Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Учёный приводит доводы в пользу веры





Язык Бога

Учёный приводит доводы в пользу веры

Книга выходила ранее в печати в другом переводе

под названием «Доказательство Бога. Аргументы учёного»)

Автор: Френсис Коллинз Перевод с английского: Евгений Ерёмин

Моим родителям, научившим меня любить учиться


Содержание

Введение. 3

Часть 1. Пропасть между наукой и верой. 6

Глава 1. От атеизма к вере. 6

Глава 2. Война мировоззрений. 15

Часть 2. Главные вопросы в человеческой жизни. 25

Глава 3. Происхождение Вселенной. 25

Глава 4. Жизнь на Земле. 37

Глава 5. Расшифровка книги с инструкциями от Бога 48

Часть 3. Вера в науку, вера в Бога. 64

Глава 6. Книга Бытие, Галилей и Дарвин. 64

Глава 7. Вариант первый: атеизм и агностицизм 70

Глава 8. Вариант второй: креационизм 75

Глава 9. Вариант третий: «Разумный замысел» 79

Глава 10. Вариант четвёртый: БиоЛогос. 86

Глава 11. В поисках истины.. 93

Приложение. Моральная практика науки и медицины: биоэтика. 102

Благодарности. 120


Введение

 

В один тёплый летний день всего через шесть месяцев после начала нового тысячелетия человечество вступило в новую важную эру. По миру пронеслось сообщение, выделенное практически во всех основных газетах, которое гласило, что составлен первый чертёж человеческого генома, руководства по нашей сборке.

Человеческий геном был составлен из всех ДНК нашего вида, наследственного кода жизни. Этот только что открытый текст состоял из 3 млрд букв и был написан странным и криптографическим четырёхбуквенным кодом. Поразительная сложность информации, содержащейся в каждой клетке человеческого тела, такова, что на прочтение этого кода вслух со скоростью одна буква в секунду потребовался бы 31 год, даже если читать днём и ночью. Если напечатать эти буквы шрифтом обычного размера на обычной высокосортной бумаге и сшить всё это в книгу, получилась бы башня высотой с монумент Вашингтона. Этот удивительный текст, вмещающий в себя все указания по изготовлению человека, стал впервые доступен миру тем летним утром.

Как руководитель международного проекта «Геном человека», над которым более 10 лет шла упорная работа с целью выявить эту цепочку ДНК, я, вместе с Крейгом Вентером, руководителем конкурировавшего с нами частного предприятия, стоял рядом с президентом Биллом Клинтоном в Восточном зале Белого дома. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр был подключен к этому мероприятию через спутник, и торжества происходили одновременно во многих частях света.

Клинтон начал свою речь, сравнив карту человеческого генома с картой, которую Мериведер Льюис развернул перед президентом Томасом Джефферсоном в том же зале 200 годами раньше. Клинтон сказал: «Это, несомненно, самая важная, самая чудесная карта из составленных человечеством когда-либо». Но больше всего внимание публики привлекла та часть его речи, в которой он перешёл от научной точки зрения к духовной. «Сегодня, – сказал он, – мы узнаём тот язык, на котором Бог сотворил жизнь. Мы исполняемся ещё большим благоговением перед сложностью, красотой и чудом самого священного дара Божьего».

Был ли я, учёный со строго научным образованием, удивлён столь явным упоминанием руководителя свободного мира о религии в такую минуту? Было ли у меня искушение нахмурить брови или смущённо посмотреть в пол? Нет, ничуть. Более того, в неистовые дни перед этим объявлением я тесно сотрудничал с автором президентской речи и очень настаивал на включении в неё этого абзаца. Когда мне пришло время добавить несколько слов от себя, я повторил этот мотив: «Это радостный день для мира. В меня вселяет смирение и благоговение тот факт, что мы уловили первый проблеск руководства по нашей сборке, которую раньше знал только Бог».

Что тут происходило? Почему президент и учёный, которым было поручено объявить об этой вехе в биологии и медицине, чувствовали побуждение упомянуть в связи с этим Бога? Разве научное и духовное мировоззрения не противоположны друг другу, или же, не следует ли им, по крайней мере, избегать появления в Восточном зале Белого дома вместе? Что за причины заставили упомянуть в обеих этих речах о Боге? Было ли это поэзией? Лицемерием? Циничной попыткой снискать благоволение верующих или разоружить тех, кто мог бы раскритиковать изучение человеческого генома как низводящего людей до уровня машин? Нет. Для меня это было не так. Совсем наоборот, для меня участие в расшифровке генома человека и прочтении этого самого замечательного из всех текстов было и потрясающим научным достижением, и поводом для молитвы.


Многие будут озадачены этими чувствами, полагая, что строгий учёный не может всерьёз верить в трансцендентного Бога. Эта книга написана для того, чтобы развеять такое представление, показав, что вера в Бога может быть вполне рациональным решением, и что на самом деле принципы веры дополняют принципы науки.

Этот потенциальный синтез научного и духовного мировоззрений многие в наше время считают невозможным, примерно как попытку заставить два магнитных полюса сойтись в одном месте. Однако, несмотря на такое впечатление, многих американцев, кажется, интересует то, как встроить в свою повседневную жизнь правомерность обоих этих мировоззрений. Проведённые недавно опросы подтверждают, что 93% американцев исповедуют ту или иную форму веры в Бога, хотя большинство из них также водят машины, пользуются электричеством и прислушиваются к прогнозам погоды, видимо, полагая, что стоящей за этими явлениями науке в общем можно доверять.

