Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия как феномен культуры
Религия - одно из древнейших явлений, характеризующих духовную жизнь общества. В самом общем виде религию можно определить как мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхестественное. Религию как целостный социокультурный феномен изучает специальная философская дисциплина - религиоведение. Термин "религия" определяют различно: одни производят его от лат. "religare" - связывать, другие от "relegero" - собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. "religio" - благочестие, святость. По существу, религия являет собой выражение признания Абсолюта. Бога, от которого зависит все конечное, в т. ч. и человек. В социологии религии существуют две ведущие тенденции понимания ее сущности. Одна восходит к французскому философу Э. Дюркгейму, видевшему в религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, поддержанию его целостности. Таким образом, в качестве главной выдвигалась консолидирующая функция религии. Другое направление сложилось в рамках "понимающей социологии" под влиянием идей М. Вебера и рассматривало религию как мотив социального действия, направляющий активность человека в русло конкретных жизненных целей. Психологический аспект поиска сущности религии концентрируется на компенсаторской функции. Религия представляется способом восполнения человеческого бессилия перед природой, обществом и в отношении его самого. Она способствует внутренней гармонизации личности и достигает этого в результате эмоциональной разгрузки, катарсиса (от греч. katharsis - очищение), мистического очищения души от наслоений чувственности и телесности. В философском ключе, с точки зрения задач духовного плана, религия понимается в аспекте ее мировоззренческой, нравственной функции. Она воспринимает (функция миросозерцания), объясняет (миропонимание), оценивает (мироощущение), и снабжает смыслами (нравственная функция) всю совокупность знаний, которые вырабатываются в различных сферах деятельности. Религия производит упорядочение в "вертикальном направлении", духовно возвышая все оцениваемое, придавая ему сакральное (священное) значение. Главное внимание переносится на высший объект, выходящий за рамки человеческого бытия и понимания. Конечной целью религиозных усилий человека выступает его спасение. Оно понимается как полное преодоление несвободы и отчуждения, мыслимых в качестве физического и морального зла, и может выступать в различных формах: веры в высшее дарение со стороны Бога, как спасение через церковь, в виде мистического откровения или благочестия, как моральное совершенствование. Наука Огромную роль в современном обществе играет наука. Такую роль наука играла далеко не всегда. На самых ранних этапах своего развития более важным для людей было практическое знание, связанное с обеспечением собственного существования и не облаченное в форму научных теорий. Познание мира осуществлялось при помощи донаучных форм знания: религии, мифа, магии. Однако это положение постоянно менялось. Наука возникла в античности. В то время она еще не имела форм, которые ей присущи в настоящее время. Как особая сфера деятельности наука начала формироваться в ХV в. Но долго ее результаты не были широко востребованы в обществе. Но в этот период формировались основные ценности, которые характеризуют современную науку: стремление к точному знанию, предпочтение логичности и рациональности, сочетание эмпирической точности с обоснованностью теории. К ХIХ в. наука становится одним из важнейших институтов общества. Современная наука многофункциональна. Она формирует мировоззрение, в рамках которого предполагается рациональное объяснение любых явлений действительности. Это мировоззрение признает лишь причинно-следственные связи и отказывается от признания высших сил. Наука тесно связана с техническим прогрессом. Именно наука направила человеческую цивилизацию по индустриальному пути. С развитием науки пришла новая философия, ставящая в центр мира человека. Именно человек признается хозяином природы. Согласно данной философии в природе нет ничего непознаваемого, и на все человек может оказывать воздействие. На современном этапе интересы науки совмещаются с интересами производства. Многие производственные структуры вкладывают огромные средства в исследовательские программы. Наконец наука помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, в соответствии с которыми можно решать как глобальные, так и частные проблемы, встающие перед человечеством. Люди имеют огромную потребность знать, к каким последствиям приведут их действия. Принимая решения, государство нередко обращается к специалистам для того, чтобы они оценили его разумность и обоснованность. На современном этапе результаты научных исследований представляют большой промышленный и военный интерес. В развитых странах на развитие науки выделяются огромные средства. Количество научной информации постоянно растет. Продолжается процесс дифференциации науки, появляется все больше и больше научных дисциплин. Важными становятся междисциплинарные исследования. В целом растет значимость образования. Date: 2015-12-13; view: 634; Нарушение авторских прав |