Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведь, вот, будто, как будто, вдруг, однажды, даже, именно,





приблизительно, примерно, вряд ли, по-прежнему, пустьи др.

4. Вводные слова отделяются от союзов запятой, например:

Он любил жизнь, и, видимо, жизнь его любила. Долга полярная

ночь, но, к счастью, и ей приходит конец.

Исключение составляет союз А. Если вводное слово можно

отпустить или переставить в другое место предложения без

нарушения его структуры, то вводное слово отделяется от союза А запятой, если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится, например:

Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре. Река по

соседству не мелкая, а, наоборот, глубокая.

Вводные предложения.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например:

Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

2. Как правило, запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством союзов КАК, ЕСЛИ,ЧТО,СКОЛЬКО и др., например:

Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

3. Распространенные вводные предложения выделяются тире или скобками, например:

Мой приход - я это мог заметить - несколько смутил гостей

Более сильным выключающим знаком являются скобки, например:

Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две - три не гулять (он прогулок без целей терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в бережный глаз бывает пылинка попдает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наукизвесно однако мало изучно. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погружн в задумчивость и кажется во(все) (не) торпился в дорогу. Но как говорится глаза стршат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот увличивали в эту минуту тяжеловесную грацю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обосновное обвнение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.



 

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Видшь, ключм, (не) торопясь, (по) французски, пчелиный, повесть законч на, хваленый препарат, в санатори, если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

Литература :

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

Разновидности городской устной речи. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1993.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

 

Вариант 8. Культура речи.

 

Задание 1.

1. Характеристика понятия «культура речи».

2. Коммуникативные качества речи.

3. Культура речи - признак высокой культуры человека.

 

Вопросы для контроля.

1. Что такое культура речи?

2. Что означает «точность речи?»

3. Что такое выразительность речи?

4. Каковы основные средства речевой выразительности?

5. От чего зависит культура речи?

 

Понятия и термины: эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, синекдока, гипербола, аллегория.

 

 

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1) «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

2)«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

3) «Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

Задание 3.

Составьте по предложению на каждое значение следующих слов:

школа: 1) как учебное заведение

2) как практический опыт

3) как научное направление

фигура: 1) очертание человеческого тела

2) важное значительное лицо

3) комплекс движений в танце

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе КАК».

Методические советы. Обратите особое внимание на то, что присоединяет союз КАК (придаточное предложение или входит в состав сказуемого, сравнительный оборот со значением ПОДОБНО и сравнительные обороты устойчивого характера, приложение в значении ПО ПРИЧИНЕ и приложение со значением В КАЧЕСТВЕ).



Для справок.

1. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет придаточное предложение, например:

Снова стало слышно, как ручей шумит. Я и сам не заметил, как ушли мои друзья.

2. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот со значением ПОДОБНО, например:

Большая душа, как большой костер, издалека видна. Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

3. Запятыми выделяются вводные предложения, начинающиеся с союза КАК, например:

Это происходило, как сейчас помню в 1980 году.

4. Запятыми выделяются обороты, присоединяемые союзами

КАК И, например:

Он, как и всякий человек, имел свои привычки. Воля наша, как и

наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности.

5. Запятыми выделяются обороты с союзом КАК, если им предшествуют слова ТАК, ТАК ЖЕ, ТАКОЙ, ТО, ТОТ, например:

Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. Ничто так не огорчало Левина, как этот тон.

6. Запятыми выделяются предложения, имеющие оттенок причинности и присоединяемые союзом КАК. В этом случае приложение с союзом КАК может быть без нарушения смысла заменено придаточным предложением, например:

Белинский, как выдающийся критик и демократ, близок и дорог нам.

 

7. В местоименных договорах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК запятая ставится перед союзом КАК, например:

И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывные

воспоминания о тех днях счастливой близости к ним.

8. Запятые не ставятся, если союз КАК выступает в значении В КАЧЕСТВЕ, например:

Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. Мы

знаем Индию как страну древнейшей культуры.

9. Запятая не ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот устойчивого типа ( гол как сокол, как в воду канул, бояться как огня и т. д.), например:

Марья Кирилловна сидела как на иголках. В горячие для буфета часы Павка носился с подносом как угорелый.

10. Запятыми не выделяются обороты, присоединяемые сочетаниями КАК МОЖНО, КАК НЕЛЬЗЯ плюс сравнительная степень прилагательного или наречие, например:

Он тоже махал раненым рукой, но видно было, что стремился как

можно скорее уйти от этого большого серого здания, чтобы скрыть

свое волнение.

11. Запятая перед союзом КАК не ставится, если ему предшествуют отрицательная частица НЕ и слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО ПРОСТО, ПОЧТИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО и др., например:

Было светло почти как днем. Он поступил не как трус. Это звучит

совсем как парадокс.

12. Запятая не ставится в сложном подчинительном союзе перед КАК (ПО МЕРЕ ТОГО КАК; ПОСЛЕ ТОГО КАК; С ТЕХ ПОР КАК; ТАК ЖЕ КАК; ТОГДА КАК; В ТО ВРЕМЯ КАК и др.), если предложение начинается с придаточного предложения, в начале которого стоит подчинительный союз, например:

По мере того как Анатолий Иванович приближался к околице,

впечатление его менялось.

 

Упражнение.Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества. Двери захлопывались с такою (же) стремительностью как дверцмышеловок. Стих Пушкина ярок как молния прозрачен и чист как кристал.(Не, ни ) что так как простота (не) способствует сближению людей. В голых дачных садах гудел ветер и ему отклкалось как эхо свнцовое море. Я вспоминала как растрали мы в руках спелые ржаные колосья летом как жили в Заручевье там где я узнала о дневных звездах. Прроде надо что(б) ее любили. Ей это надо так (же ) как и нам. (Во) след т рану полетело как гром проклятие племен. Когда радость как буря иль горе как ночтолько эти слова тебе могут помоч. Смотрт Сережа как бежит река и (не) может (не) думать о прошлом дне. Маслова чуствовала что когда он говорил при ней его речбыла обращна к ней и что он говорил для нее страясь выржатся как можно понятнее. Онегин воспрнимал либерализм (не) как серьезный вопрос жизни а как умств енную моду. Солнце взошло и как это бывает каждым весе ним утром чуствовалось что встало оно раньше обычного. По мере того как он подезжал ему открывались шедшие друг за другом вереницей и различно м хавшие косами мужики. А люди по ступеням суток бегут как белка в колесе. Он как и всякий человек имел свои првычки. Я и сам (не) заметил как ушли мои друзья. Повесть направлна против дворянства как передового класса. Мне всегда легче работает ся после того как я послушаю музыку. С тех пор как определилась цель экспедици нам все стало ясно. Видел Егорушка как мало (помалу) темнело небо и спускалась на землю мгла как засвтились одна за другой звезды. (Ни, не) в чем так свободно (не) проявляет ся народный характер как в песни пляск.(Ни, не) что (не) обходится нам так дешево и (не) ценится так дорого как вежлвость. Все в доме раздржало графиню и содержание и намек на велик душие и в особенности как ей покзалось развязный тон. Павка носился с подносом как угрепый. Бобров как (ни, не) всматривался в серый предутренний (полу)мрак (ни, не) чего (не) видел кроме какой (то) чрной (не) ровной стены над которою плменело небо. Бобров бецельно брдил между опустевших заводских даний и как это случает ся иногда при особенно сильных потр сениях говорил говорил сам с собою (в) слух.. (Ни, не) кто нас (не) стеснял и мы раположились как дома. Птица как стрела спустилась и взмыла опять (к)верху. Грибоедов знаменит как тврец одного произведения. На малюсеньком листочкприк -репленом к паутинпаучок сидел как капитан своего корабля и он наверное знал куда и зачем ему лететь.

 

Задание 5.

 

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) первых, просвщение, вряд(ли), прколоть, волчнок, вырстать, дешвый, учасвовать, тот(же), как (бы), назначте встречу.

Литература :

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи : Учебное пособие. - Ростов н/Д., 1994.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Иванова - Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

Культура русской речи : Учебник для вузов. - М., 1999.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996.

Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

Вариант 9. Нормативный аспект культуры речи.

Задание 1.

1. Понятие «Языковой норма».

2. Характеристика основных норм литературного языка.

3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

 

Вопросы для контроля.

1. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2. Какие языковые нормы литературного языка необходимо знать?

3. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические нормы литературного языка.

4. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением языковых норм.

Понятия и термины: языковая норма.

 

Задание 2.

Объяснить происхождение пяти (любых) фразеологизмов.

Ящик Пандоры, Прокрустово ложе, дары данайцев, Филькина грамота, Гордиев узел.

 

Задание 3.

Определить род имен существительных и подобрать к каждому прилагательное.






Date: 2015-12-13; view: 519; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию