Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шампунь, кофе, тюль, бандероль, виски, толь, мозоль, кенгуру, алиби, жалюзи, шимпанзе, пюре, конфетти, портмоне





 

Задание 4.

Тема: «Пунктуация при прямой речи».

Методические советы. Обращайте внимание на место прямой речи и слов автора в тексте, так как постановка знаков препинания при прямой речи зависит именно от этого.

Для справок.

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире; сравните:

а) Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает».

б) Вдруг говорят мне:

- Человек вас спрашивает.

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое её слово пишется с прописной буквы, например:

Ива наклонилась над водою, и далекой иве говорю: «За большую

песенную долю я сегодня мир благодарю».

2. После прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например:

«Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку, и мы стали

спускаться.

3. Если в конце прямой речи стоит восклицательный или вопросительный знак, то после него ставится только тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например:

«Ты, может, нездоров, Павлуша?» - спрашивала она его иногда. «Стой! Кто идет? Остановись!» - крикнул голос, и несколько людей загородили дорогу.

4. Если слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи:

а) слова автора разрывают прямую речь на том месте, где не должно

быть никакого знака или должны были бы стоять запятая, точка с

запятой, двоеточие или тире. В этом случае слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, например:

«Нам придется здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в

такую метель через горы не перейдешь».

б) если на месте разрыва должен был бы стоять знак вопросительный

или восклицательный, то после первой части прямой речи ставится

этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть

прямой речи начинается с большой буквы, например:

«Какие радости ты знала? - спрашивал он. - Чем ты можешь помянуть

прожитое?»

«Обвинять меня в трусости ты не имеешь права! - загремел он

запальчиво. - Сначала поработай с моё».

5. Если в авторских словах имеется два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы, например:

«Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: -

Что молчишь?»

6. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после неё - запятая и тире, восклицательный знак и тире, вопросительный знак и тире, например:

Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуйте!» - Базаров отправился к

себе в комнату.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Мы горячобн маем вас закончила она дрожащм от волнения и гордости за его успех голосом и как (будто) сказав (не) что имеющее прямое отношение к служебным делам спросила Поняли вы меня? Как вы меня поняли? Этот меня любил подумала она и жалко ей стало его и с участием протнула она ему руку. Тепрь уже (не) далеко заметил Павел Петрович вот стоит только на эту горку поднятся и дом будет виден. Шапку снимая при встречс ним скажет народ о нем Это железный русский солдат он защ щал Сталинград. Скажи пожалуйста Вера спохватился вдруг Райский зачем она вызвала меня. О друг мой Аркадий Николаевич воскликнул Базаров Об одном прошу тебя (не) говори красиво. Эх милый с (не) смелой улыбкой сказала она словами Грибоедова живите (ка) смеясь. Полно тебе болтунья (полу) сердито сказала бабушка Поди к Верочке и узнай что она. Здравствуйте беглец проговорила она своим ровным ласковым голосом и пошла к нему (на) встречу улыбаясь и щурясь от солнца и ветра Где ты его нашла Катя. Искать и находить причины (не) ясных но плодотворных человеческих состояний дело писателей подумал Муравьев. После (не)скольких минут молчания я сказал ей приняв самый покорный вид. Я слышал кнжна что будучи вам совсем (не) знаком я имел уже (не) счастье заслужить вашу (не) милость. А как (же) поезд подумала Наташа и удвилась эта мысль (не) вызывала у нее (ни) какой тревоги. Вам (не) нравится как я говорю спросил он и точно утверждая свое право говорить (не) приятности мне назвал себя Я Гарин. Читали что (нибудь)?

Вот видте сказал Эрнст создвать счастье это высокий труд. Ну теперь кажется мы можем ехать заметил мой новый прятель. Радда и говорит Хорошо ты Лойко играеш. Постойте(ж) я сскал секрет кричит Осел Мы верно уже поладим коль рядом сядем».

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Кто (либо), кое (с) кем, приксаться, расчска, цгейка, завюжило, тысяч,

бездейный, бевкусный, стариный, запутные ответы.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-ое изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2000.

Головин Б.Н. Основы культуры речи.2-е изд., испр. - М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. - М., 1989.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Соппер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992.

 

Вариант 10. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Синонимы, антонимы, омонимы и их употребление.

3. Употребление стилистически ограниченной лексики (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы).

 

Вопросы для контроля.

1. Что изучает раздел русского языка «лексика»?

2. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

3. Чем отличаются диалектизмы от других слов?

 

Понятия и термины: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, стилистически ограниченная лексика.

 

Задание 2.

Подобрать сначала синонимы, затем антонимы к следующим словосочетаниям:

Свежий хлеб - мягкий, черствый

свежий воздух -

свежая рыба -

свежие цветы -

свежая газета -

крепкий чай -

крепкое здоровье -

крепкие нитки -

крепкая дружба -

крепкая любовь -

 

Задание 3.

Написать названия произведений, построенных на противопоставлении.

Например: «Война и мир»...,...

 

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при цитатах».

Методические советы. Обратите внимание на то, что цитата - разновидность прямой речи.

Для справок.

1.Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких

абзацев, выделяются кавычками только в начале и в конце текста,

например:

В статье «Драма русского барства» М. Горький писал: «Герцен -

первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносто

ронне и глубоко на русскую жизнь. Его ум – ум исключительный по

силе, как его язык исключителен по красоте и блеску. Герцен пер

вый в 40-х годах в своем рассказе «Сорока-воровка» смело выска

зался против крепостного права…».

2. Если цитата сопровождается словами автора, знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, например:

Во вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка». «Где граница между прозой и поэзией, - писал Лев Толстой, - я никогда не пойму».

3. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы, например:

В.Г. Белинский писал, что «изучить поэта - значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведением, но и перечувствовать, пережить их».

4. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; после текста цитаты (перед закрывающимися кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.

5. Если сопровождающие цитату слова служат и для оценки, характеристики ее (так, вот что, вот так), то после цитаты ставится только тире, например:

«Весь мир отражается в этой светлой, изумрудного тона воде» - так описывает путешественник одно из здешних озер.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Достоевский говорил о русских писателях что все они вышли из гоголевской Шинели. Разговор Татьяны с няней чудо художестве_ного совершенства писал Белинский. Тридцати(летний) Лермонтов записал в своей тетрад_ В народных сказках более поэзии чем во всей француз_кой литературе. Прав отчасти был Владимир Одоевский когда он сказал что поэзия есть предвес_ник того состояния человечества когда оно перестает дост_игать и начнет пользоват_ся достигнутым. Чехов пр_зн_вался Я (не)знаю языка лучше чем у Лермонтова. Песни и поэмы Лермонтова гремели (по)всюду вспоминал один из писателей того времени. Белинский сказал что (за)границей встречают_ся те (же) Чичиковы только в другом платье. А.П.Чехов отмечал язык должен быть прост и изящен. Кипренский пр_небрег словами Пушкина о том что служенье муз не терп_т суеты пр_красное должно быть вел_чаво. Как я счастлив что родился в России подумал Кипренский. Вновь я зах_ндрил без меры и границ писал Левитан Чехову из Финляндии Здесь нет природы. И Шевченко думал в ссылке о том что(бы) солнце правды хоть сквозь сон увид_ть что(бы) хотя(бы) раз еще взгл_нуть на народ свой. Без_умный Евгений стоял перед Медным всадником и (не) мог найти для своего отчаяния (ни, не) одного слова кроме ужо тебе. Однажды Пушкин сказал какому(то) из своих пр_ятелей Представь какую штуку с_грала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я (ни, не) как (не) ожидал от нее.

Ты мне льстиш_ Орест промолвил грус_но Пушкин глядя на оконч_ный портрет. Где сказал Кипренский с тоской я возьму красок что(бы) изобр_зить это зимнее бе_молвие и этот блеск и дворц_ утратившие об_ем и тяжесть и наконец в_лнение своего сердца? Надо будет ему возр_зить так решил Берлиоз да человек смертен (ни, не) кто против этого не спорит.

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

(Пол)дома, ум_рать, пред_стория, как(то), достич_, эконом_те, двух_ярусный, пр_мудрый, в аудитори_, ш_лк, там(же).

Литература:

«Вопросы стилистики» - журнал

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.Я. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2000

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987

Словарь антонимов русского языка. - М., 1984

Словарь омонимов русского языка. - М., 1974

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1997

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1996

 

Вариант 11. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

 

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Заимствованные слова и их употребление, употребление устаревших слов и неологизмов.

3. Употребление фразеологизмов.

 

Вопросы для контроля:

1. Какие слова относятся к устаревшим?

2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?

3. Что такое фразеологизмы? Их функция в русском языке?

Понятия и термины: лексика, историзмы, архаизмы, фразеологизмы.

 

Задание 2.

Подберите синонимы к заимствованным словам:

Date: 2015-12-13; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию