Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Лексикология





Лекции 2 часа

Практические занятия 4 часа

Тема 7. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Многозначность слова

Лекции 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет лексикологии.

2. Слово как единица лексического уровня. Признаки слова. Мотивированность слова.

3. Лексическое и грамматическое значение слова.

4. Многозначность слова. Значение прямое и переносное. Основные типы переноса значения: метафора, метонимия, синекдоха.

Понятия: Лексикология. Лексика. Слово. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Многозначность (полисемия). Значение прямое / переносное. Метафора. Метонимия. Синекдоха.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что является предметом лексикологии?

2. Что понимают под термином «лексика»?

3. Назовите признаки слова.

4. Охарактеризуйте структуру значения слова. Как соотносится предмет, значение слова и понятие?

5. Что такое «многозначность»? Охарактеризуйте различные типы переносных значений.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 45-61, с. 131-155; § 72, с. 188.


Тема 8. Явления омонимии, синонимии, антонимии, паронимии

Практические занятия 1 час

Вопросы для обсуждения:

1. Омонимы, их типы.

2. Синонимы, их типы.

3. Антонимы, их типы.

4. Паронимы, их типы.

Понятия: Синонимия. Синоним. Омонимия. Омоним. Омофон. Омограф. Омоформы. Антонимия. Антоним. Паронимия. Пароним.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие межсловные связи устанавливаются в лексической системе русского языка? Охарактеризуйте каждый из типов. Приведите примеры.

2. На каких основаниях разграничиваются многозначные и омонимичные слова?

3. Что такое синонимический ряд, какое слово ряда является его доминантой?

4. Антонимия и многозначность.

5. Приведите примеры паронимов.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 66-70, с. 162-185.

 

Тема 9. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, активного и пассивного запаса

Практические занятия 1 час

Вопросы для обсуждения:

1. Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.

2. Заимствованная лексика. Признаки заимствованных слов.

3. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова, их типы (историзмы, архаизмы). Новые слова. Типы неологизмов: языковые, индивидуально-авторские.

 

Понятия: Исконно русская лексика. Заимствование. Варваризм. Старославянизм (славянизм). Активный / пассивный словарный запас. Устаревшие слова. Историзм. Архаизм. Неологизм.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что понимают под исконно русской лексикой? Перечислите основные группы таких слов.

2. Назовите причины, условия и пути заимствования слов в русский язык. Укажите признаки таких слов.

3. Какая лексика относится к активному и пассивному словарю?

4. Назовите и охарактеризуйте типы устаревших слов.

5. Назовите и охарактеризуйте основные типы неологизмов.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 73-85, с. 188-212.

 

Тема 10. Фразеология

Практические занятия 1 час

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие фразеологизма. Признаки фразеологизмов.

2. Типы фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

Понятия: Фразеология. Фразеологизм. Фразеологическое сращение. Фразеологическое единство. Фразеологическое сочетание.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что изучает фразеология?

2. Дайте определение фразеологизма.

3. Назовите основные признаки фразеологизмов.

4. Назовите и охарактеризуйте типы фразеологизмов. Приведите примеры.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 97-103, с. 237-247.

 

Тема 11. Лексикография

Практические занятия 1 час

Вопросы для обсуждения:

1. Лексикография как наука о составлении словарей.

2. Основные типы словарей. Словари энциклопедические и лингвистические (толковые; омонимов, синонимов, антонимов, паронимов; фразеологические; этимологические и исторические; словари иностранных (иноязычных) слов; диалектные; ономастические; словари правильности русской речи и трудностей русского языка; орфографические и орфоэпические).

Понятия: Лексикография. Словарь. Словарь энциклопедический/лингвистический.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение лексикографии.

2. Какие типы словарей вы знаете?

3. Чем различаются энциклопедические и лингвистические словари?

4. С какими словарями вам уже приходилось работать? Какие еще словари вы знаете? Укажите достоинства и недостатки известных вам словарей.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 104-114, с. 247-287.


Date: 2015-12-13; view: 449; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию