Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Навстречу будущему веку, или Нечто вместо предисловия для педагогов
Вот уже пятый год в Татарстане под эгидой Государственного комитета республики по делам детей и молодежи проходит республиканский фестиваль детской и юношеской прессы "Алтын калэм" - "Золотое перо". Лучшие из лучших удостаиваются права участвовать в заключительном этапе фестиваля, традиционно проводящемся на борту теплохода "Борис Полевой". Сотни ребят со всего Татарстана около недели проводят в тесном общении с ведущими журналистами и преподавателями отделения журналистики Казанского государственного университета. Ребята не только отстаивают свои знания и умения, чтобы добраться до желанного Гран-при - путевки-зачисления на отделение журналистики, но и активно учатся быть профессионалами. А профессионализм, как известно, складывается из знаний исторического опыта, умений применить эти знания в каждодневной журналистской жизни, и творческой практики, формирующей творческую индивидуальность. Ведь журналистика - это общественная многоплановая деятельность профессионалов по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной политической, экономической и социальной информации через печать и электронные средства массовой коммуникации. Неожиданные, новые приемы обучения, которые стараются использовать старшие коллеги начинающих журналистов, сочетают в себе как раз все те приемы, которые и позволяют встать на путь профессионализма. Инновации направлены на повышение эффективности учебного процесса, но совсем не отменяют классической научной базы. Эта книга содержит в себе основную научно-теоретическую базу, которая в умелых руках может стать отправной точкой для инновационных поисков педагогов-журналистов. Что же становится главной причиной неумело построенного учебного процесса? Прежде всего - невнимание обучающихся, их плохое слушание. Чтобы понять и усвоить материал, мало спокойно сидеть на уроке. Нужно вслушиваться в каждую мысль преподавателя, пытаться понять внутреннюю логику рассказа, стать активным соучастником учебного процесса. В свою очередь, преподаватель должен помнить, что все люди на свете заинтересованы лишь в той информации, которая что-либо дает именно им. Учет интересов аудитории - это и умение показать обучающимся, зачем им дается эта информация, какую выгоду они смогут извлечь из нее. Формирующееся на стыке веков информационное общество, по прогнозам ученых, в будущем столетии будет формировать классы по степени обладания знаниями. Таким образом, на вершине общества окажутся те, чьи знания, умения и практический опыт добычи информации превзойдут в быстроте и качестве. Учиться этому надо уже сейчас. Информация нам дается ежедневно, ежечасно, ежеминутно, надо только уметь извлекать ее из окружающего мира. В том числе есть такой способ передачи информации, как невербальные сигналы. Преподавателю надо помнить, что речь слушается, а не читается, поэтому каждое движение играет определенную роль при передаче знаний. Даже молчание имеет свою функцию. Скажем, бывает молчание, вызванное неопределенностью; бывает выжидательное молчание; молчание, вызванное настороженностью; угрожающее молчание; молчание-размышление; оскорбительное молчание; молчание от усталости, удивления или смущения... А потому надо стремиться к тому, чтобы язык общения был понятен аудитории. Языком жестов, телодвижений, языком символов, иносказаний, языком терминов, условных обозначений мы передаем смысл своих речей. У нас должна быть единая с аудиторией знаковая система общения. Мы должны быть уверены, что нас поняли правильно. И чтобы убедиться в этом, мы налаживаем с аудиторией обратную связь. В этом лучший помощник - игровые формы обучения. Превращая урок в игру, мы, во-первых, облегчаем понимание наиболее сложных и важных моментов, а во-вторых, налаживаем тесный двусторонний контакт, где действуют не учитель-ученик (сверху вниз), а коллега-коллега (на равных). Причем, один коллега в процессе игры обучает другого, - процесс обучения становится двусторонним, и учитель занимает позицию обучающегося, приобретая новые знания и умения. А ученик, на время становящийся учителем, в этот момент постигает сложность передачи информации другому. Для начинающего журналиста этот обучающий аспект особенно важен, поскольку здесь он обретает тот опыт, который ему будет необходим в каждодневной творческой практике. Приближенность к задачам сегодняшнего дня помогает актуализировать учебный процесс. Поэтому каждый урок, каждое занятие должны быть максимально приближены к реальным условиям. Даже при изучении истории мы выделяем в ней такие моменты, которые позволяют решить современные проблемы. Один и тот же материал должен интерпретироваться в соответствии с современными этапами развития общественно-политических и экономических отношений. "Алтын калэм" - "Золотое перо" на заключительном этапе как раз и пытается воплотить все эти требования к учебно-познавательному процессу. В ходе конкурсных заданий ребята на практике используют те знания и умения, которые в игровой форме им даются тут же, на борту теплохода, опытными педагогами-журналистами. А непривычная, незнакомая обстановка, обеспечивающая вовлеченность в процесс все двадцать четыре часа в сутки, ориентирует начинающих журналистов на самостоятельность мысли и ответственность за принятие решений. Отправляясь в творческие командировки на берег, в города, встречающиеся по пути следования теплохода, ребята получают возможность проверить методы сбора информации, о которых узнали на занятиях в мастер-классах. И, вернувшись на борт "Бориса Полевого", написать материал на заданную тему. Стремление к творческому успеху подстегивается конкуренцией за место на страницах фестивальной газеты или в выпусках радио и телевизионных дневников фестиваля, выходящих на теплоходе ежедневно. За годы, что существует "Алтын калэм" - "Золотое перо", была выработана самая оптимальная форма занятий - мастер-класс. Разговор здесь идет на равных. Опытный журналист-педагог лишь помогает проанализировать ситуации, возникающие в ежедневной творческой практике начинающих журналистов. И творческие командировки, в этом смысле, выявляют эти ситуации, придают разговорам на мастер-классах конкретный практический характер. Когда-то, в 1913 году, в докладе на Всероссийском съезде по семейному воспитанию, замечательный русский педагог К.Н.Вентцель сформулировал десять правил свободного развития личности, которые не устарели и сегодня. Во-первых, теория свободного воспитания исходит из принципа многообразия воспитания: сколько детей, столько и систем воспитания. Во-вторых, воспитание не есть умышленное формирование ребенка сообразно идеалу, но процесс освобождения творческих сил в ребенке. В-третьих, высшая цель воспитания - развитие творческой индивидуальности. В-четвертых, индивидуальность не стоит в противоречии с общественностью и культурой, но, наоборот, истинная общественность и истинная культура связаны с развитием индивидуальности. В-пятых, важна самодеятельность ребенка, ее активный характер. В-шестых, необходимо соприкосновение ребенка с природой. В-седьмых, на первом плане - развитие психической активности и воли, без которых воспитание не будет гармоничным. В-восьмых, воспитание должно вести к способности ставить себе сознательно цели и стремиться к их достижению. В-девятых, базис воспитания - свободный творческий производительный труд. В-десятых, нужно содействие ребенку в выработке личной нравственности и личной религии; всякое обучение тому или иному кодексу морали должно быть отвергнуто. Мы стараемся придерживаться этих правил. И в этом видим залог нашего успеха. Вообще-то, такая форма профессиональной подготовки еще только набирает силу. Ведь если заглянуть в прошлое, то можно с удивлением открыть для себя, что кадры по специальности "журналистика" ни в государственных, ни в частных учебных заведениях царской России вообще не готовили. Тогда как в Германии, например, журналистов обучали в высших учебных заведениях уже с конца 1880-х годов. В начале 20 века стали появляться кружки, обучающие российских профессионалов-журналистов, - на Капри, в Лонжюмо, в Санкт-Петербурге... И лишь в 1920-х годах в нашей стране открылся Московский институт журналистики. Но до нынешних времен так и не создана единая программа подготовки начинающих журналистов, хотя необходимость в ней назрела уже давно. Для этого обществу нужны такие профессионалы, которые помогли бы освоить все три ступени свободы: освобождение ребенка (педагогическая задача), освобождение самого себя (этическая задача), освобождение общества (политическая задача). В этой книге собраны материалы, которые так или иначе прозвучали на мастер-классах. Конечно, надо иметь ввиду, что изложенные на бумаге, они потеряли нечто неуловимое, возникающее в процессе совместного творчества. Но это - неизбежное зло всякого учебного пособия. Надеюсь, что вы сможете вернуть ему душу на своих занятиях в "Школах начинающих журналистов". История российских средств массовой информации Date: 2015-12-13; view: 498; Нарушение авторских прав |