Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудный вопрос





 

А кстати, какой вопрос считать трудным? Особенно если учесть все различия знаний и вкусов игроков. Как привести их к единой мере?

В 1989‑м мы с моим братом Нурахмедом задумались над формализацией оценки вопросов. И довольно скоро появилось решение: самый надёжный критерий – статистика. Зададим один и тот же вопрос сразу многим командам – и посмотрим, сколько из них справятся.

Уже летом 1989‑го В. Ворошилов провёл экспериментальные игры по новой системе. Сразу десять команд одновременно записывали (чтобы не помогать и не мешать друг другу) свои ответы. За каждый правильный ответ команда получала столько очков, сколько команд ошиблось. Чем сложнее вопрос, тем больше ошибок – и тем больше получат те, кто справился.

С сентября по декабрь 1989‑го прошёл цикл телевизионных игр по новым правилам. К сожалению, найти формат передачи, передающий весь накал соревнования, сразу не удалось, и телегруппа вернулась к привычной игре: одна команда против авторов вопросов. Но уже 16‑го декабря всё того же 1989‑го состоялся первый тур первого официального турнира по спортивной версии «Что? Где? Когда?», где команды состязаются друг с другом. Сейчас в этих соревнованиях участвует по всему миру – по разным оценкам – 10–15 тысяч команд. Конечно, правила с тех пор изрядно поменялись – но в основе всё та же идея игры на одних и тех же вопросах.

А для телевидения мне с тех пор удалось разработать новые форматы передач, где отвечать – и тем самым заодно участвовать в оценке вопросов – Могут не только игроки в студии, но и миллионы телезрителей. Когда такая игра будет запущена – сколько людей сможет оперативно сравнивать свои способности с опытом ветеранов интеллектуальных игр!

 

От штурма к планомерной осаде

 

Если есть с кем обсуждать варианты решения, вплоть до самых сумасшедших и фантастических, не ожидая насмешек, а надеясь на совместное выделение всего конструктивного, имеет смысл ввести проведение мозгового штурма в повседневную практику творческой работы. Правда, правильнее будет именовать его теперь мозговой осадой или конференцией идей – этот термин предложен ещё в середине 1970‑х немецкими креативщиками.

Мозговая осада предназначена для сбора идей и их первичной обработки. Хорошо подготовить осаду крепости‑проблемы – означает, прежде всего, способствовать раскрепощению участников от оков привычек, а вовсе не предусматривать каждую мелочь.

✓ Необходимо правильно и заранее сформулировать задачу.

✓ Участники осады должны быть знакомы с проблемой в общих чертах, т. е. не обязательно быть узкими специалистами.

✓ Состав «осаждающих» от раза к разу меняется. Неизменным остаётся наиболее активное ядро предыдущих участников.

✓ Присутствие женщин стимулирует мужчин, женская логика дополняет мужскую прагматичность (этому мы посвятим особый раздел).

✓ Желательно участие в «осаде» людей разного возраста. Дети высказываются первыми, чтобы на них не давил авторитет старших участников[142].

✓ Для участия в «осаде» приглашают за два – три дня до её начала.

✓ Кто замыслил «осаду», тот и становится верховодой, он же формулирует проблему. Он выполняет роль арбитра – смотрит за соблюдением правил общения между участниками, но не участвует в критике их друг другом. Заполняет возникшие паузы, прерывает словоизвержения.

✓ Мозговая осада – коллективный труд. Не оговаривают, не записывают и не запоминают, кто какие идеи высказал. Опорочить любую идею может всякий, в этом нет никакой чести. Критика высказанных идей разрешена лишь экспертам – второму эшелону осаждающих, которые анализируют «безумство» авангарда – генераторов.

Но даже и с самим собой можно проводить некий индивидуальный мозговой штурм. Составляйте список вариантов решения, перечень побочных идей, возможные ответвления, рассматривайте все пути в «пространстве проблемы». Подбирайте информацию сами в Интернете, читайте произведения великих учёных, старайтесь посетить лекции, дискуссии и конференции, где можно услышать специалистов по интересующим вас вопросам. Попробуйте установить мысленную связь между решаемой проблемой и высказываниями великих людей – выбирайте из известных вам цитат наиболее подходящую по духу и теме и поработайте с ней. Покрутите заложенную в ней мысль, поищите ассоциации со своей задачей.

Вообще при такой атаке на проблему фиксируйте – письменно или на диктофоне – всё, что Вам приходит в голову, превращайте Вашу проблему в подобные, но упрощённые, вводите для помощи «маленьких человечков», ищите аналогии. В общем, не давайте отдохнуть вашему «фонтану» идей!

Времени придётся потратить побольше, чем при мозговом штурме с участием талантливых друзей. Но лучше ведь продвигаться, пусть даже медленнее, чем стоять на месте. Так Вы тренируете свою способность расширять интеллектуальный кругозор, свой умственный арсенал. Ну, а если Вы творец‑одиночка, такой вариант творчества наиболее эффективен – никто не помешает, не собьёт с мысли, не поведёт всех по неверному пути.

 

 







Date: 2015-12-12; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию