Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии развития профессиональной компетентности и становления педагогического мастерства воспитателя, его профессиональные задачи
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [2.С.95 ]. Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1. С. 74]. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [3. С. 4] Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: - воспитательно-образовательной; - учебно–методической; - социально–педагогической. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4] Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ. Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах. Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: - работа в методических объединениях, творческих группах; - исследовательская, экспериментальная деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - различные формы педагогической поддержки; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; - обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Профессиональные задачи педагога
Задача – обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированное в вопросе или задании. Осуществление решения задачи представляет собой поиск и определение неизвестных элементов через известные. Решить задачу означает достичь конкретного, искомого результата.
1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь: Ø отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; Ø отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников; Ø создавать у школьников мотивацию к учению; Ø отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы. 2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь: Ø выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников; Ø предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики; Ø разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения; Ø разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников. 3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь: Ø организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке; Ø использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.); Ø работать в команде; Ø использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи; Ø проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; Ø взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач; Ø взаимодействовать с общественными организациями. 4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь: Ø использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.); Ø использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования; Ø формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий; Ø организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи; Ø отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач. 5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь: Ø анализировать собственную деятельность; Ø опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи); Ø выбирать технологии самообразования; Ø определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения. Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами: 6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь: Ø ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах); Ø адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке; Ø стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе; Ø эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы. 7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь: Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие; Ø привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность; Ø эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач; Ø надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования; Ø управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров; Ø решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами; Ø обеспечивать и удерживать внимание класса; Ø устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их; Ø адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А,И. Герцена, 2004
Date: 2015-12-13; view: 1016; Нарушение авторских прав |