Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности авторских прав иностранцев в РФ и отечественных авторов за границей. Авторские договоры
Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для м/ународного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость м/ународно-правовой защиты авторских прав и их признания на территории других гос-во стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. — в 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует в ред. 1971 г.). Гос-ва-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС). Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Основа Конвенции — материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование — применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда. При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны — предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран — членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т.е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам — гражданам гос-во, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам гос-во — членов Союза. Т.о., Конвенция устанавливает различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений. Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законод-вом. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право гос-ва первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены. Конвенция предусматривает две группы авторских прав: Личные имущ-ые и неимущ-ые права, установленные национальным законод-вом гос-ва, в котором испрашивается требование об охране. Специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись и т.д. Предусмотрено ограничение права автора на перевод — автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение 10 лет не воспользовался этим правом. Отличительные особенности Бернской конвенции — существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое гос-воо само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны — права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (не исчерпывающий) перечень видов таких произведений. Объем авторских прав определяется законом того гос-ва, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима. Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий м/ународный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся гос-во. Таким гос-вам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностр-ых произведений. В настоящее время развивающиеся гос-ва настаивают на ревизии норм Бернской конвенции, отмене исключительных прав автора на перевод и безгонорарном опубликовании в этих гос-вах лучших произведений литературы и науки. Данная позиция, разумеется, абсолютно не соответствует интересам развитых стран. В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция — 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопродолжатель СССР. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель — дополнить уже действующие нормы м/ународного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем Бернская конвенция. Для стран — участников Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права. Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся гос-во: выдачу гос-воом принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свободу радио- и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом гос-ва, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков. Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения. Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима: Выпущенные в свет произведения граждан любого гос-ва-участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого гос-ва, пользуются в каждом другом гос-вое-участнике охраной, которую такое гос-воо предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого гос-ва-участника пользуются в каждом другом гос-вое-участнике охраной, которую такое гос-воо предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Любое гос-воо-участник может в порядке своего внутреннего законод-ва приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории. Объем авторских прав определяется национальным законод-вом гос-во-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора — исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система. В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор — Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению. Особо подчеркивается необходимость выработки современных м/ународных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и М/ународное бюро ВОИС. Особое место среди универсальных м/ународных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав. Среди региональных соглашений о м/ународно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы Европейского совета (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г. Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав — право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности. Во многих гос-вах создана система национально-правовой охраны смежных прав (законод-во Франции, Дании, Швеции). М/ународно-правовая унификация в области смежных прав: М/ународная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется но законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны — 20 лет (гос-ва вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь м/ународный знак охраны смежных прав. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима, охраны в рамках антимонопольного законод-ва и уголовно-правовой защиты. Гос-ва — участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права — законод-во гос-ва гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции гос-во-участников. Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограмм, передаваемых через спутники, 1974 г. (открыта для подписания не только членам ВОИС, но и всем членам ООН). Цель Конвенции — выработка такой м/ународно-правовой системы, которая способствовала бы использованию спутниковой связи и одновременно охраняла бы права авторов и субъектов смежных прав. В Брюссельской конвенции нет специальных правил по предупреждению актов «интеллектуального пиратства» и наказанию за их совершение. Такие правила устанавливаются на национальном уровне гос-вами-участниками. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС). Договор не влияет на обязательства гос-во по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав — 50 лет; значительно расширен и круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое гос-воо-участник предоставляет гражданам других гос-во такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.
Date: 2015-12-13; view: 985; Нарушение авторских прав |