Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика индивидуальности





 

Жизненный путь личности — это путь становления се индивидуальности (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев) [166]. ×òîáû ïîíÿòü çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ èíäèâèäóàëüíîñòè ëè÷íîñòè, íåîáõîäèìî ïðîäåëàòü äâèæåíèå â íàïðàâëåíèè îò ëè÷íîñòè ê äåÿòåëüíîñòè è óâèäåòü ëè÷íîñòü åùå â îäíîé ïðîåêöèè — «ëè÷íîñòü êàê ñóáúåêò äåÿòåëüíîñòè». Ãîâîðÿ î ïðåâðàùåíèè ëè÷íîñòè íà îïðåäåëåííîì ýòàïå åå ðàçâèòèÿ èç «ýëåìåíòà», óñâàèâàþùåãî â õîäå åå ïåðâîíà÷àëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ íîðìû è öåííîñòè êëàññà, ñîöèàëüíîé ãðóïïû, êóëüòóðû, ò. å. ôóíêöèîíàëüíî-ðîëåâûå ñèñòåìíûå êà÷åñòâà òîé èëè èíîé îáùíîñòè, â ñóáúåêò ñîöèàëüíîé ãðóïïû è êëàññà, À. Í. Ëåîíòüåâ ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî íà ýòîì ðóáåæå êîðåííûì îáðàçîì èçìåíÿåòñÿ «ìåõàíèçì» ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. ×åì áîëåå çðåëîé ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòü, ÷åì ðàçâåòâëåííåå ñòàíîâèòñÿ ñèñòåìà åå ñâÿçåé, ðåàëèçóåìûõ äåÿòåëüíîñòüþ â îáùåñòâå, ÷åì ÷àùå ñòàëêèâàåòñÿ îíà ñ ïðîáëåìîé âûáîðà ìåæäó ðàçëè÷íûìè è ïîðîé âåñüìà ïðîòèâîðå÷èâûìè ìîòèâàìè, òåì ìåíåå äåéñòâåííîé ñòàíîâèòñÿ ïðèâû÷íàÿ äëÿ ïñèõîëîãà ôîðìóëà î ëè÷íîñòè êàê ïðîäóêòå ïðîøëîãî îïûòà, òåì óòîïè÷íåå âûãëÿäÿò ïîïûòêè âûâåñòè âñå ïîñòóïêè è äåéñòâèÿ ÷åëîâåêà, àïåëëèðóÿ èñêëþ÷èòåëüíî ê åãî áèîãðàôèè. Äåëî çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âñëåäñòâèå èçìåíåíèÿ ìåõàíèçìà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ïðè ïðåâðàùåíèè åå èç îáúåêòà îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ â ñóáúåêò ýòîãî ïðîöåññà ïðîøëûå ñîáûòèÿ è ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ ñóáúåêòà ôàêòè÷åñêè ïåðåñòàþò âûñòóïàòü äëÿ íåãî «êàê ïîêîÿùèåñÿ ïëàñòû åãî îïûòà. Îíè ñòàíîâÿòñÿ ïðåäìåòîì åãî îòíîøåíèé, åãî äåéñòâèé è ïîòîìó ìåíÿþò ñâîé âêëàä â ëè÷íîñòü. Îäíî â ýòîì ïðîøëîì óìèðàåò, ëèøàåòñÿ ñâîåãî ñìûñëà è ïðåâðàùàåòñÿ â ïðîñòîå óñëîâèå è ñïîñîáû åãî äåÿòåëüíîñòè — ñëîæèâøèåñÿ ñïîñîáíîñòè, óìåíèÿ, ñòåðåîòèïû ïîâåäåíèÿ; äðóãîå îòêðûâàåòñÿ åìó ñîâååì â íîâîì ñâåòå è ïðèîáðåòàåò ïðåæäå íå óâèäåííîå èì çíà÷åíèå; íàêîíåö, ÷òî-òî èç ïðîøëîãî àêòèâíî îòâåðãàåòñÿ ñóáúåêòîì, ïñèõîëîãè÷åñêè ïåðåñòàåò ñóùåñòâîâàòü äëÿ íåãî, õîòÿ è îñòàåòñÿ íà ñêëàäàõ åãî ïàìÿòè. Ýòè èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò ïîñòîÿííî, íî îíè ìîãóò è êîíöåíòðèðîâàòüñÿ, ñîçäàâàÿ íðàâñòâåííûå ïåðåëîìû. Âîçíèêàþùàÿ ïåðåîöåíêà ïðåæíåãî, óñòàíîâèâøåãîñÿ â æèçíè ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ÷åëîâåê ñáðàñûâàåò ñ ñåáÿ ãðóç ñâîåé áèîãðàôèè»[167].




Изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. При анализе личности как субъекта деятельности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как проблемы воли, характера, способностей и одаренности, или, иными словами, проблемы анализа индивидуальности личности, которые, несмотря на обилие попыток их изучения в истории психологии, до сих пор остаются terra incognita и одновременно «синей птицей» для психологов самых разных школ и направлений. Эпизодические всплески интереса ко всем этим проблемам сменяются долгими периодами разочарования, проявляющимися в признании отсутствия общих теоретических подходов и методических схем к их исследованию, а порой и в форме прямого отказа от их изучения методами объективной научной психологии, решительно высказанного представителями описательной «понимающей» психологии В. Дильтеем и Э. Шпрангером. Одним из главных препятствий, затрудняющих продвижение в области исследования указанного круга проблем, является то, что большинство из них ставились изолированно, выхватывались из контекста не только той или иной теории личности, но и, прежде всего, из общепсихологической теории в целом. Вследствие этого часть принималась за целое, характер растворялся в личности, способности отрывались от воли, воля коррелировалась с типом телосложения, а затем из всего этого без заранее выбранного фасона как бы «скраивалась» индивидуальность личности. При рассмотрении же проявления индивидуальности личности в особой проекции — проекции личности как субъекта деятельности — открывается возможность корректно поставить некоторые вопросы изучения индивидуальности и наметить в ряде случаев методические пути их решения. Следует отметить, что в отечественной психологии предпринимались попытки воплотить при анализе личности, сформулированной С. Л. Рубинштейном, принцип субъекта деятельности. Однако эти попытки осуществлялись преимущественно на уровне философской методологии науки, а не на уровнях конкретно-научной методологии психологии и ее теории.

 







Date: 2015-12-12; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию