Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открываю тайны математики





Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Модуль предназначен для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников и использованием современных средств обучения.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание используется для применения тех знаний и умений, которыми учащиеся овладевают на уроках математики.

Программа модуля предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не только математическим содержанием, но новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует развитию самостоятельности, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

С целью учета возрастных особенностей младших школьников предусматривается организация деятельности, включающей подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями), свободное перемещение по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

o формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

o освоение эвристических приемов рассуждений;

o формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

o развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

o формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

o формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

o привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Содержание

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

 

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1 ,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный» конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Учебно-тематический план для 1 класса

№ п/п Наименование темы  
 
  Математика – царица наук.  
  Как люди научились считать  
  Интересные приемы устного счёта.  
  Решение занимательных задач в стихах  
  Игра“Муха» (“муха” перемещается по командам”вверх”вниз”,”влево”,”вправо”на игровом поле 3x3клетки).  
  Учимся отгадывать ребусы.  
  Числа-великаны. Коллективный счёт  
8-9 Проектная деятельность “Спутники планет”  
  Решение ребусов и логических задач  
  Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными  
  Загадки- смекалки  
  Игра «Знай свой разряд».  
14-15 Практикум «Подумай и реши.  
  Задачи с изменением вопроса  
17-18 Проектная деятельность «Газета любознательных»  
19-20 Решение нестандартных задач.  
21-22 Проектная деятельность «Солнце-обыкновенный желтый шарик»  
23-24 Математические горки.  
  Наглядная алгебра.  
  Решение логических задач.  
  Игра «У кого какая цифра»  
  Знакомьтесь: Архимед!  
29-30 Задачи с многовариантными решениями.  
31-32 Знакомьтесь: Пифагор!  
  Математический КВН  

Учебно-тематический план для 2 класса

№ п/п Наименование темы  
 
  Проектная деятельность «Великие математики»  
2-3 Геометрические упражнения  
  Упражнения в черчении на нелинованной бумаге  
  Игра «Удивительный квадрат»  
  Преобразование фигур на плоскости  
  Задачи-смекалки  
  Симметрия фигур  
9-10 Соединение и пересечение фигур  
  Познавательная игра «Семь вёрст…»  
12 - 13 Проектная деятельность «Московский Кремль»  
14 - 15 Объём фигур  
  Логическая игра «Молодцы и хитрецы»  
  Конструирование предметов из геометрических фигур  
  Открытие нуля.  
19-20 Учимся разрешать задачи на противоречия.  
  Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»  
22-23 Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»  
  Экскурсия в компьютерный класс  
25-26 Компьютерные математические игры  
  Международная игра «Кенгуру»  
  Конкурс знатоков (1 тур)  
  Конкурс знатоков (2 тур)  
  Конкурс знатоков (итоговый тур)  
31-32 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.  
33-35 Задачи с многовариантными решениями.  

 

Учебно-тематический план для 3 класса

№ п/п Наименование темы  
 
1-2 Математика – это интересно. Решение нестандартных задач  
  Танграм: древняя китайская головоломка.  
4-5 Проектая деятельность ”Природное сообщество-аквариум”  
  Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.  
  Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки  
  Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.  
  Конструирование многоугольников из деталей танграма  
  Игра- соревнование «Веселый счёт»  
11-12 Проектная деятельность ”Газета умников и умниц”  
13-15 Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность  
  Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»  
17-18 «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием  
19-20 Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.  
  Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»  
  Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»  
  Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).  
  Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.  
  Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000  
26-27 Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.  
28-29 Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.  
  Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).  
31-33 Проектная деятельность «Великие математики».  
34-35 Создание мини-альбома «Узоры геометрии»  

Учебно-тематический план для 4 класса

№ п/п Наименование темы  
 
  Любителям математики. Турнир смекалистых  
2-3 Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей.  
4-5 Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.  
  Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.  
  Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.  
8-10 Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»  
  Магические квадраты. Нахождение площади фигур.  
  Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур  
  Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.  
14-15 Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.  
  Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.  
17-18 Проектная деятельность”Газета эрудитов”  
  Задачи – тесты. Блиц - турнир.  
20-22 Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.  
  Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число  
  Математические головоломки.  
  Блиц – турнир. Задачи – тесты  
  Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.  
  Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.  
  Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа  
29-30 Проектная деятельность”Волшебный круг”  
  Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.  
  Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.  
  Графы на плоскости  
34-35 Подведение итогов обучения. Смотр знаний.  

Планируемые результаты освоения курса

 

Личностные результаты:

o развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

o развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

o воспитание чувства справедливости, ответственности;

o овладение способами исследовательской деятельности;

o развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

o формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

o умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

 

Литература:

  1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Агафонова, И. Учимся думать [Текст]: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.
  3. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика [Текст] / Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. – М.: Контекст, 1995.
  4. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы [Текст] / О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
  6. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М.: Панорама, 2006.
  7. Сахаров, И. П. Забавная арифметика [Текст] / И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицын. – СПб.: Лань, 1995.
  8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э. Симановский. - М.: Академкнига/Учебник, 2002.
  9. Сухин, И. Г. Занимательные материалы [Текст] / И. Г. Сухин. – М.: Вако, 2004.
  10. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М.: Просвещение, 2004.
  11. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.

Date: 2015-12-13; view: 751; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию