Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В СМИ появилась информация об организации «Бета». При каких условиях организацию «Бета» можно считать общественным объединением? На основе текста назовите три условия





 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы любые три условия, на основании которых организацию «Бета» можно считать общественным объединением, например: 1) некоммерческий характер деятельности; 2) создание по инициативе граждан; 3) соответствие деятельности целям, указанным в уставе; 4) выборы руководящих органов. Условия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно названы любые три условия  
Правильно названы любые два условия  
Правильно названо одно условие. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

Оценка эксперта:

Задание 30(С3)

 

 

Используя приведённый отрывок, укажите три формы общественных объединений. Опираясь на знания курса, назовите ещё одну форму, проиллюстрируйте примером деятельность такого объединения.

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) три формы общественных объединений (по тексту): - общественная организация; - общественный фонд; - общественное учреждение; 2) форма объединения, не названная в тексте, например: - политическая партия; - общественное движение; 3) пример, иллюстрирующий деятельность названной формы, допустим: для политической партии: - политическая партия приняла участие в парламентских выборах; - на съезде политической партии была принята новая партийная программа; - политическая партия объявила о создании молодёжной организации; - лидер политической партии опубликовал статью, в которой выразил позицию партии по отношению к международным событиям; для общественного движения: - члены общества охраны памятников культуры провели массовую акцию возле разрушающегося памятника архитектуры; - члены общественного движения обратились к населению с призывом поддержать их требования в ходе митинга. Могут быть приведены другие уместные примеры  
Указаны три формы общественных объединений (по тексту), названа дополнительная форма, и приведён пример  
Указаны любые три формы и пример  
Указаны любые одна - две формы и пример. ИЛИ Указаны только три - четыре формы  
Указаны только одна-две формы. ИЛИ Приведён только пример. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

Оценка эксперта:

Задание 31(С4)

 

В Законе говорится, что деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной. Приведите три аргумента в обоснование необходимости подобных требований к общественным объединениям.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) в демократическом обществе программные документы и деятельность общественных организаций должны быть открыты для критики; 2) гласность и общедоступность информации позволяют организации выполнять свои задачи, привлекать в свои ряды сторонников; 3) недоступность информации не позволяет судить о соблюдении организацией правовых норм. Могут быть приведены другие аргументы  
Приведены три аргумента  
Приведены два аргумента  
Приведён один аргумент  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

 

Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

Оценка эксперта:

Задание 32(С5)

 

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: истина – утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о формах представления истины, опирающейся на знания курса, например: Истина может быть представлена в форме суждений, умозаключений, теорий. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о формах представления истины.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины, например: Объективный характер истины проявляется в том, что ее содержание не зависит от конкретного субъекта познания. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании    
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия  
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия  
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 


 

Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

 

Оценка эксперта:

 

Задание 33 (С6)

 

Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать примеры влияния: 1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (например, в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим); 2) влияние образа жизни семьи (например, в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу); 3) влияние профессиональных занятий родителей (например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Это профессиональная династия сталеваров.). Могут быть приведены иные примеры  
Приведены три примера, в каждом случае указано содержание влияния  
Приведены два-три примера, и в одном-двух случаях указано содержание влияния  
Приведён один пример, и указано содержание влияния для одного–трёх случаев. ИЛИ Приведены только два-три примера  
Приведён только один пример. ИЛИ Указано содержание влияния без примеров. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 


 



Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

Оценка эксперта:

Задание 34 (С7)

 


В выступлении главы современного индустриального государства с рыночной экономикой перед правительством и парламентом прозвучало требование создать условия для ускорения экономического роста в стране. Используя обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые может предпринять государство в этом направлении, и кратко поясните влияние каждой из них на рост экономики страны.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны меры и даны краткие пояснения, например: 1) создание благоприятного инвестиционного климата (при­влечение инвестиций способствует развитию всех отраслей экономики); 2) антимонопольные меры (поддерживают рыночную конкуренцию и способствуют развитию и техническому совершенствованию производства); 3) создание технопарков (создание условий для развития техники и технологий, внедрение которых повысит производительность); 4) совершенствование системы образования в стране, приспо­собление её к потребностям экономики (повышение квалификации работников повышает производительность труда); 5) создание «бизнес-инкубаторов» (молодые предприниматели по­лу­чают благоприятные стартовые условия для начала собственного бизнеса, что в итоге будет способствовать экономическому росту в стране). Могут быть указаны другие меры, даны иные пояснения  
Указаны три меры с соответствующими пояснениями  
Указаны две-три меры, даны два пояснения.  
Указаны одна–три меры, дано одно пояснение. ИЛИ Указаны только две-три меры  
Указана только одна мера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответству­ющие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

Оценка эксперта:

Задание 35 (С8)

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие «социальный контроль». 2. Элементы социального контроля: а) социальные нормы и их роль в социальном контроле; б) санкции в социальном контроле. 3. Социальный контроль как условие социальной стабильности: а) социализация – основная функция социального контроля; б) социальный контроль как способ приспособления людей друг к другу. 4. Социальный контроль как условие общественного прогресса: а) гибкость социального контроля – необходимое условие для позитивных изменений в социальной системе; б) верность оценки различных отклонений от социальных норм – принцип социального контроля, способствующий прогрессу. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах  
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу  
Структура предложенного плана Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу Корректность формулировок пунктов плана Баллы
Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу  
Два пункта, детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу    
ИЛИ
Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу
План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов Два     Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу    
ИЛИ
Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Один
ИЛИ
Три или более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Два В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
Два и более пунктов, любые один-два из которых детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают план по существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла  
ИЛИ
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы
Максимальный балл 3

Пример 1

Оценка эксперта:

Пример 2

 

 

Оценка эксперта:


Задание 36 (С9)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36 (С9), критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания ответа на задание 36 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы  
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения    
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой  
К3 Качество фактической аргументации  
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)  

 

  Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример  
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл 5

Пример 1

 

Политология «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

 

Критерий Балл
К1  
К2  
К3  

Пример 2

 

Социология, социальная психология «В семье рождается новая жизнь с новой хромосомной комбинацией и формируется основа личности рожденного, а значит, сочетаются процессы наследования и воспитания». (И. Шевелёв)


 

Критерий Балл
К1  
К2  
К3  

 

Приложение №2

Прочитайте текст и выполните задания 28 (С1) - 34 (4)

 

Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что прояв­ляется в обращённости на самого себя: он осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития че­ловек первоначально осознаёт предметы и свои практические дей­ствия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о пред­метах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего по­ложения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, своих движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с дру­гими людьми, с миром через свою практическую деятельность, об­щение. Общественная обусловленность формирования самосозна­ния заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании тре­бований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осозна­нии самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не толь­ко посредством других людей, но и через созданную ими матери­альную и духовную культуру…

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования челове­ка. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оце­нивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уро­ками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулиро­вание. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответст­венность за них…

Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает нега­тивные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть вы­ражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осозна­ния субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г. Спиркин)

 

 


 

Задание 28 (С 1)

 

 







Date: 2015-12-13; view: 3595; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию