

1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 476 – 500.

2. Волкова Т. С. История Урала: учебное пособие / Т. С. Волкова, Ю.Б. Шувалова; под общ. Ред. Т. С. Волковой. – Пермь: Изд-во Пермской ГСХА, 2006. – С. 189 – 202.


3. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. – М.: [б. и.], 2010. – С. 17 – 49.

4. Похлебкин В. В. Великая война и несостоявшийся мир. 1941 – 1945 – 1994. Военный и внешнеполитический справочник по истории Великой Отечественной войны и ее международно-правовым последствиям с 22 июня 1941 г. по 31 августа 1994 г. – М.: Арт-Бизнес Центр, 1999. – С. 13 – 352.

5. Боффа Д. История Советского Союза в 2-х т. Т. I: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941. / Пер. с итал. – 2-е изд. – М.: Международные отношения, - 1994. – С. 7 – 250.

6. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФР-М, Издательство «Весь мир», 2000. – С. 281 – 328.

7. Другая война: 1939 – 1945 / Под общ. Ред. Ю. Н. Афанасьева. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. – 490 с.

8. Исаев А. Вяземский котел. URL: http://actualhistory.ru/wiazma_kessel

9. Осокина И. Отношение иностранцев к русским во время Второй Мировой войны // Историк. Общественно-политический журнал.

URL: http://www.historicus.ru/384/

10. Случ С. З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 года
и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну.

URL: http://alkir.narod.ru/ssc/ref-liter/slutch-00.html

 

 

Семинар № 14

Тема: СССР в послевоенном мире

 

1. Геополитические последствия Второй мировой войны

2. Поиск путей демократизации страны после смерти И. В. Сталина

3. Хрущевская «оттепель»

 

Методические рекомендации по подготовке к семинару

 

Значительные геополитические изменения, произошедшие после окончания Второй мировой войны, привели к формированию двух идеологических и военно-политических блоков (систем). Группа стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США восстанавливали послевоенную экономику, ориентируясь на рыночные отношения (устоявшееся название в советской историографии – страны капиталистического лагеря). Страны Восточной Европы во главе с СССР взяли курс на становление и совершенствование социалистической модели экономического развития (в советской историографической традиции – страны социалистического лагеря).

Период резкого обострения международной обстановки в конце 1940-х – начале 1960-х гг. вследствие усиления военного, политического и экономического противостояния двух блоков (систем) принято называть «холодной войной».

Начало «холодной войны» связывают с речью У. Черчилля, бывшего премьер-министра Великобритании, в г. Фултоне, произнесенную 5 марта 1946 г. перед студентами Вестминстерского колледжа: «В целом ряде стран по всему миру… создаются коммунистические пятые колонны, [которые] …представляют собой огромную и, увы, растущую угрозу для христианской цивилизации». Окончание «холодной войны» относят к середине 1960-х гг., когда установилось примерное равновесие в стратегических ядерных вооружениях СССР и США. В современной историографии завершение «холодной войны» нередко определяют началом 1990-х гг. и связывают с крахом социалистической системы в Восточной Европе.

Конфронтация стран социалистического и капиталистического лагерей протекала в условиях роста тоталитарных тенденций и экспортирования модели «сталинского» социализма за пределы СССР; возрастающего влияния государства на экономику в качестве регулятора рыночных отношений; развертывания научно-технической революции; гонки вооружений; локальных военных конфликтов.

Очень важно в процессе изучения материала семинара разобраться в причинах начала и внешних проявлениях «холодной войны». Причины «холодной войны» тесно связаны с последствиями Второй мировой войны. Проанализируйте итоги последней. Обратите особое внимание на послевоенную экономическую и демографическую ситуацию в СССР, США, Великобритании, странах Западной и Восточной Европы.

Определите цели и задачи, которые пытались решить в ходе «холодной войны» противостоящие стороны. Охарактеризуйте методы их решения (план Маршала, доктрина Трумэна, экономическая помощь ряду стран со стороны СССР, создание НАТО и ОВД, становление космонавтики, гонка вооружений, военные конфликты, в том числе Карибский или Кубинский кризис).

Изучите социально-экономические и политические процессы, протекавшие в СССР во второй половине 1940-х – начале 1960-х годов. Обратите внимание на эволюцию партийно-политической системы. Подумайте, какую роль в этом процессе сыграли смерть И. В. Сталина и ситуация «холодной войны».

Проанализируйте социально-экономическое развитие Советского Союза в тот же период. Охарактеризуйте экономические и социальные реформы советского правительства. Был ли, по Вашему мнению, выполнен лозунг-цель «Догнать и перегнать Америку»?

Изучите решения ХХ съезда КПСС. Определите их влияние на общественную и культурную жизнь страны, на отношения СССР со странами социалистического и капиталистического лагеря.

В завершение работы над темой семинара выявите последствия «холодной войны». Оцените ее воздействие на формирование современной геополитической ситуации.

Источники и литература

1. Похлебкин В. В. Великая война и несостоявшийся мир. 1941 – 1945 – 1994. Военный и внешнеполитический справочник по истории Великой Отечественной войны и ее международно-правовым последствиям с 22 июня 1941 г. по 31 августа 1994 г. – М.: Арт-Бизнес Центр, 1999. – С. 355 – 375.

2.Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 502 – 516, 527 – 534.

3. Черчилль У. Мускулы мира. URL: http://www.coldwar.ru/churchill/fulton.php

4. Боффа Д. История Советского Союза в 2-х т. Т. II: От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг. / Пер. с итал. – 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1994. – С.. 251 – 524.

5. Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс в экономике СССР в годы холодной войны. URL: http://actualhistory.ru/2008070102

6. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФР-М, Издательство «Весь мир», 2000. – С.329 – 428.

7. История холодной войны. URL: http://www.coldwar.ru

8. От Сталина до Горбачева и далее. – М.: Прогресс, 1991. – 224 с.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Место истории в системе гуманитарных знаний.

2. Общая характеристика мировых цивилизаций.

3. Киевская Русь: государственность и идеология.

4. Геополитическое положение Руси в XIII веке.

5. Москва – центр формирования великорусской народности.

6. Образование русского централизованного государства.

7. Политика Ивана Грозного: суть и последствия.

8. Смутное время: причины и характерные черты.

9. Освоение Урала и Сибири.

10. Государство и церковь во второй половине XVII века.

11. Пётр I и его реформы.

12. Эпоха дворцовых переворотов: причины и последствия.

13. Сословия в России: особенности формирования, культура, традиции.

14. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

15. Личность и государственная деятельность Павла I.

16. Изменение границ Российской империи в XVIII веке.

17. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

18. Декабристы: особенности первой политической оппозиции в России.

19. Реформы 60 – 70-х годов XIX века: направленность и итоги.

20. Народничество в России: идеология и практика.

21. Социально-экономическое и культурное развитие России в последней трети XIX века.

22. Первая русская революция: причины и итоги.

23. Общественная и политическая жизнь России в начале ХХ века.

24. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

25. Россия в первой мировой войне.

26. Февральская революция и кризис самодержавия.

27. Великая Октябрьская социалистическая революция – главное событие ХХ века.

28. Гражданская война в России: причины и результаты.

29. Поиск путей развития социалистической экономики.

30. Основные тенденции развития СССР в 30-е годы: индустриализация, коллективизация и культурная революция.

31. СССР и вторая мировая война.

32. Великая Отечественная война и её народный характер.

33. Трудности восстановления страны в условиях «холодной войны».

34. Кризис советской империи в экономике, политике и идеологии.

35. Перестройка и распад СССР.

36. Россия и проблемы глобализации.

 

 







Date: 2015-12-13; view: 489; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию