Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 3. ЛексикологияЛекции 2 часа Практические занятия 4 часа Тема 7. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Многозначность слова Лекции 2 часа Вопросы для обсуждения: 1. Предмет лексикологии. 2. Слово как единица лексического уровня. Признаки слова. Мотивированность слова. 3. Лексическое и грамматическое значение слова. 4. Многозначность слова. Значение прямое и переносное. Основные типы переноса значения: метафора, метонимия, синекдоха. Понятия: Лексикология. Лексика. Слово. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Многозначность (полисемия). Значение прямое / переносное. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Контрольные вопросы и задания: 1. Что является предметом лексикологии? 2. Что понимают под термином «лексика»? 3. Назовите признаки слова. 4. Охарактеризуйте структуру значения слова. Как соотносится предмет, значение слова и понятие? 5. Что такое «многозначность»? Охарактеризуйте различные типы переносных значений.
Базовые учебники: Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 45-61, с. 131-155; § 72, с. 188. Тема 8. Явления омонимии, синонимии, антонимии, паронимии Практические занятия 1 час Вопросы для обсуждения: 1. Омонимы, их типы. 2. Синонимы, их типы. 3. Антонимы, их типы. 4. Паронимы, их типы. Понятия: Синонимия. Синоним. Омонимия. Омоним. Омофон. Омограф. Омоформы. Антонимия. Антоним. Паронимия. Пароним. Контрольные вопросы и задания: 1. Какие межсловные связи устанавливаются в лексической системе русского языка? Охарактеризуйте каждый из типов. Приведите примеры. 2. На каких основаниях разграничиваются многозначные и омонимичные слова? 3. Что такое синонимический ряд, какое слово ряда является его доминантой? 4. Антонимия и многозначность. 5. Приведите примеры паронимов. Базовые учебники: Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 66-70, с. 162-185.
Тема 9. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса Практические занятия 1 час Вопросы для обсуждения: 1. Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. 2. Заимствованная лексика. Признаки заимствованных слов. 3. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова, их типы (историзмы, архаизмы). Новые слова. Типы неологизмов: языковые, индивидуально-авторские.
Понятия: Исконно русская лексика. Заимствование. Варваризм. Старославянизм (славянизм). Активный / пассивный словарный запас. Устаревшие слова. Историзм. Архаизм. Неологизм.
Контрольные вопросы и задания: 1. Что понимают под исконно русской лексикой? Перечислите основные группы таких слов. 2. Назовите причины, условия и пути заимствования слов в русский язык. Укажите признаки таких слов. 3. Какая лексика относится к активному и пассивному словарю? 4. Назовите и охарактеризуйте типы устаревших слов. 5. Назовите и охарактеризуйте основные типы неологизмов. Базовые учебники: Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 73-85, с. 188-212.
Тема 10. Фразеология Практические занятия 1 час Вопросы для обсуждения: 1. Понятие фразеологизма. Признаки фразеологизмов. 2. Типы фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Понятия: Фразеология. Фразеологизм. Фразеологическое сращение. Фразеологическое единство. Фразеологическое сочетание.
Контрольные вопросы и задания: 1. Что изучает фразеология? 2. Дайте определение фразеологизма. 3. Назовите основные признаки фразеологизмов. 4. Назовите и охарактеризуйте типы фразеологизмов. Приведите примеры. Базовые учебники: Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 97-103, с. 237-247.
Тема 11. Лексикография Практические занятия 1 час Вопросы для обсуждения: 1. Лексикография как наука о составлении словарей. 2. Основные типы словарей. Словари энциклопедические и лингвистические (толковые; омонимов, синонимов, антонимов, паронимов; фразеологические; этимологические и исторические; словари иностранных (иноязычных) слов; диалектные; ономастические; словари правильности русской речи и трудностей русского языка; орфографические и орфоэпические). Понятия: Лексикография. Словарь. Словарь энциклопедический/лингвистический. Контрольные вопросы и задания: 1. Дайте определение лексикографии. 2. Какие типы словарей вы знаете? 3. Чем различаются энциклопедические и лингвистические словари? 4. С какими словарями вам уже приходилось работать? Какие еще словари вы знаете? Укажите достоинства и недостатки известных вам словарей.
Базовые учебники: Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 104-114, с. 247-287.
|