Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения 3 page





Гражданское законодательство определяет и пра-во ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Оно зависит от возраста ребенка и, следовательно, от объема его дееспособности. При

управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но подкреплены санкциями за их нарушение. Гарантией их осуществ­ления является право ребенка на защиту этих прав лично или через своих представителей.

Ст. 56 Семейного кодекса РФ закрепляет положе­ние, согласно которому обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечитель­ства.

Несовершеннолетний, признанный в соответст­вии с законом полностью дееспособным до дости­жения совершеннолетия, имеет право осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на за­щиту.

В Семейном кодексе закреплено право ребенка не­посредственно обращаться за защитой от злоупо­треблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образова­нию ребенка, унижают его достоинство, нарушают право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в орга­ны опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Ре­бенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или за­конных представителей непосредственно обратиться в суд.

Однако часто дети, страдающие от злоупотребле­ний со стороны родителей, не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть фак­ты таких злоупотреблений из-за боязни, что их от­берут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим законом установлено, что все должно­стные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здо­ровью, обязаны немедленно сообщать об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ре­бенка.

 

 

  1. Социальный конфликт и пути его разрешения

 

 

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, го­ризонтальная и вертикальная мобильность законо­мерно приводят к обострению общественных про­тиворечий и конфликтам. Конфликты представля­ют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, органи­зации и отдельные личности с реально или предпо­ложительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно при­чин и сущности конфликтов, возникающих в обще­стве.

Основателем конфликтологической традиции в со­циологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявле­ние процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать рево­люционного пути разрешения конфликтов и отда­вал предпочтение эволюционному развитию челове-чества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конф­ликт — всего лишь временное состояние, периодиче­ски возникающее в обществе, и что это состояние мо­жет быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим форма­циям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататор­скими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства про­изводства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре проле­тариата, которая представляет собой переход к бес­классовому (т. е. социально бесконфликтному) обще­ству.

Большое внимание теории социального конфлик­та уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конф­ликты в обществе неизбежны, так как они пред­определены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой при­сущи процессы ассоциации (объединения) и диссоци­ации (разъединения), господства и подчинения. Зим­мель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают раз­личным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.


Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психо­логическими факторами. Они полагают, что прису­щее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно-эмоциональная тревожность и раз­дражительность периодически перерастает в конф­ликтные столкновения субъектов общественных от­ношений.

объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонен­тов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечива­ют выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборо­нительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборо­нительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и та­кой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разраста­ясь. Разрастание конфликта называется эскала­цией. Эскалация конфликта, как правило, сопровож­дается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его раз­решение. Разрешением конфликта называют ре­шение его участников о прекращении противобор­ства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным зату­ханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консен­сусэто согласие значимого большинства пред­ставителей некоторого сообщества относитель­но важных аспектов его функционирования, вы­раженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полно-

го совпадения позиции сторон практически невоз-можно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; так­же при разрешении конфликта допускается нейт­ральная позиция сторон, воздержание от голосова­ния и т. п.

В зависимости от основания, по которому прово­дится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосроч­ные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спон­танные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональ­ные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрес­сивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет со­циальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономи­ческих условий жизни общества и забота о благосос­тоянии всех его граждан.


Социология конфликта как особая часть социоло­гической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обще­ством. Сегодня конфликтологи участвуют в пере­говорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфлик­ты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

 

 

  1. Социальное законодательство, социальная политика

 

 

Под социальной политикой понимают часть внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах и реальных условиях жиз­недеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения в обществе и удовлетворя­ет интересы различных групп населения. Социаль­ная политика производна от экономики, но не вто­ростепенна: она играет большую роль в развитии материальной и духовной культуры общества. Госу­дарство, в котором социально ориентированная по­литика является основным направлением деятель­ности, называют социальным государством.

Идея социальной государственности получила широкое признание в мире во второй половине XX в. Ее формирование относится к концу XIX — нача­лу XX в. и обусловлено социально-экономическими процессами, происходившими в жизни буржуазного общества того времени, имущественное расслоение и поляризация которого грозили ему серьезными со­циальными потрясениями. И в этой ситуации клас­сический принцип невмешательства государства в экономику уступил место принципу социального ра­венства, требовавшему от государства перейти к ак­тивному вмешательству в социально-экономическую сферу. Началось формирование понятия социального государства как государства, обладающего особыми функциями. В числе последних: поддержка социаль­но незащищенных категорий населения, охрана тру­да и здоровья людей, борьба с безработицей, сглажи­вание социального неравенства путем перераспреде­ления доходов между различными социальными

слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы.

В дальнейшем идея социального государства полу­чила воплощение в практике и конституциях многих современных государств (ФРГ, Италии, Турции, Швеции, Японии и др.)

Сегодня социальным признается такое государ­ство, политика которого направлена на создание сво­им гражданам условий для реализации социально-экономических и культурных прав человека (права на труд и равное вознаграждение за труд равной цен­ности, права на социальное обеспечение, права на об­разование, права на участие в культурной жизни и др.). Одной из важнейших целей деятельности соци­ального государства является сглаживание в общест­ве социальных противоречий и создание в идеале со­циального равенства.


К основным условиям существования социального государства относят:

1) демократический режим и правовой характер

государства;

2) наличие гражданского общества, в руках кото­рого государство выступает инструментом проведе­ния социально ориентированной политики;

3) высокий уровень экономического развития го­сударства, социальная ориентация его экономики;

4) наличие развитого социального законодательст­ва, закрепление понятия «социальное государство» в

конституции страны.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека.

2 В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавли­ваются государственные пенсии, пособия и иные га-рантии социальной защиты».

Эти положения лежат в основе формирующейся в настоящее время законодательной базы, регулирую­щей социальные отношения в стране и регламен­тирующей предоставление социальной помощи на­селению. Помимо Конституции в состав социального законодательства входят законы Российской Федера­ции, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства России, нормативные документы федераль­ных министерств и ведомств, законодательные акты и распоряжения органов власти субъектов Федера­ции, решения органов местного самоуправления.

Проводимая в настоящее время в Российской Фе­дерации социальная политика ориентирована на са­мые различные социальные группы и включает в се­бя:

1) борьбу с безработицей, содержанием которой является не создание препятствий процессу высво­бождения излишней рабочей силы в пределах соци­ально приемлемых масштабов безработицы, а дости­жение максимальной эффективности работы систе­мы социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан в случае потери ими ра­боты;

2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда, приближение его к размеру прожиточного минимума в стране;

3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования. Гражданам РФ гарантируется воз­можность получения образования независимо от ра­сы, национальности, языка, пола, возраста, состоя-

ния здоровья, социального, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;

4) бесплатную медицинскую помощь в государ­ственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения. В российском законодательстве преду­смотрена совокупность мер политического, эконо­мического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепле­ние физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активности, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья;

5) бесплатное пользование библиотечными фонда­ми и сравнительно низкую плату за посещение музе­ев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Другими приоритетами социальной политики РФ являются:

а) охрана труда и здоровья людей;

6) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

в) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Анализ состояния жизни российского общества показывает, что сегодня положения ст. 7 Конститу­ции РФ в большей степени являются программной установкой, чем реальностью. В современной Рос­сии отсутствуют экономические предпосылки фор­мирования социального государства, не созданы Условия, позволяющие осуществлять перераспреде­ление доходов внутри общества. Сложившаяся в на­стоящее время в Российской Федерации экономиче­ская ситуация требует повышения эффективности социальной политики, новых путей ее проведения в жизнь, концентрации ограниченных финансовых и материальных ресурсов на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, стиму-лирующих высокоэффективный труд и личную от­ветственность граждан за свое материальное благопо­лучие. Следует признать, что реальное выравнивание положения людей и создание российским гражданам достойных условий жизни — долговременный про­цесс. Появление настоящего социального государ­ства в Российской Федерации станет возможным лишь в условиях полного оздоровления экономики страны.

 

 

Раздел VII.

 

ПОЛИТИКА

 

Примерные вопросы

1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система об­щества.

2. Власть, ее происхождение и виды.

3. Происхождение государства. Теории происхожде­ния государства.

4. Государство, его признаки и функции.

5. Форма государства. Форма правления.

6. Форма государственного устройства.

7. Политико-правовой режим.

8. Демократия и ее формы.

9. Институты прямой демократии. Выборы и рефе­рендумы.

10. Государственный аппарат.

11. Гражданское общество и правовое государство.

12. Политическая идеология и ее структура.

13. Политическая культура и ее типы.

 

 

1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества

 

 

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противо-речий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирова-ния особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появле-ние политической и государственной власти. Перво­бытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные опреде­ления политики. Среди них следующие:

1. Политика — это отношения между государства-ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объ­единений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направ­ленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика — это сфера деятельности групп, пар­тий, индивидуумов, государства, связанная с реали­зацией общезначимых интересов с помощью полити­ческой власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимо­действий и взаимоотношений между ними, в кото­рых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разно­образны:

1) определение целей, задач, путей развитии ооще-ства;

2) организация деятельности общества по дости­жению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ре­сурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъек-тов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности обще­ства;

7) политическая социализация личности, приоб­щение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, ха­рактер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические сис­темы могут быть разделены на тоталитарные, авто­ритарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся поли­тические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударст-ненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и об­щественно-политические движения.

Все политические институты можно условно раз­делить на три группы. К первой группе — собствен­но-политическим — относятся организации, непо­средственной целью существования которых являет­ся осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе — несобственно-политическим -относятся организации, осуществляющие свою де-ятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят пе­ред собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в полити­ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике.

Наконец, к третьей группе относятся организа­ции, имеющие в своей деятельности лишь незначи­тельный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по инте­ресам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со сторо­ны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населе­ния;

2) государство является единственной политиче­ской организацией, обладающей специальным аппа­ратом управления и принуждения, распространяю­щим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных орга­низаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материаль­ными ресурсами, позволяющими обеспечить реали­зацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объ­единяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни обще­ства, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической-системы общества — это совокупность отно­шений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществ­лении власти, выработке и осуществлении поли­тики. Политические отношения являются результа­том многочисленных и разнообразных связей субъек­тов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты по­буждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся раз­личные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего

общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нор­мы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют норма-тивную подсистему политической системы обще-ства. Наиболее важную роль играют в ней право-вые нормы (конституции, законы, другие норматив-но-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колони­ях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и тра­диции.

Еще одну группу политических норм представ­ляют этико-моральные нормы, в которых закреп­лены представления всего общества или его отдель­ных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравст­венных ориентиров, как честь, совесть, благород­ство.

Культурно-идеологическая подсистема политиче­ской системы представляет собой совокупность раз­личных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников полити­ческой жизни. Политическое сознание субъектов по­литического процесса функционирует на двух уров­нях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К фор­мам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к по­литической психологии — чувства, эмоции, настро­ения, предрассудки, традиции. В политической жиз­ни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место зани­мает политическая культура, понимаемая как комп­лекс типичных для данного общества, укоренивших­ся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Полити­ческая культура — это передаваемый из поколения

в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели по-ведения человека и социальных групп.

 

2. Власть, ее происхождение и виды

 

 

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли от­дающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за непови­новение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к ко­му относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конф­ликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект влас­ти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функциониро­вания как социальной системы, и поэтому возникает

вместе с ним.

В первобытном обществе власть носила непосред­ственно общественный характер, поскольку все ос­новные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в ро­довой организации не было. Однако созывались ро­довые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество от­ходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и призна­ние. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне — носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном за­нимались организацией военных походов и распре­делением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осу­ществляли контроль за обменом и торговлей. В вы­полнении этих функций им помогал особый штат по­мощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновиднос­тей политической власти. Политической называет­ся такая власть, которая основана на принужде­нии одной группы людей в отношении другой. Поли­тическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные груп­пы и общество в целом. Для осуществления полити­ческой власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осу­ществляющей власть, и группами, в отношении ко­торых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обяза­тельности и принудительности для всех членов обще­ства, правом узаконенного применения силы по отно­шению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена клас­сификация ресурсов власти на экономические, со­циальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным — систему различных привилегий и льгот, престиж­ные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информа­цию, к силовым — институты физического принуж­дения (армия, полиция и т. п.). Однако эффектив­ность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а при­нимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предпо­лагает, что одна из взаимодействующих сторон тре­бует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчине­ния Вебер выделял три типа легитимного господ­ства.







Date: 2015-12-13; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию