Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бигуди № 4
Насчёт эстетических законов мышления – вот пример, когда эстетические «законы прекрасного» весьма далеки от этических норм. Я имею в виду, когда хитроумное человеческое мышление находит лазейки в неписаных правилах жизни общества или писаном своде законов. Цель мышления в этом случае – чаще всего захват власти, обогащение, т. е. по сути устранение препятствий. Пример из истории: римский император Лициний (не очень приятная личность, если посмотреть поближе) своим указом установил точную величину месячного налога и потребовал от граждан ежемесячных выплат. Личные планы императора были, однако, столь обширны, что собранных с народа денег не хватало на их выполнение. Повысить величину ежемесячного налога? Неприлично собственный указ нарушать, народ обидится. Что же делать? А почему бы не изменить частоту – насчёт этого ещё указов не было! И Лициний…. Какой же указ издаёт император Рима?12
Изменяет ли человек, порождая новое знание, только свой собственный мир? Видимо, творческие способности означают создание чего‑то нового скорее для самого человека, чем для его окружения. Действительно, новые элементы вносятся в окружающий мир не только тогда, когда мы это делаем целенаправленно, но даже тогда, когда мы делаем открытия, казалось бы, лишь для себя. На самом деле меняется мировая информационная среда, и в мир постепенно встраивается новая информация. Под творчеством часто понимают и создание чего‑либо нового, принимаемого в определённой ситуации и в определённое время за нужное и полезное. Приведём несколько определений понятия «креативность», данных весьма известными людьми. Итак, креативность – это: ✓ Появление нового, производного по отношению к уже известным, продукта, возникающего как следствие уникальности некого индивидуума (Карл Роджерс). ✓ Возникновение такого сочетания (предметов или идей), которое является и новым, и ценным (Генри Миллер). ✓ Способность создавать новые комбинации социально значимых ценностей (Джон Хафеле). ✓ Создание нового смысла путем синтеза (Майрон Аллен). ✓ Беглость, гибкость, оригинальность, а иногда – совершенствование (Торранс). Любой мыслительный процесс, в результате которого формируются и могут быть выражены определенным образом оригинальные образы (Гарольд Фокс). ✓ Способность видеть (или осознавать) и реагировать (Эрих Фромм). ✓ Результат подсознательного конфликта побуждений и потребностей, сублимированный благодаря усилиям эго в результат, полезный как для творца, так и для общества (Зигмунд Фрейд). А вот ещё одно изящное неявное определение, предложенное в качестве примера известным зарубежным психологом Л. Уилсон: «Креативность напоминает кошку, пытающуюся догнать свой хвост. В каждом акте творчества или при решении проблемы мы часто ходим по замкнутому кругу, желая поймать мысль. Иногда верный ответ или решение прямо перед нашими глазами, но мы не можем его увидеть. Чтобы найти ответ задачи, сообразить, чего мы не учитывали, понять, в чём решение проблемы, нам достаточно всего лишь посмотреть на то, что хорошо известно, с другой стороны или совершенно по‑новому». Итак, креативность, коротко говоря – способность к творчеству. А процесс, в котором эта способность находит своё выражение, будем называть креативным (творческим, эффективным, продуктивным) мышлением. Можно сказать и по‑другому: креативное мышление – процесс, который мы используем для того, чтобы прийти к новой идее. Или – эвристический акт. Или – процесс рождения нового знания, ранее не существовавших идей. Что значит «ранее не существовавших»? Если ты ничего не сеял, то вряд ли будет что собирать. В начале решения задачи мозг создаёт новые комбинации из уже имеющихся блоков информации. Каждая такая заготовка подвергается проверке с привлечением различных критериев: имеет ли отношение этот «информационный эмбрион» – своеобразный зародыш решения – к анализируемой задаче, каковы его внутренние свойства, связи его элементов между собой и с другими структурами и т. д. Но самое важное, что совершает наше мышление, – развивает каждую из мыслей‑эмбрионов. То есть строит модельную ситуацию, используя все входные данные. Цель – проследить, как меняются мысль, предмет или способ при варьировании (в пространстве и времени) связей между окружающим миром и информационной моделью. Оценивая параметры такой эволюции, мозг принимает решение о степени соответствия новой идеи искомому решению. Иногда генерацию новых идей сводят к примитивному утверждению: новые идеи формируются в нашем мозгу, только развивая уже имеющиеся, новые идеи появляются лишь в контексте того, что мы уже знаем. В процессе мышления мозг способен порождать новую информацию, новые креативные идеи, только опираясь на имеющийся запас данных и свои комбинаторные и аналитические способности. Ещё в XVII веке один из основоположников современной педагогики философ Джон Локк сформулировал это чеканной латынью: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse – в сознании нет ничего, чего бы не было раньше в ощущениях, кроме самого сознания. Поэтому придумать что‑либо при анализе задачи, вопроса, для разрешения «безвыходной» ситуации мы можем, лишь перебирая записи в своей «записной книжке».
Date: 2015-12-12; view: 821; Нарушение авторских прав |