Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Морфемика и словообразование





Практические занятия 4 часа

Тема 12. Основные понятия морфемики. Виды морфем. Морфемный анализ

Практические занятия 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Морфемика как раздел языкознания.

2. Морфема как минимальная значимая единица языка. Морфема и морф.

3. Морфемная структура русских слов. Типы морфем.

4. Морфемный анализ.

 

Понятия: Морфемика. Морфема. Морф. Корень. Свободный / связанный корень. Аффикс. Префикс (приставка). Суффикс. Постфикс. Интерфикс. Флексия (окончание). Нулевая морфема. Морфемный анализ.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что изучает морфемика?

2. Что называют морфемой?

3. Что такое морф?

4. Назовите и охарактеризуйте все виды морфем русского языка (дайте точное определение и назовите функции).

5. Что такое связанные корни?

6. В чем особенность материально не выраженных морфем?

7. Назовите этапы морфемного анализа.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 183-190, с. 454-475.

 


Тема 13. Словообразование как раздел науки о языке

Практические занятия 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Словообразование как раздел науки о языке.

2. Типы основ (основа производная и непроизводная, производная и производящая).

3. Способы словообразования: морфологические и неморфологические.

4. Словообразовательный анализ.

Понятия: Словообразование. Основа слова. Основа производная и непроизводная, производная и производящая. Способы словообразования. Морфологические способы словообразования. Суффиксация. Префиксация. Нулевая суффиксация. Сложение. Аббревиация. Неморфологические способы. Лексико-семантический способ. Лексико-синтаксический способ. Морфолого-синтаксический способ. Этимология.

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте предмет и задачи словообразования в соотнесении с целями и задачами морфемики.

2. Что такое основа слова?

3. Какую основу называют непроизводной? Производной? Производящей? Приведите примеры.

4. В чем отличие словообразования от словоизменения?

5. Назовите морфологические способы словообразования и охарактеризуйте каждый из них. Приведите примеры на каждый способ.

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 191-197, с. 478-501.


Раздел 5. Морфология

Лекции 12 часов

Практические занятия 14 часов

Тема 14. Грамматика. Морфология. Учение о частях речи

Лекции 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи грамматики. Основные грамматические единицы (морфема, словоформа, словосочетание, предложение, текст).

2. Грамматическое значение и способы его выражения. Грамматическая категория.

3. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Морфология как грамматическое учение о слове.

4. Части речи как лексико-грамматические классы слов.

Понятия: Грамматика. Морфема. Словоформа. Словосочетание. Предложение. Грамматическое значение. Грамматическая категория. Морфология. Синтаксис. Знаменательные части речи. Служебные части речи. Модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое грамматика?

2. Назовите и охарактеризуйте основные единицы грамматики.

3. Сформулируйте предмет и задачи морфологии.

4. Назовите и охарактеризуйте принципы выделения частей речи в русском языке.

5. Каковы различия в системе частей речи современного русского языка в вузовском и школьном курсе?

 

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. § 198-205, с. 489-519.


Тема 15. Именные части речи. Лексико-грамматические разряды. Частные грамматические категории

Лекции 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения.

2. Категория одушевленности / неодушевленности, рода, числа и падежа имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, частные морфологические категории местоимений.

3. Лексико-грамматические разряды существительных (существительные собственные и нарицательные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные); лексико-грамматические разряды имен прилагательных (качественные, относительные и притяжательные); лексико-грамматические разряды числительных, вопрос о порядковых числительных.

4. Лексико-грамматические разряды местоимений.

Понятия: Имя существительное. Имя прилагательного, Имя числительного, Местоимение. Категория одушевленности/неодушевленности. Категория рода. Категория числа. Категория падежа. Лексико-грамматические разряды. Существительные собственные и нарицательные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные. Разряды местоимений.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения.

2. Охарактеризуйте особенности категории рода у имен существительных? Есть ли существительные, не имеющие рода?

3. Как выражается категория рода у имен прилагательных?

4. Как выражается категория падежа у имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений?

5. Назовите основные значения падежей имени существительного. Приведите примеры.

6. Как выражается категория числа у имен существительных и прилагательных?

7. Какие признаки лежат в основе лексико-грамматических разрядов имен существительных?

8. Перечислите и охарактеризуйте лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 206-211, с. 523-549, §§ 212-216, с. 559-572, §§ 217-219, с. 575-582, §§ 220-224, с. 582-592.

Тема 16. Глагол как часть речи. Категории глагола. Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Практические занятия 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки глагола.

2. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Неопределенная форма глагола (инфинитив).

3. Важнейшие глагольные категории (категория вида, наклонения, времени, лица, числа, рода)

4. Причастие и деепричастие как неспрягаемые формы глаголов.

Понятия: Глагол. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Категория вида. Категория наклонения. Категория времени. Категория лица. Категория числа. Категория рода. Причастие. Деепричастие.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение глагола. Прокомментируйте его.

2. Какие формы глагола называются спрягаемыми? Перечислите неспрягаемые формы глагола, приведите примеры.

3. Как определить спряжение глагола?

4. Что обозначают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?

5. Какие глаголы называются переходными? Непереходными? Как определить переходность глагола? Покажите на примерах.

6. Какие глаголы называются возвратными?

7. Что выражает категория наклонения? Приведите примеры глагольных наклонений.

8. Что выражают категории времени и лица? Ответ сопровождайте примерами.

9. Что выражают категории числа и рода? Ответ сопровождайте примерами.

10. Какие признаки глагола и прилагательного имеет причастие?

11. Чем различаются причастия и деепричастия?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 225-229, с. 592-634.

Тема 17. Наречие как часть речи. Категории состояния как особая часть речи

Практические занятия 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Наречие как часть речи (категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

2. Лексико-грамматические разряды наречий.

3. Категориальное значение слов категории состояния. Основные семантические разряды слов категории состояния.

Понятия: Наречие.Лексико-грамматические разряды наречий. Слова категории состояния. Семантические разряды слов категории состояния.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение наречия. Чем наречия отличаются от других знаменательных частей речи.

2. Перечислите лексико-грамматические разряды наречий, охарактеризуйте их, приведите примеры.

3. Дайте определение категории состояния. Прокомментируйте данное толкование.

4. Назовите основные семантические разряды слов категории состояния, приведите примеры.

5. Как отличить слова категории состояния от омонимичных им форм кратких прилагательных, наречий, существительных?

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 230-232, с. 634-637, §§ 233-234, с. 637-638.

 

Тема 18. Служебные части речи. Модальные слова как часть речи. Междометия. Звукоподражательные слова

Практические занятия 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Модальные слова в морфологической системе.

2. Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), их свойства и функции.

3. Междометия и звукоподражательные слова.

Понятия: Модальные слова. Служебные слова. Предлоги. Союзы. Частицы. Междометия. Звукоподражательные слова.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какую роль играют модальные слова в предложении?

2. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

3. Какую роль играют предлоги в предложении?

4. Назовите разряды союзов по значению.

5. Какие значения могут выражать частицы?

6. Каково значение междометий? Приведите примеры междометий.

7. Дайте определение звукоподражательных слов. Приведите примеры.

Базовые учебники:

Русский язык / под ред. Л.Л.Касаткина. §§ 235-238, с. 638-643, § 239, с. 643-644; §§ 240-241, с. 644-648.

 


Date: 2015-12-13; view: 741; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию