Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения 4 page





Традиционное господство обусловлено традиция­ми, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в свя­тость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно уста-новленных юридических норм, регулирующих отно-шения власти. При таком типе легитимности зако-нам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрок-ратия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (от греч. charis­ma — божественный дар) опирается на авторитет ли­дера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и спо­собность, дарованные Богом, природой, судьбой. Ха­ризматический лидер руководствуется в своей де­ятельности не действующими юридическими нор­мами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в не­обыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические ли­деры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому хариз­матическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного суще­ствования. После общественной стабилизации ха­ризматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и ра­ционально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной полити­ческой практике они переплетаются и взаимно до­полняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной забо­ты правящих групп является легитимизация власти,

т.е. обеспечение ее признания и одобрения со сторо­ны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимо­го власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результа­там выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих го­сударственных актах. Получить юридическую закон­ность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.

3. Происхождение государства. Теории происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важней­шего института человеческого общества, как госу­дарство.

Из всех существующих сегодня теорий происхож­дения государства самой старой является теологиче­ская, или религиозная теория. Наиболее авторитет­ным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической те­ории сводится к тому, что государство, как и все зем­ное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Преж­де чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле оличетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Теологичеекая теория утвердилась и в юридической науке мно-гих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Соглас­но исламским догмам, идея о создании такого госу­дарства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, что приверженцы такой версии про­исхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины бо­жественного замысла и поэтому должны просто ве­рить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство.

Родоначальником патриархальной теории воз­никновения государства является греческий фило­соф Аристотель. В XVII в. основные положения этой теории развивал в своих трудах англичанин Филь-мер, а в конце XIX в. схожие идеи высказывал рус­ский социолог и общественный деятель Н. К. Михай­ловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процес­се которого семья разрастается в род, род — в пле­мя, а племя эволюционирует в государство. Соот­ветственно власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчиняться как отеческой.


Патриархальная теория отражала одну из особен­ностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако и она имеет ряд существенных недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя, а не наоборот. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизвод-ство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные зада-чи (обеспечивать безопасность населения сглажи" вать возникающие в обществе конфликты и др)

Авторами договорной теории происхождения го сударства принято считать голландского филосо фа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разде­лял А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государ­ство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отка­зались от части своих прав и свобод в обмен на гаран­тии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Об­щественный договор представлял собой не конкрет­ный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сторон дру­гая имела право на ответные действия: монарх — на наказание виновного, а народ — на восстание против

деспота.

Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный про­дукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфически-ми интересами могли договориться в условиях отсут-ствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, лю­ди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. Однако теория общественного дого­вора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом.

Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутскнй и австрийский ученый Л. Гумплович утверж­дали, что государство возникает в результате за­воевания одного племени (или народа) другим, на­вязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покоренными. Действительно, в истории челове­чества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим (государства лангобардов, вестготов и т. д.). Но так процесс складывания государства происходил далеко не во всех регионах мира. К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ус­коряющим образование государства фактором. Заво­евание одного народа другим зачастую происходило в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.


Представителями психологической теории проис­хождения государства являются французский уче­ный Г. Тард и русский юрист Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины воз­никновения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У од­них людей есть психологическая потребность повеле­вать слабыми, у других — подчиняться более силь­ным. Осознание людьми справедливости определен­ных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Однако современная психология исходит из того, что человеческая психи­ка не первична по отношению к социально-политиче­ской действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

Суть ирригационной теории происхождения госу­дарства, которую сформулировал немецкий ученый К. Витфогель, состоит в том, что государство возни­кает вследствие потребности общества в постоянном

осуществлении крупномасштабных работ по созда-нию оросительных каналов и ирригационных соору­жений (Междуречье, Египет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы лю­дей может только государство. Теория Витфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство по­явилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

Основоположником расовой теории можно счи­тать французского ученого Ж. А. де Гобино. Боль­шой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Пер­вые, к которым прежде всего относятся арийцы, при­званы господствовать в обществе, вторые — "недоче­ловеки" (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо пови­новаться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Одна­ко современная биологическая наука не видит ника­кой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не слу­чайно ее положения об изначальном неравенстве раз­личных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват террито­рий других народов и уничтожение последних во вре­мя Второй мировой войны.

Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спен­сера, общество и государство похожи на человече­ский организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анато­мии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного разви­тия, а как произведение сил природы, некое непости­жимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении опре­деленных функций, например деятельность пра­вительства аналогична функциям человеческого моз­га и т. п.


Создателями классовой теории происхождения государства, долгое время господствовавшей в отече­ственной исторической и юридической науках, яв­лялись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непри­миримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили до­стичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавоч­ного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные из­лишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чу­жой труд и получать прибавочный продукт, эксплу­атируя труд других людей (пленных или разорив­шихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожес­точенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положе­ние, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противо-

речия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы:

1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим;

2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма.

Такой организацией и стало обособленное от обще­ства и обладавшее мощной силой государство.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол об­щества на классы был ведущим государственно-об­разующим фактором лишь в Европе. Самые же пер­вые государства возникли на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра и Евфра­та, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (ка­налов, дамб, водоподъемников и др.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и сущест­венно превышал возможности отдельно взятых ро-доплеменных образований. Последнее и предопре­делило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке

были:

1) потребность в осуществлении масштабных ир­ригационных работ в связи с развитием орошаемого

земледелия;

2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших

территориях;

3) необходимость централизованного руководства

этими массами.

Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства здесь был ускорен завоева­нием значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособ­ность радоплеменного строя обеспечить господство на большой территории н необходимость создания го­сударственных административно-территориальных структур. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, Ирландии и некоторых других странах Европы.

Типичным считается путь возникновения государ­ства на Древнем Востоке. Появление же феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства — эко­номическая. Ее сторонники полагают, что государ­ство сформировалось в процессе перехода общест­ва от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930-е гг. известный английский археолог Г. Чайлд предложил назвать этот переход неолитиче­ской революцией (от «неолит» — новый каменный век). При этом он имел в виду качественные измене­ния в экономике, подобные промышленной револю­ции XVIII—XIX вв. Причиной неолитической рево­люции были экологические кризисные явления (по­этому данную теорию еще называют «кризисной»), наблюдавшиеся на рубеже XII—X тыс. до н. э., кото­рые поставили под угрозу само существование чело­века прежде всего из-за вымирания многих видов животных, бывших основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудо­вой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству привел к устойчивости обеспечения человеческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы их существования оседлость, производство, обмен.

Усложнилась организация первобытного общества: из представителей богатых и знатных семей сформи-ровался особый слой людей, основным занятием ко-торых стало управление. Эти люди составили специ-альный аппарат, который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать при­нуждение. Власть приобрела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупать­ся за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство.

Несмотря на различие в объяснении причин воз­никновения государства, и марксистская, и экономи­ческая концепции сходятся в том, что государствен­ная власть вырастает из власти родоплеменного строя в исторический период, когда отношения обще­ственного производства и воспроизводства человека начинают нуждаться в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обще­ству содержать специальный аппарат людей, осу­ществляющих данную функцию.

Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток — ограни­ченность. Каждая из рассмотренных концепции представляет собой субъективный взгляд ее авторов на объективный процесс развития общества, выде­ляя в качестве причины возникновения государства. какой-то один фактор. Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма труд­но, если вообще возможно, выделить фактор, опреде­ляющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов. В современной науке су­ществует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди кото­рых выделяют экономические (неолитическая рево-ия производство прибавочного продукта), эколо-гические (необходимость ирригационного земледе­лия) демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры), психологические (образ жизни различных наций) и внешние (угрозы обществу, исходящие извне, а также опыт развития других стран) факторы.

 

 

4. Государство, его признаки и функции

 

 

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принужде­ние в отношении эксплуатируемых классов, либо ор­ганизацию общих дел, вытекающих из природы вся­кого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель опре­делял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Анг­лийский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что госу­дарство — это «единое лицо, верховный владыка, су­верен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защи­ты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал го­сударство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функцио­нирование. Долгое время в нашей науке господство­вал марксистский подход к определению государ­ства. Абсолютизация насилия как его сущности при­вела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угне­тения одного класса другим, особый аппарат, исполь­зующий возможности политической власти для под­держания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в пе­риод становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный клас­совый характер, а классовые противоречия порожда-

ли революционные выступления. В этих условиях го-сударство, выражая интересы экономически господ­ствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ произ­водства. Но после революции 1917 г. в России и Ве­ликой депрессии 1929—1933 гг. в странах Западной Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капи­тализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно пре­вратилось в средство социального компромисса в ус­ловиях верховенства права. Государство стало инст­рументом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Измени­лось и само общество. Статус человека и его принад­лежность к какой-либо социальной группе опреде­ляется сегодня не только отношением к средствам производства. Власть в государстве приносит также обладание информацией, квалификацией, таланта­ми. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как по­литическая, структурная и территориальная органи­зация современного общества.

Существование государства в качестве политиче­ского института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регули­рующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность об­щества.

Как структурная организация государство на­ходит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих власт­ными полномочиями. От иных политических органи­заций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отли­чается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государ, ство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распростра­няет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее рас­пространенным определением государства является следующее: государствоэто особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от ор­ганизации власти в первобытном обществе. К ним от­носятся следующие признаки.

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально заня­тых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионально­го осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населе­ния. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государ­ственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государ­ственная власть распространяется на любых лиц, на­ходящихся в пределах территории государства, неза­висимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государ-

ства, разделяется по административно-территориаль-ным единицам, по которым и осуществляется управ­ление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и органи­зации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для со­держания своего аппарата и осуществления государ­ственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного об­щества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет — полновластие государства вну­три страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимо­стью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый пра­вопорядок. Независимость характеризует самостоя­тельность государства во взаимоотношениях с други­ми странами.

Иногда суверенитет того или иного государства яв­ляется ограниченным. Ограничение суверенитета мо­жет быть принудительным и добровольным. Прину­дительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победите­лей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной догово­ренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумеваю­щая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значимыенаправления его деятельнос­ти, выражающие сущность государства и соответ­ствующие главным задачам определенного истори­ческого этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последователь­ность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед об­ществом. В разные исторические периоды приоритет­ное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определен­ное содержание, которое показывает, что делает госу­дарство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неиз­менным — оно меняется вместе с изменениями, про­исходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние нацио­нальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства мо­гут быть разделены на внутренние и внешние. Внут­ренние функцииэто основные направления де­ятельности государства внутри страны.. К внут­ренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления при­нуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3) политическая функция (обеспечение народо­властия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономи­ческой политики, формирование государственного

бюджета и контроль за его расходованием, установ­ление системы налогообложения, ценовой полити­ки, управление государственными предприятиями

я т. д.);

5) социальная функция (создание системы соци­альной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направ­ленная на охрану, восстановление и улучшение при­родных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда опреде­ленных идей и ценностей с помощью государствен­ных средств массовой информации, воспитание в ду­хе официальной идеологии подрастающего поколе­ния и т. д.).

Такой набор функций государства — свидетельст­во полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социаль­ной структуры общества на современном этапе на­силие в отношении многих социальных групп пе­рестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть при­знана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод челове­ка. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп насе­ления, защита прав меньшинств, охрана окружа­ющей среды.

Внешние функцииэто основные направления деятельности государства, проявляющиеся преиму­щественно вне государства и общества, во взаимо­отношениях с другими организациями или государ­ствами.

К внешним функциям относятся:

1) защита страны от внешней угрозы (строительст­во вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, погранич­ных войск и т. д.):

2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое со­трудничество, участие в работе различных междуна­родных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воз­действия на общественные отношения. В соответст­вии с ним все функции могут быть разделены на ох­ранительные и регулятивные.

Охранительные функцииэто деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (ох­рана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функцииэто деятельность го­сударства, направленная на развитие сущест­вующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государства­ми).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществ­ления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его су­ществования. Вторые обусловлены конкретным пе­риодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (под­функции). К последним относится, например, орга­низация статистического учета.

Государство осуществляет свои функции в опреде­ленных формах. Они делятся на правовые и органи­зационные. К правовым формам относятся:







Date: 2015-12-13; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию