Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; - намечать план действий; - отбирать способы решения поставленной задачи- - добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса: 1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников: (педагогические условия) -развивать интересы в рамках всех занятий -использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование -реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме -использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала» -коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности -сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность -создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса: -отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач -определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта -единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей -развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса -соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий -вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми -«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении. Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста -цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру -педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний -отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством - человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития -смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре) -изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни. Методы: НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – наблюдение; – рассматривание картин; – демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов; – некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др. НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов; – репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления. Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований: – ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения; – планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения; – учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; – высокая умственная активность и самостоятельность детей. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОФИЛЬМОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач: 1) расширение знаний детей и развитие их речи; 2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: – очерковые; – сюжетные. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К группе практических методов обучения в детском саду относятся: – упражнения; – игровой метод; – элементарные опыты; – моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением. УПРАЖНЕНИЕ – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений: – подражательного характера; – конструктивного характера; – творческого характера; – игровые. ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Рассказы воспитателя. 1.Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. 2. Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. 3. Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков. 4. Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие.
Date: 2015-12-13; view: 1250; Нарушение авторских прав |