Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности. Оно проявляется тогда, когда общество с удивлением вспоминает, что великие стройки делаются не только ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обнаруживается, что строители — это не только «кадры», «работники», но и люди. И от индивидуальных действий этих людей зависит как их собственная неповторимая судьба, так и судьба всего человечества. Вот тогда-то пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек?», «как рождается личность?», «в чем смысл жизни?» перестают восприниматься как абстракция или игра бездельного ума. Общественная психология, которая, по меткому выражению Сергея Залыгина, в застойные периоды общества ведет подпольный образ жизни, начинает вырываться на поверхность. Она спешит осознать пережитое и задает вопросы, от которых уже никуда не уйти. Какова цена раскола между идеалом и реальностью? Как перейти от покаяния к действию? Где искать избавление от горьких плодов преступности и наркомании? Когда падет в обществе авторитет власти и придет власть авторитета? Все эти и многие другие вопросы вновь начали обсуждать политики, писатели, социологи, историки... Лишь психологи, когда речь заходит о драмах личности и общества, чаще всего хранят молчание. Молчание психологов имеет свое объяснение, но не имеет своего оправдания. Объяснить это молчание можно, вспомнив строки Л. С. Выготского, оказавшиеся пророческими: «Наша наука не могла и не может развиваться в старом обществе. Овладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим обществом»[199]. Äåéñòâèòåëüíî, ïñèõîëîãèÿ ëèøü òîãäà ñìîæåò îâëàäåòü ïðàâäîé î ëè÷íîñòè, êîãäà ñàìî îáùåñòâî çàõî÷åò óñëûøàòü è ïðèíÿòü ýòó ïðàâäó.  òîì æå îáùåñòâå, ãäå ó ÷åëîâåêà áûë «âìåñòî ñåðäöà ïëàìåííûé ìîòîð», ïñèõîëîãèÿ âûíóæäåíà çàíèìàòüñÿ «÷àñòè÷íûìè» îáúåêòàìè (îùóùåíèÿìè, âîñïðèÿòèåì, ïàìÿòüþ, ýìîöèÿìè è ò. ï.), ñîáèðàòü ëè÷íîñòü èç îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, à íå èñòîðèåé ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà â ïðèðîäå è îáùåñòâå. Íàøå îáùåñòâî íà÷èíàåò ìåíÿòüñÿ. Ïðàâäà îá îáùåñòâå äåëàåò ñâîå äåëî, çàñòàâëÿÿ êîëåáëþùóþñÿ ñòðåëêó áàðîìåòðà îáùåñòâåííîãî èíòåðåñà ñäâèãàòüñÿ ê èíòåðåñàì ëè÷íîñòè.  ýòîé ñèòóàöèè âñå íàñòîé÷èâåå ïðîñòóïàåò ïîäëèííûé ñîöèàëüíûé çàêàç íà èññëåäîâàíèÿ ïñèõîëîãèè è ñîöèîëîãèè ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Перефразируя высказывание П. П. Блонского о том, что поведение может быть понято только как история поведения, необходимо сказать: психология личности может быть понята только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Именно это положение лежит в основе историко-эволюционного деятельностного подхода к изучению развития личности, представленного в данном учебнике. При анализе проблем развития личности с позиций историко-эволюционного деятельностного подхода особенно ощутимо осознается то, что линии исследования развития человека в эволюции природы (биогенез), истории общества (социогенез) и жизненного пути индивидуальности (персоногенез) до сих пор представляют собой как бы три непересекающиеся прямые. Поэтому какие бы проблемы развития личности ни обсуждались в учебнике, приоритет всегда отдавался вопросам, решение которых позволяет наметить точки перекреста линий биогенеза, социогенеза и персоногенеза человека. К числу такого рода вопросов относятся, например, вопросы о роли «рассеивающего отбора» в эволюции индивидных свойств человека, об эволюционном смысле неадаптивных действий шутов и еретиков в истории культуры, о феномене «психологического симбиоза» и о содействии как исходной клеточке анализа развития личности, о специфике личностного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях и т. п. При выделении подобных вопросов основной акцент делался, скорее, на необходимости самой их постановки в психологии личности, чем на изложении какого-либо завершенного варианта их решения. Если будущие поколения психологов, взявшись за разработку вопросов развития изменяющейся личности в изменяющемся мире, создадут конкретную историческую психологию, то они не только помогут обществу овладеть правдой о личности, но и помогут самой личности овладеть правдой об обществе, стать свободно действующим и отвечающим за свои действия человеком.
О Г Л А В Л Е Н И Е
П Р Е Д И С Л О В И Е......................................................................................................................................................................... 3 Раздел I................................................................................................................ 6 Уровни................................................................................................................ 6 методологии науки и....................................................................................... 6 проблема личности........................................................................................... 6 Глава 1.................................................................................................................................................................................................... 7 ОТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ — 7 К УРОВНЯМ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ 7 Глава 2 19 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА 19 В МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ 19 Глава 3 37 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — ОБЩЕНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 37 Глава 4 65 ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА — КОНКРЕТНО-НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ 65 ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ 65 Глава 5 98 ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 98 Раздел II.......................................................................................................... 127 Индивидные................................................................................................... 127 свойства человека и их роль в развитии личности.................................. 127 Глава 1............................................................................................................................................................................................... 127 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА 127 Глава 2 150 ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОБУЖДЕНИЯ ИНДИВИДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 150 Глава 3 155 ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 155 ИНДИВИДНО-ТИПИЧЕСКНХ СВОЙСТВ 155 ЧЕЛОВЕКА 155 Глава 4 172 РАЗВИТИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ СВОЙСТВ ИНДИВИДА В ОНТОГЕНЕЗЕ ЛИЧНОСТИ 172 Раздел III......................................................................................................... 190 Социально-исторический образ жизни –................................................... 190 источник развития личности....................................................................... 190 Глава 1............................................................................................................................................................................................... 190 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 190 Глава 2 195 СОЦИОТИПИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 195 Глава 3 211 УРОВНИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 211 И ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 211 В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 211 Глава 4 218 СОДЕЙСТВИЕ — ОСНОВА 218 СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 218 Раздел IV......................................................................................................... 227 Индивидуальность........................................................................................ 227 личности и ее жизненный путь.................................................................... 227 Глава 1............................................................................................................................................................................................... 228 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 228 Глава 2 231 МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИХ ДИНАМИКА 231 Глава 3 239 МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 239 Глава 4 243 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ 243 И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 243 ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 243 Глава 5 249 ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР 249 Глава 6 254 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 254 Глава 7 260 САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — УСЛОВИЕ И ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 260 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 269
Date: 2015-12-12; view: 380; Нарушение авторских прав |