А как обстоят дела с верой в мир духа среди учёных? Она в действительности распространена намного больше, чем думают многие. В 1916 году исследователи спросили биологов, физиков и математиков, верят ли они в Бога, который активно общается с человечеством и которому они молятся, ожидая ответа. Положительно ответили 40% респондентов. В 1997 году буквально тот же вопрос был задан повторно – и, к удивлению исследователей, процент остался примерно тем же.

Так что, «битва» между наукой и религией, возможно, не столь поляризована, как кажется? К несчастью, свидетельства потенциальной гармонии часто заглушаются децибелами заявлений тех, кто занимает в этой полемике полярные позиции. Бомбы бросают, определённо, с обеих сторон. Например, изображая, по сути, веру 40% своих коллег в мир духа сентиментальной чепухой, видный эволюционист Ричард Докинз выступил как ведущий защитник той точки зрения, что вера в эволюцию требует атеизма. Среди многих его сногсшибательных заявлений есть следующие: «Вера – это огромная отмазка, огромный предлог, чтобы уйти от необходимости думать и оценивать факты. Вера – это мнение, которого держатся несмотря на отсутствие фактов, даже, возможно, из-за их отсутствия… Вера, будучи мнением, не основанным на фактах, представляет собой основной порок любой религии».[1]

С другой стороны, определённые религиозные фундаменталисты нападают на науку как на нечто опасное и недостоверное, и единственно надёжным средством понимания духовной истины полагают буквальное толкование священных текстов. Среди этого сообщества выделяются замечания покойного Генри Морриса, лидера креационистского движения[2]: «Во всех сферах современного мышления повсеместно присутствует и господствует эволюционная ложь. Поскольку это так, отсюда неизбежно следует, что эволюционное мышление является основной причиной смертельно зловещих политических событий, а также усиливающегося повсюду хаотического распада морали и общества… Там, где наука расходится с Библией, очевидно, что наука неверно истолковала свои данные».[3]

Эта нарастающая какофония антагонистических голосов повергает многих искренних наблюдателей в смущение и уныние. Люди разумные делают вывод, что их принуждают выбирать из этих двух неаппетитных крайностей, ни одна из которых не даёт особого утешения. Разочарованные резкостью обеих позиций, многие решают отвергать и достоверность научных выводов, и ценность организованной религии, соскальзывая вместо этого в различные виды антинаучного мышления, мелкой духовности или просто в апатию. Другие решают принять ценность и науки, и духа, но помещают эти части своего духовного и материального существования в разные отделения сознания, чтобы избежать всякой неловкости из-за их очевидных противоречий. В этом ключе покойный биолог Стивен Джей Гулд утверждал, что наука и вера должны занимать отдельные, «непересекающиеся плоскости». Но это тоже потенциально не приносит удовлетворения. Тут содержится внутренний конфликт, лишающий людей возможности вполне осознанно принимать и науку, и религию.


Это и является центральным вопросом нашей книги: возможна ли в современную эпоху космологии, эволюции и человеческого генома вполне удовлетворительная гармония между научным и духовным мировоззрениями? Я отвечаю громким «да»! На мой взгляд, в том, чтобы быть строгим учёным и верующим в Бога, который лично заинтересован в каждом из нас, противоречия нет. Наука должна заниматься исследованием природы. Бог же находится в сфере духа, в мире, который невозможно исследовать с помощью научных инструментов и языка. Его надо познавать сердцем, познавать умом и душой – и разум должен найти способ охватить обе эти сферы.

Я буду доказывать, что эти две точки зрения не только могут сосуществовать в одном человеке, но и то, что, сосуществуя, они могут обогащать и помогать осознавать человеческий опыт. Наука – это единственный надёжный способ понимания мира природы, и если правильно использовать её инструменты, они могут открывать глубокие прозрения в области материального существования. Но наука бессильна ответить на такие вопросы как «почему возникла Вселенная?», «в чём смысл человеческой жизни?», «что происходит после нашей смерти?» Одним из сильнейших стремлений человечества является поиск ответов на глубокие вопросы, и нам нужно направить всю силу и научной, и духовной точек зрения на понимание и видимого, и невидимого. Цель этой книги состоит в исследовании пути к здравой и интеллектуально честной интеграции этих взглядов.

Размышления о столь важных делах могут встревожить. Признаём мы это открыто или нет, каждый из нас пришёл к определённому мировоззрению. Оно помогает нам осмыслять окружающий мир, даёт нам этическую систему и руководит нашими решениями относительно будущего. Всякий, кто попытается поправить это мировоззрение, столкнётся с трудностями. Книга, в которой ставится под вопрос нечто столь фундаментальное, может принести больше неудобств, чем удобств. Но представляется, что в нас, людях, стремление найти истину сидит слишком глубоко, хотя оно и подавляется земными подробностями повседневной жизни. Эти отвлекающие факторы сочетаются с желанием избежать раздумий о нашей смертности, поэтому легко могут пройти дни, недели, месяцы и даже годы безо всяких серьёзных размышлений о вечных вопросах человеческой жизни. Эта книга является очень небольшим противоядием против этого обстоятельства, но, возможно, она даст возможность задуматься и породит желание заглянуть поглубже.

Сначала мне нужно объяснить, как учёный, занимающийся генетикой, пришёл к вере в Бога, не ограниченного временем и пространством и лично интересующегося людьми. Кто-то может полагать, что это вызвано строгим религиозным воспитанием, глубоко заложено семьёй и культурой и, таким образом, неизбежно в последующей жизни. Но со мной всё было иначе.


 

Часть 1. Пропасть между наукой и верой

 







Date: 2015-12-13; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию