Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения 5 page





1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых

актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по

исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также приме­нение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспече­нию функционирования органов государства, связан­ная с подготовкой проектов документов, организаци­ей выборов и т. д.);

2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бух­учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формировани­ем общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным де­мократическим государствам это, однако, несвойст­венно.

 

 

  1. Форма государства. Форма правления

 

 

Содержание государства как политической орга­низации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура государства и методы осуществления власти во многом опре­деляют его сущность.

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осу­ществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устрой­ства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства — это способ национального и административно-территориально­го устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой со­вокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражаю­щих ее содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархияэто форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государствамонархаи передается им по наследству. Само слово «монар­хия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Признаками монархической формы правления яв­ляются:

1) существование единоличного главы государ­ства, пользующегося бессрочной пожизненной влас­тью;

2) наследственный порядок преемственности вер­ховной власти;

3) юридическая независимость и безответствен­ность монарха, подчеркиваемая институтом контрас-сигнатуры — порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному завере­нию подписью премьер-министра (реже одного из ми­нистров), ответственного за исполнение данного за­кона.

Существуют две системы наследования престо­ла — персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву перво­родства.

Суть семейной системы наследования заключает­ся в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принад­лежащих к данной династии.

Монархическая форма правления имеет три раз­новидности: абсолютную, дуалистическую и парла­ментарную.

Абсолютная монархия — это такая форма мо­нархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В усло­виях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого име­ют силу закона. Ему же принадлежит и исполнитель­ная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.


Дуалистическая монархияэто переходная форма монархии, при которой власть монарха огра­ничена парламентом в законодательной области Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дво­рянства, являясь своеобразным компромиссом меж­ду ними. Законодательная власть при этом фактиче­ски разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государ­ства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как факти­чески ничем не ограниченное право роспуска парла­мента, право абсолютного вето на его решения, а так­же право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрез­вычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в сво­их руках исполнительную власть, назначает и сме­щает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсут­ствуют. Дуалистическими монархиями были Россий­ская империя в 1906—1917 гг., Германская империя в 1871—1918 гг., Япония в 1889—1945 гг. Неко­торым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, одна­ко в «чистом» виде дуалистических монархий сего­дня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия — это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере пар­ламентом, а в исполнительной - правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законода­тельная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом,

но не использует его. Чрезвычайно-указное законо-дательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнитель­ной власти, хотя реально ее осуществляет правитель­ство. Кабинет министров формируется по итогам пар­ламентских выборов победившей партией или коали­цией. Правительство несет ответственность перед

парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвы­чайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими восполь­зоваться в ситуации возникновения угрозы сущест­вующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные формы монархии. Например, выборная монар­хия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (пол­номочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриар­хальная монархия в Свазиленде (где король, по су­ществу, вождь племени); монархии Британского Со­дружества — Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернато­ром, но реально все ее функции осуществляются пра­вительством). Особо следует отметить теократию — такую форму монархии, при которой высшая поли­тическая и духовная власть в государстве сосредото­чена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Вати-


кан).

Второй формой правления, выделяемой современ - ной наукой, является республика. Республикой на­зывается форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, изби­раемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризует­ся несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип при­нятия решений;

3) все высшие органы государственной власти из­бираются населением или формируются парламен­том (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разде­ления властей, четком разграничении их полномо­чий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип от­ветственности).

Принято различать три основных вида республи­ки: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республикаэто такая форма республики, при которой во главе государства сто­ит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы го­сударства и главы исполнительной власти. Прези­дент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все на­значения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительст­во только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший зако­нодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Ти­пичной президентской республикой являются Соеди­ненные Штаты Америки.

Парламентская республика — это такая фор­ма республики, при которой во главе государст­ва стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламен­том и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава го­сударства избирается на заседании парламента, кото­рый он может распустить по рекомендации прави­тельства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фак­тически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответствен­ность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые по­литические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответствен­ность. Парламентская республика существует в Ита­лии, ФРГ, Индии и др.


Смешанная (полупрезидентская) республикатакая форма республики, в рамках которой соче­таются и сосуществуют признаки парламент­ской и президентской республик. Как и в президент­ской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенарод­ным голосованием. Правительство формируется пре­зидентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представитель­ного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парла­мента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республи­ки — Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного ве­то, которое может быть преодолено квалифицирован­ным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах респуб­лик.

В современном мире существуют и иные, нетипич­ные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма прези­дентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер пар­тии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Респуб­лика Советов. Ее признаками назывались: откровен­но классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерар­хия последних (обязательность решений вышестоя­щих Советов для нижестоящих), право отзыва изби­рателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное пере­распределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

 

 

  1. Форма государственного устройства.

 

 

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и органи­зации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает нацио­нально-территориальную структуру страны. По фор­ме государственного устройства государства подраз­деляются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, кото­рые не обладают какой-либо политической самостоя­тельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть доста­точно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших госу­дарственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, ад­министративно-территориальные образования собст­венного гражданства не имеют. В унитарном государ­стве функционирует и единая система права. Сущест­вует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нор­мативные акты, принимаемые центральными орга­нами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная сис­тема осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства - звенья единой централизованной системы. Налого-вал система унитарного государства — одноканаль-ная: налоги поступают в центр, а оттуда распределя­ются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономияэто внутреннее самоуправление районов государ­ства, отличающихся географическими, националь­ными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португа­лии). В некоторых странах, где национальности про­живают не компактно, а разрозненно, создаются на­ционально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выбор­ные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультиру­ются при решении вопросов, касающихся языка, бы­та и культуры.

Другой формой государственного устройства яв­ляется федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объеди­нения ряда государств или государственных образо­ваний (субъектов федерации), обладающих относи­тельной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя террито­рии субъектов федерации, которые имеют собствен­ное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации су­ществуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отра­жает интересы субъектов федерации и при ее фор­мировании используется принцип равного предста­вительства всех субъектов федерации вне зависимос­ти от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каж­дый гражданин — гражданин федерации и соответ­ствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов феде­рации. Последние имеют право принятия собствен­ной конституции. Установлен принцип иерархии за­конов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодатель­ству.

Наряду с федеральной судебной системой субъек­ты федерации могут иметь собственные суды. Феде­ральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. На­логовая система федерации — двухканальная: наря­ду с федеральными налогами, поступающими в фе­деральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устрой­ством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и

др.

Среди федеративных государств выделяют нацио­нально-государственные и административно-терри­ториальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его созда­ние предопределяют национальные факторы. Субъ­екты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно-террито­риальной федерации, как правило, лежат экономиче­ские, географические, транспортные и иные террито­риальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как ре­зультат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возни­кают как результат трансформации унитарных госу­дарств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из

состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее со­става. В абсолютном большинстве современных феде­раций это право конституционно не закреплено (иск­лючение составляет Эфиопия). Однако по Конститу­ции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфеде­рацию. Однако формально она не является государ­ством. Конфедерация — это постоянный союз суве­ренных государств, созданный для достижения ка­ких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной террито­рии — она состоит из территорий входящих в ее со­став государств. Субъекты конфедерации представ­ляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфеде­рация образует центральные органы, которые на­делены полномочиями, делегированными им госу­дарствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входя­щими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих госу­дарств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют не­посредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Граж­данство конфедерации отсутствует: каждое государ­ство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и еди­ная судебная система. Бюджет конфедерации форми­руется из добровольных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней кон­федерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло мно­жество форм экономического, политического, куль­турного и иного объединения государств: содружест­во, сообщество и др. К их числу относится Европей­ский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В резуль­тате усиления интеграционных процессов это объ­единение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом про­странстве возникло Содружество Независимых Госу­дарств (СНГ). Еще одним примером надгосударствен-ного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в ре­зультате распада Британской империи.

 

 

  1. Политико-правовой режим

 

 

Политико-правовые режимы по степени политиче­ской свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антиде­мократические.

Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические формы политической жиз­ни появились еще в древности: ученые говорят о су­ществовании первобытной, или общинной, демокра­тии в ранний период истории человечества. Демокра­тия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим об­разцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Пернкла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города - государства (например,Новгород, Венеция, Генуя, и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иног­да говорят о политической системе, форме государст­венно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом влас­ти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирова­ние государством политических прав и свобод лич­ности.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одно­го человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режимэто политический рг-жим, претендующий на полный контроль над лич­ностью со стороны, государства. Западные полито­логи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следу­ющие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, факти­чески сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обо­жествление лидера, его пожизненная несменяемость;

2) наличие официальной, господствующей в обще­стве тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии харак­терна вера в скорое наступление «светлого будуще­го». Общественное развитие представляется как те­леологический, т. е. направленный к определенной

цели процесс. Идеология не подлежит критике, и от­ступление от нее строго карается государством;'

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооружен­ной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуж­дения, массовый террор по отношению к так назы­ваемым «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

В современной философско-политической литера­туре существует и иной подход к объяснению фено­мена тоталитаризма. В его основе лежит анализ поло­жения личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ф. Хайек и др.). Ос­новное внимание приверженцы этой концепции уде­ляют анализу механизма рождения массового обще­ства и появлению «человека толпы», который явля­ется опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», го­сударством, а с востребованностью обществом тота­литарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его мо­дернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к та­кой ее форме, как проведение референдума.

Хотя тоталитарный режим претендует на установ­ление всеобщего равенства и ориентирован на созда­ние социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрокра­тическим аппаратом и населением.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)" Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу которая, однако, не всегда используется в форме сис­тематического полицейского террора. Государство от­казывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Ре­жим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демо­кратическому. Общество, освободившееся от тоталь­ного контроля государства, не всегда готово восполь­зоваться властью. Во многих посттоталитарных об­ществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, граждан­ское общество, уважение к закону). Попытка «пере­скочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворо­та к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами воен­ных властей;

3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными:

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5)создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под про­грессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

 

 

  1. Демократия и ее формы

 

 

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократи­ческий режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значи­тельное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в го­сударствах, в которых достигнут высокий уровень со­циально-экономического развития, способный обес­печить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного со­гласия, стабильности и прочности базовых демо­кратических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой сте­пенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активно­стью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является мно­гообразие форм собственности, обязательное призна-ние и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспе­чение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Демократия характеризуется следующими при­знаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит уч­редительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчи­нении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым по­нимается наличие различных автономных социаль­но-политических партий, движений, групп, находя­щихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой раз­личные ветви государственной власти достаточно не­зависимы и уравновешивают друг друга, препятст­вуя установлению диктатуры;







Date: 2015-12-13; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию