Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коллизионное регулирование деликтных отношений в РФ. Ответственность за вред, причиненный потребителю
Генеральная общая коллизионная норма деликтных обязательств в росс-ом праве — это применение права страны места совершения вредоносного действия или бездействия. Закон места совершения деликта безусловно применяется во всех случаях, независимо от того, совершено ли правонарушение на территории РФ.или за границей. Возможно и применение права места наступления вредоносных последствий, если делинквент предвидел или должен был предвидеть наступление вредных последствий именно на территории этого гос-ва. Российский законодатель учитывает современные тенденции коллизионного регулирования деликтных отношений: предусмотрено применение личного закона сторон (при их общем гражданстве или общем домицилии) и закона суда (но только по договоренности м/у сторонами). Деликтный статут правотн-ия определен в ст. 1220 ГК РФ: способность лица нести ответственность за причиненный вред; ответственность лица, не являющегося непосредственным деликвентом; основания ответственности, ее ограничения и освобождения от нее; способы, объем и размер возмещения вреда. Предусмотрена специальная коллизионная привязка для решения вопросов деликтоспособности иностранцев — на основании права, подлежащего применению к деликтному обязательству в целом, а не на основании коллизионного принципа личного закона. Установление содержания иностранного деликтного права производится российским судом исходя из правил официального толкования иностранного права. Случаи ограничения применения иностранного права, закрепленные в ст. 1192, 1193 ГК РФ, применяются и к спорам из деликтных обязательств. Воздушный кодекс РФ 1997 г. и Кодекс торгового мореплавания 1999 г. предусматривают специальные случаи ограничения применения закона места причинения вреда. Нормы Воздушного кодекса и КТМ РФ имеют приоритетное применение перед нормами ГК РФ, поскольку и Воздушный кодекс, и КТМ РФ являются специальными законами, регулирующими отношения в конкретной области, и в данном случае действует принцип приоритета специального закона перед общим. Конвенция о правовой помощи СНГ 1993 г. и система двусторонних договоров. РФ о правовой помощи устанавливают однотипные коллизионные привязки к обязательствам из деликтов: генеральная — место совершения противоправного действия; субсидиарные — закон общего гражданства или домицилия сторон и закон суда. В договорах имеет место сужение сферы применения права гос-ва гражданства за счет расширения применения закона страны проживания. Деликтные споры подчиняются юрисдикции страны, на территории которой имел место юр. факт, послуживший основанием для требования о возмещении вреда. Закреплено право потерпевшего предъявить иск в суде гос-ва места жительства ответчика. Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с хозяйственной деятельностью, 1992 г. устанавливает исключительное применение права страны места совершения деликта. В разделе о внедоговорных обязательствах ГК РФ закреплены нормы о применимом праве не только к деликтным обязательствам, но и к ответственности за ущерб, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги. Устанавливается право потерпевшего на выбор наиболее благоприятного для него закона: страны места жительства самого потребителя; страны места жительства или места нахождения лица, оказывающего услугу, или производителя; страны, где потребитель приобрел товар или получил услугу, т.е. «цепочка» коллизионных норм. Если потерпевший не воспользовался предоставленной ему возможностью выбора применимого права, то коллизионное регулирование осуществляется по общим правилам деликтных обязательств. В праве большинства гос-во к деликтам относится и неосновательное обогащение. Современное право содержит единое понятие неосновательного обогащения, которое включает в себя уплату несуществующего долга, получение недолжного, заключение «кабальных» соглашений и «тщетных» договоров. С материально-правовой точки зрения неосновательное обогащение влечет за собой восстановление сторон в прежнем состоянии (реституцию), возврат недолжно полученного и деликтную ответственность виновного лица. Для разрешения коллизионных вопросов обязательств из неосновательного обогащения применяются дифференцированные критерии выбора права, которые устанавливаются при помощи теорий локализации, наиболее тесной связи, существа отношения. Господствующей является выработанная в англо-американской судебной практике теория коллизионной привязки к месту обогащения. В соответствии с этой теорией росс-ое право устанавливает, что к обязательствам, возникшим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место. Возможна и автономия воли сторон, ограниченная правом выбора закона страны суда. Кроме того, применяется право существа отношения. К сожалению, российский законодатель не дает определения понятия «право существа отношения». К обязательствам, возникшим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией. В современном мире наблюдается тенденция интернационализации деликтных отношений, связанная с расширением сферы м/ународного использования объектов, являющихся источником повышенной опасности. Вследствие этого существует настоятельная необходимость разработки новых способов защиты прав потерпевшего и интересов предпринимателей. В данной сфере м/ународных гражд-их правоотношений возрастает роль м/ународных многосторонних конвенций. М/ународно-правовой режим возмещения вреда обладает особой спецификой. Это наглядно демонстрируют нормы Конвенции об ущербе, причиненном иностр-ыми воздушными судами на поверхности Земли, 1952 г. и М/ународной конвенции о гражд-ой ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., предусматривающие: ограничение объема компенсации; преобладание унифицированных материально-правовых норм; установление объективной (абсолютной) ответственности деликвента; введение системы мер обеспечительного характера; определение «потолка» ответственности. Конвенции устанавливают более строгие основания ответственности, чем ответственность по принципу вины. Освобождение от ответственности возможно только при действии обстоятельств, подпадающих под понятие непреодолимой силы. Особой сложностью отличается проблема возмещения вреда, связанного с загрязнением окружающей среды, либо аварией на АЭС, поскольку вредоносные последствия деяния, совершенного на территории одного гос-ва, распространяются на территорию других. Многосторонние соглашения в этих областях: Парижская конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области атомной энергетики I960 г., Брюссельское соглашение об ответственности владельцев атомных судов 1962 г., Венское соглашение о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб 1963 г. Основные положения этих конвенций: сочетание унифицированных-материальных и коллизионных норм; исходный принцип — компетентность судов гос-ва, на территории которого произошло соответствующее действие. Генеральная коллизионная привязка — право страны суда; субсидиарная — право гос-ва, ответственного за ядерную установку, или права гос-ва места нахождения установки; капитализация ответственности на операторе ядерной установки; принцип ответственности при отсутствии вины делинквента (абсолютная ответственность); ограничение ответственности по размеру и времени; установление системы финансового обеспечения, включающей в себя обязательное страхование, гос-военное возмещение и определение пределов ответственности страховщика и гос-ва. Гаагские конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, 1971 г., и к ответственности изготовителя, 1973 г., содержат сложную систему унифицированных коллизионных норм, сочетающих различные коллизионные привязки. В конвенциях предпринята попытка установить гибкое коллизионное регулирование при помощи дифференциации и множественности коллизионных привязок, сужения применения права страны места совершения деликта, закрепления специальных критериев применения определенных коллизионных норм. М/ународная деликтная ответственность регулируется и Конвенцией 1972 г. о м/ународной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; Европейской конвенцией 1973 г. о гражд-ой ответственности за ущерб, причиненный автотранспортом; Резолюциями Комитета министров ЕС об обязательном страховании гражд-ой ответственности и о компетенции за телесные повреждения или смерть. Все эти акты содержат и унифицированные материально-правовые, и коллизионные нормы, определяют условия применимого права.
Date: 2015-12-13; view: 785; Нарушение авторских прав |