Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рас_рочка, словес_ник, в аудитор_, вид_мый, краски смеш_ны, обид_т, поле_ица, раскова_ый, в(пол)уха, (не)смотряна занятость, накле_нный, смеш_ное чувство





Литература:

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Иваненко В.А. Как выбирают имена. - М., 1988

Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. -М.: «Наука», 1984

Симина Г.Я. Из истории русских фамилий. - М., 1971

Симина Г.Я. Фамилия и прозвище. Ономастика. - М., 1969

Суперанская А.В. Имя через века и страны. - Л.: Лениздат, 1990

Суслов А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1991

Унбегаун О.А. Русские фамилии. / Пер. с анг. / Общ. Реб. Успенского Б.А. - М.: Прогресс, 1989

Успенский Л. Ты и твое имя. - М., 1990

Федосюк Ю.А. Русские фамилии. - М., 1981

 

 

Вариант 15. В мире географических названий.

Задание 1.

1. Топонимика - наука, изучающая географические названия.

2. «Строительный материал» для топонимов.

3. «Экология топонимов»

 

Вопросы для контроля:

1. Каково происхождение слова топонимика?

2. Как появляются топонимы? Их разнообразие?

3. Как связаны топонимика и история?

 

Понятия и термины: топонимика, топонимы, антропонимы.

 

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем.

«Слово не воробей,вылетит - не поймаешь».

«Человек спрятан за словами: хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума,но доказывает отсутствие глупости».

Задание3.

Отметьте предложения, в которых лексическое значение слова указано неверно,и объясните, почему.

1.Ландшафт - морской пейзаж.

2.Коалиция - совместный документ, принимаемый представителями крупных государств.

3.Кардинальный - главный, самый существенный.

4.Менталитет - умственные способности человека.

5.Дублет - лицо - заменяющее, дублирующее актера в спектакле.

 

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В семь часов вечера я напившись чаю выехал со станц_и которой названия (не) помню. Было уже темно когда я закутавшись в шубу рядом с Алешкой уселся в сани.

Едва миновав темные фигуры мельниц из которых одна (не) уклюже махала своими большими крыльями и выехав за станицу я заметил что дорога стала тяжелее ветер стал дуть мне в левую сторону. (Не) проехали мы четверти часа как ямщик остановив лошадей передал вожжи Алешке (не) ловко выпростал ноги из сиденья и хрустя большими сапогами по снегу пош_л искать дорогу.

Куда ты? Сбились? Спрашивал я но ямщик (не) отвечал мне а отвернув лицо от ветра который сек ему глаза отош_л от саней.

Ну что. Есть повторил я когда он вернулся. Нету (н_) чего сказал он мне вдруг (не)терпеливо и с досадой (как)будто я был виноват в том, что он _бился с дорог_ и медленно опять просунув ноги в передок стал разб_рать вожжи.

В это время (с)зади нас послышались колокольчики (н_)скольких троек которые догоняли нас.

А то поедемте барин сказал мне ямщик люди проехали. Я согл_сился и мы снов_ повернули против ветра и потащились (в)перед (по) глубокому снегу.

Я смотрел (с)боку на дорогу что(бы) (не) сбит_ся со следа проложен_ого санями. Вдруг впереди послышался знакомый мне колокольч_к. Это были те (же) тройки сложившие почту и с обратными лошадьми привязан_ыми сзади возвр_щавшиеся на станци_ю. Глядя на них мне стало стыдно что я боялся ехать и мой ямщик должно быть испытал то(же) чу_ство потому(что) мы в один голос сказали Поедем за ними. С тех пор как ямщик мой ехал сзади он _делался как(будто) веселее и разговорчивее чем я. Я стал его рас_прашивать (от)куда как и что он и скоро узнал что он земляк мне. Большая пегая лошадь вытянув шею и напрягши спину мерно ступала по совершен_о занесен_ой дорог_.

Проехав еще (н_)сколько времени я увид_л как мне пок_залось д_леко на самом г_ризонте ч_рную длин_ую полосу.

Ст_новилось ужасно холодно и едва я высовывался из воротника как сухой снег крутясь набивался в ресниц_ нос рот и заскакивал за шею.

Через (н_)сколько минут сани заскр_пели по доскам под_езда станцин_ого дома и Игнашка повернул (ко)мне свое засыпан_ое снегом лицо. Доставили (таки) барин сказал он.

(по Л. Толстому)

 

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

Прот_реть, неук_снительно, еж_нок, внуш_нный, бе_шерстный, без_интересный, пр_восходство, ненавид_т, рубле_ый дом, журавли_ый, карта изуче_а, (не)смотря на жару, (не)медля ни минуты.

Литература:

Агеева Р.А. Происхождение имен, рек и озер. - М., 1985

Балабанов В. В дебрях названий. - М., 1985

Вартаньян Э.А. История с географией, или жизнь и приключения географических названий. - М., 1986

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Мурзаев Э.М. География в названиях. - М., 1982

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. - М., 1983

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. - М., 1990

Суперанская А.В. Что такое топонимика? - М., 1985

 

Вариант 16. Словари - наши помощники и друзья.

Задание 1.

1. Из истории создания словарей.

2. Две основные группы словарей: толковые, словари-справочники.

3. Роль словарей в жизни человека.

 

Вопросы для контроля:

1. К какому времени относят первые словарные опыты? Как назывались тогда словари?

2. Перечислите основные виды толковых словарей?

3. Какие словари относятся к справочным?

 

Понятия и термины: лексикография, лексикон.

 

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем:

1. «Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет».

2. «Языком и лаптя не сплетешь».

3. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

(пословицы)

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов (письменно):

Date: 2015-12-13; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию