Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения 7 page





Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследова­ния, рассмотрения и разрешения уголовных и граж­данских дел. В основе судопроизводства в демократи­ческом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, уст-ности, непрерывности и состязательности судебно­го разбирательства, ведения дела на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конститу­ционные суды, в компетенцию которых входит осу­ществление конституционного надзора, т. е. провер­ка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конститу­ции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституцион­ные суды рассматривают также споры о разграниче­нии полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

в) специальным конституционным судом, для ко­торого конституционный надзор — главная и единст­венная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

г) особым органом несудебного характера (Фран­ция).

В некоторых странах конституционный суд вы­полняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоя­тельный Верховный суд.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на ко­торую распространяются их полномочия, подразде­ляют на суды общей, специальной и административ­ной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущест­венные споры, дела об административных правона­рушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализиро­ванные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (напри­мер, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение го­сударственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ та­ких судов пока нет).

Классический вариант теории разделения влас­тей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компе­тенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к пре­зидентской власти в республиках смешанного и пар­ламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы

государства.

В качестве самостоятельной группы органов госу­дарства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законода­тельной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением зако­нов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по не­которым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Ор­ганы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчи­няются только генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

 

 

  1. Гражданское общество и правовое государство

 

 

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концеп­цию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (об­щение) лиц через систему потребностей и разделе­ние труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество -это сфера самопроявления свободных граждан и до­бровольно сформировавшихся ассоциаций и органи­заций, огражденных соответствующими закона­ми от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды ре­ализуют свои частные интересы и осуществляют ин­дивидуальный выбор. Понятия «гражданское обще­ство» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.


Важнейшей основой гражданского общества явля­ется самостоятельный и полноправный гражданин.

Однако для функционирования гражданского обще­ства необходимо наличие и иных предпосылок: эко­номических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция), соци­альных (большой удельный вес в обществе среднего класса), политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политиче­ский плюрализм), культурных (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

На первом этапе (XVI—XVII вв.) формирования гражданского общества складывались экономиче­ские и политические предпосылки его существова­ния, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX в.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конку­ренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либера­лизма. На третьем этапе (XX в.) происходят значи­тельные изменения в социальной структуре общества (превращение среднего класса в основную социаль­ную группу), идет процесс становления правового со­циального государства.

Гражданское общество функционирует на не­скольких уровнях: производственном, социокуль­турном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (ча­стные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — Для удовлетворения потребностей в духовном совер­шенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стоял древнегрческий философ Аристотель, но наиболее полное от­ражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.

Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом госу­дарстве. Он полагал, что источником развития госу­дарства является социальный антагонизм. Существу­ет противоречие между склонностью людей жить со­обща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества., управляемого правовым государством. Правовое государство пред­ставляет собой державное соединение воли лиц, обра­зующих народ. Ими же формируется законодатель­ная власть. Исполнительная власть подчиняется за­конодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению Канта, должен обеспечить не просто разделение влас­тей, но и их равновесие.


На протяжении последующих веков идеи правово­го государства, сформулированные Кантом, постоян­но привлекали внимание философов, юристов и госу-дарствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения госу­дарства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны власти. Го-

сударство может быть в равной степени связано как

демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Так, например, фашистская Германия объявляла себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и тем не менее представляла собой типичный тоталитарный режим, основанный на на­силии и произволе.

Значительный интерес к теории правового государства проявляли российские правоведы конца XIX — начала XX в. Тогда перед Россией стояла за­дача перехода от феодального, полицейского государ­ства к буржуазному, основанному на принципах сво­боды и равенства.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профес­сор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в го­сударстве, развил теорию разделения властей: он по­лагал, что главным в ней является не просто обособ­ление различных ветвей власти друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мне­нию Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением функции между различными орга­нами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением разных функций одним и тем же органом, но различными способами.

Но этого для обеспечения режима законности ли­ло, полагал Коркунов. Поэтому он поставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблю­дением законности в деятельности органов управле­нии. Важной при этом является идея о всеобщем права граждан на подачу петиций. Высказанные Корку-новым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

Одним нз последователей Коркунова был С. А. Кот-ляревскнй. Он считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним Котляревский отно­сил свободу собраний и союзов, свободу слова и печа­ти, свободу вероисповедания, личную неприкосновен­ность и др. Ставя во главу угла признание важности индивидуальных прав личности, Котляревский пред­лагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответ­ственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Выдви­нутые Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответствен­ности личности и государства.


Таким образом, идея правового государства, заро­дившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически во­плотилась в ряде стран мира.

Современная юридическая наука называет пра­вовым такое государство, которое во всей своей де­ятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая право­вую защищенность своих граждан.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

1. Верховенство закона, «связанность» государ­ства законом — все государственные органы, долж­ностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требова­ниям закона. В свою очередь, законы в таком госу­дарстве должны быть правовыми, т. е.:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, упол­номоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установ­ленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг дру­гу. Все иные подзаконные нормативно-правовые ак­ты должны издаваться в полном соответствии с зако­нами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить привер­женность этому принципу, но и закрепить фундамен­тальные права человека в своих законах, гарантиро­вать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разде­ления властей, создание системы «сдержек и проти­вовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и граж­данина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответ­ственности, невзирая при этом на личность правона­рушителя. Гарантией этого принципа выступает не­зависимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его осно­вами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпри­нимательства. Необходима экономическая независи­мость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и пар­ламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового со­знания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общест­венными делами:

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправ­ления и свободы. Лишь «разгосударствленное» обще­ство, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие пе­ред ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на все­народном референдуме 12 декабря 1993 г., конститу­ировала Российскую Федерацию как демократиче­ское правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демо­кратический режим и его основные институты, прин­цип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами междуна­родного права.

Однако процесс формирования правового государ­ства в Российской Федерации сталкивается со значи­тельными трудностями, идет весьма медленно и про­тиворечиво. В РФ пока не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов пра­вового государства. Грубо нарушается принцип вер­ховенства закона. Распространенной является прак­тика принятия представительными и исполнитель­ными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Зна­чительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь

формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Консти­туции закреплен таким образом, что законодатель­ная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполни­тельной власти по организации и обеспечению реали­зации федеральных законов.

Таким образом, для построения правового госу­дарства в Российской Федерации необходимо:

1) устранить коллизии в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и закона­ми субъектов РФ — с другой; привести все норматив­но-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с за­конами РФ);

2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обще­стве уважение к праву;

3) усилить контроль за исполнением уже приня­тых законов;

4) устранить декларативность прав и свобод, про­возглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной за­щиты, преодолеть недоверие к государству и его ор­ганам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и закон­ных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализа­цию принципов правового государства и его фактиче­ское создание.

 

 

  1. Политические партии

 

 

Политическая партия (от лат. pars — часть) — один из важнейших институтов политической систе­мы общества. Существует несколько подходов к оп­ределению понятия партии.

В XIX — начале XX в. под партией, как правило понимали объединение, группу сторонников какой-либо идеологии, добивающихся реализации своих целей посредством политики.

Марксизм понимает под партией наиболее актив­ную часть класса или социального слоя, выражаю­щую его политические интересы.

В политологии XX в. партию определяют как ин­ститут политической системы общества.

Политическая партия — это специализирован­ная, организационно-упорядоченная группа, объеди­няющая активных приверженцев тех или иных це­лей, идей, лидеров, служащая для борьбы за полити­ческую власть.

Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипар­тийной жизни; наличие руководящих органов и пар­тийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политиче­скую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

История политических партий в современном по­нимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демо­кратии появилась необходимость привлечения широ­ких общественных слоев к участию в управлении го­сударством.

Первоначально политические партии создавались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах.

Сейчас партии возникают также в результате транс­формации непартийных структур (профсоюзов, рели­гиозных, промышленных обществ, клубов). Доволь­но часто они создаются популярными и влиятельны­ми политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «сни­зу», в результате оформления стихийных социаль­ных движений. Среди функций политических пар­тий выделяют:

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) функцию социального представительства — вы­ражение в политической жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе проч­ную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции — примире­ние интересов различных социальных групп, дости­жение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных по­литических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идео­логии и программы;

6) электоральную — организация и участие в из­бирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их политиче­ское воспитание.

Партия — один из важнейших институтов граж­данского общества, осуществляющий его связь с го­сударством.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности пар­тии подразделяются на кадровые и массовые. Кадро­вые партии представляют собой немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных политиче­ских деятелей организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взно­сы, отработанный механизм приема. Организацион­ная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые пар-тип имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финанси­рования являются членские взносы. Управление та­кими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществле­нии политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть как легаль­ными (деятельность их разрешена государством, они официально зарегистрированы), так и нелегальными (запрещенные государством, действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчи­вые;

4) по характеру членства политические партии мо­гут быть открытыми (со свободным членством пред­ставителей различных социальных слоев) и закры­тыми (с большим количеством формальных требова­ний к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и по отношению к сущест­вующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего об­щественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения существующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, кото­рые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества пар­тии можно условно подразделить на левые (выступа­ют за интересы трудящихся, социализацию произ­водства, создание основ социалистического общест­ва), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, силь­ную государственную власть) и центристские'(пыта-ются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна пар­тия. Остальные либо запрещены, либо функциониру­ют под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима яв­ляется многопартийность, под которой понимается су­ществование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществле­нии власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Велико­британии). Такие системы называют двухпартийны­ми, что, однако, не исключает свободного функциони­рования и участия в политической жизни других пар­тий (например, коммунистических).

В Конституции Российской Федерации признает­ся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправ­ны. В настоящее время в нашей стране действуют де­сятки политических партий, но говорить о стабиль­ности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организа­ций, крайне невелика численность. С другой сторо­ны, интересы не всех социальных групп представле­ны соответствующими партиями.

В 2001 г после многолетних дискуссий был при­нят Федеральный закон «О политических партиях». В этом нормативно-правовом акте политическая партия рассматривается как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политиче­ской жизни общества посредством формирования и выражения нх политической воли, участия в общест­венных и политических акциях, в выборах и рефе­рендумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Минимальная числен­ность членов политической партии — 10 тысяч чело­век (при этом партия должна иметь региональные от­деления более чем в половине субъектов РФ). Запре­щается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопас­ности государства, создание вооруженных и военизи­рованных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по при­знакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные под­разделения политических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допускается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в го­сударственных и негосударственных организациях, в учебных заведениях).

Политические партии создаются свободно, без раз­решений органов государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятель­ность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

Членами политической партии могут быть гражда­не Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии ино­странные граждане и лица без гражданства.

Важнейшим фактором развития партийной систе­мы Российской Федерации являются выборы полови­ны состава депутатов Государственной Думы по про­порциональной системе (по партийным спискам). Это привело не только к росту числа партий, претендую­щих на места в парламенте, но и к активизации пар­тийного строительства, созданию местных и регио­нальных организаций, развертыванию пропаганди­стской работы с избирателями.

13. Политическая идеология и ее структура

Субъективная сторона политической жизни нахо­дит свое отражение в политическом сознании. Оно способно опережать практику, прогнозировать раз­витие политического процесса, а следовательно, и оказывать на него значительное воздействие. Одной из форм политического сознания является политиче­ская идеология, под которой понимается определяе­мая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на поли­тическое устройство общества.

Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:

1) задает систему смыслов, ориентации человече­ской деятельности;

2) предлагает более совершенные идеалы, выступа­ет в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая иде­ология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправлен­ных действий людей во исполнение поставленных ею

задач;

3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и буду­щего;

4) противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, тече­ния, стремится сплотить, интегрировать общество-

5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

Классические политические идеологии формиру­ются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стре­мились к созданию разумного общественного устрой­ства, что требовало от них четко сформулированных идеи.

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализ­ма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принци­пами этой идеологии являются свобода личности, не­ограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешатель­ства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего об­щественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либера­лизма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свобо­ды предпринимательства, неприкосновенности част­ной собственности, ликвидации регламентации эко­номической жизни (лозунг laissez faire — «не мешай­те действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В соци­альной сфере либералы требовали обеспечения равен­ства всех людей перед законом (равенство возмож­ностей), разрушения сословных и кастовых перегоро­док, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, пре­стиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной

деятельности, а не предписываться властью. Полити­ческая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политиче­ского плюрализма, терпимости к инакомыслию, раз­деления властей. Идеалом общественно-политиче­ского устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, со­гласно либеральной доктрине, основываться на прин­ципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности са­мостоятельно формулировать свои нравственные обя­занности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд но­вых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль госу­дарства, включая в число его функций защиту свобо­ды предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту мало­обеспеченных групп и слоев населения.







Date: 2015-12-13; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию