Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стресс перед экзаменами⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по обоим направлениям студент может рассчитывать на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету и на получение высокой оценки во время экзамена. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела: в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания и облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого дня изучения предмета. Для этого в начале семестра следует получить экзаменационные вопросы и приготовить общую тетрадь для кратких ответов на них. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно (не больше полстранички) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно, так что к началу экзамена у студента уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы. При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо вписывается в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационной сессии желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями. Они должны заключаться в следующем: 1. Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования, именно во время сна происходит перевод информации, полученной за день, из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1–1,5 часа) дневной сон. 2. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для разминки. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов следует предусмотреть 1–2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе. Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения, чтобы обеспечить насыщение организма кислородом. 3. Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4—5-разовое питание. При более редких приемах пищи поступление большого количества еды вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к набору веса. Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен. Очень важно наличие в пище свежих овощей и фруктов. Они — источник витаминов и клетчатки, необходимой для нормальной работы желудка. Также в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень и применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред, наносимый здоровью напряженной учебой во время сессии. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлена на расслабление, а вторая — на мобилизацию организма.
Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова)
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Нужно распределить утверждения на две группы, в зависимости от согласия или несогласия. То есть ответить на утверждение «да» или «нет». Текст опросника: 1. Я могу долго работать не уставая. 2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет. 3. Обычно руки и ноги у меня теплые. 4. У меня редко болит голова. 5. Я уверен в своих силах. 6. Ожидание меня нервирует. 7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым. 9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном. 10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то. что мне поручали. 11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 12. Я часто ловлю себя на том. что меня что-то тревожит. 13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей. 14. Я не слишком застенчив. 15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением. 16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. 17. Я краснею не чаще, чем другие. 18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков. 19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку. 20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся. 21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит. 22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить. 23. Меня часто мучают ночные кошмары. 24. Я склонен все принимать слишком серьезно. 25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость. 26. У меня беспокойный и прерывистый сон. 27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать. 28. Я более чувствителен, чем большинство людей. 29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех. 30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие. 31. Мой желудок сильно беспокоит меня. 32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами. 33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда. 34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть. 35. Я легко прихожу в замешательство. 36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть. 37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений. 38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты. 39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу. 40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным. 41. Иногда мне хочется выругаться. 42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо. 43. Меня беспокоят возможные неудачи. 44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 45. Меня нередко охватывает отчаяние. 46. Я — человек нервный и легко возбудимый. 47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать. 48. Я почти всегда испытываю чувство голода. 49. Мне не хватает уверенности в себе. 50. Я легко потею, даже в прохладные дни. 51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать. 52. У меня очень редко болит живот. 53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте. 55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения. 56. Я легко расстраиваюсь. 57. Практически я никогда не краснею. 58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых. 59. Бывает, что я откладываю на завтра то. что следует сделать сегодня. 60. Обычно я работаю с большим напряжением.
Обработка и интерпретация данных: Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11,12,13,15,18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33,34,35,36,37,38,40,42,44, 45,46, 47,48,49, 50,51,54,56,60. И ответы «Нет» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2,10,55; ответы «Нет» к пунктам 16,20,27,29, 41,51,59. Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого. Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги: 40—50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги: 25—40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги: 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровню; 0—5 баллов — о низком уровне тревоги.
|