Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индийская вышивка Кантха





Сегодня нас, путешественников по лоскутному миру, судьба занесла в бывшую индийскую провинцию Восточную Бенгалию, а ныне граничащее с Индией государство Бангладеш. На этой земле издревле женщины занимались рукоделием. Самым распространенным видом рукоделия среди бенгальских женщин была вышивка – стежка «кантха» (kantha) (фото 1).

Рис.1 Вышивка - стежка "Кантха".

Кантха - продукт бережливости и экономного ведения хозяйства. Вышивки делались во время женского досуга, особенно в сезон дождей или когда зима вторгалась в села в дельте реки Ганг. Изначально изготавливалась кантха на полотне из нескольких слоев (от 3 до 8) бывших сари, а вышивка на них делалась старыми нитками, выдернутыми из бордюров других сари. Стежка укрепляла ткань, делая ее прочнее и долговечней. В зависимости от числа слоев и величины менялось и предназначение этих рукодельных работ в диапазоне от зимних одеял (НАКШИ - КАНТХА) до маленьких молитвенных ковриков.

Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха для новорожденного ребенка, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней. В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.И еще, сохранилась одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать "багх" - свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.

Примерно такой же вышивкой украшали и новые женские сари, и рубашки для мужчин и женщин. Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи - они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.

Изделия с вышивкой - стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов (фото 2).

Рис.2 Специальные швы.

Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине. Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо - контуром вокруг основного рисунка и т.д. (фото 3).

Рис.3 Расположение швов.

Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид. Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха уходило от нескольких месяцев, до нескольких лет. Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение. Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне, чтобы её хорошо было видно. Отмечалось разнообразие мотивов, используемых для кантхи. Дело в том, что в Бангладеш издревле жили люди разных вероисповеданий. Среди них очень много мусульман, буддистов, христиан. И каждый вносил свою лепту в узоры кантхи. Но все - таки, основным центральным рисунком чаще всего был цветок - лотос (фото 4, 4а).

Рис.4 и 4а Цветок-лотос.

А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли» или «огурцы» (именно Индия является родиной этого распространенного узора) (фото 5).

Рис.5 Рисунок огурцы.

По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья, листья или цветы. Благодаря мусульманским веяниям, в кантхе применялись и геометрические орнаменты. Нередко фигура человека тоже являлась объектом внимания вышивальщицы кантха (фото 6).

Рис.6 Изображение человкеа в рисунках Кантха.

Ниже приведена одна из традиционных схем Накши Кантха (фото 7).

Рис.7 Традиционные схемы Накши Кантха.

В изготовлении кантхи использовались нитки простых цветов – красный, оранжевый, желтый, сине-черный, голубой, коричневый и зеленый (фото 8).

Рис.8 Цвета ниток в Кантхи.

И цвет вышивки имел большое значение:

  • Синий и голубой - цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.
  • Красный - означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь. Темно красный и фиолетовый - олицетворение высшей силы любви.
  • Желтый - цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.
  • Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством.
  • И конечно белый - цвет чистоты, цвет великого индийского бога Шивы. Вышивку дополняют ракушки, пайетки, блестящие пуговицы, маленькие зеркала. Считается, что зеркальце ослепляет дьявола и защищает от сглаза (фото 9).
Рис.9 Использование зеркала в вышивке Кантха.

Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани. Как царственно богаты сари, украшенные вышивкой кантха, пайетками и маленькими зеркальцами! (фото 10,11)!


Рис.10 и 11 Сари.

До чего хороши сумочки (фото 12,13,14)!

Рис. 12,13 и 14 Сумочки в технике Кантха.

Одеяла (накши кантха) тоже великолепны (фото 15,16,17).

Рис. 15,16 и 17 Одеяла выполненные в технике Кантха.

Перенести вышивку кантха в машинное исполнение оказалось очень непросто. Украсить всю поверхность параллельной прямой строчкой или слегка волнистой линией (по существу, это эхо - контур с расстоянием между линиями от 5 до 0,5 мм)- это очень трудоемко. Но я решила не отступать от своей традиции и попыталась переложить старинный узор ручной стежки в машинную строчку. Я решила, что для него подойдет мотив «рыба» (кстати, взят настоящий рисунок для кантха) (фото18).

Рис.18 Мотив рыба.

В индийской мифологии это счастливый знак. Он означает благосостояние, процветание и комфортабельную жизнь. Для цветового решения я взяла традиционные цвета стежки кантха: красный, желтый и голубой, контур рыбы обвела темно-серой нитью. Самое сложное было заполнить всю поверхность эхо - контуром (размер моей работы 27х40 см) (фото 19).

Рис.19 Заполнение эхо-контуром.






Date: 2015-12-12; view: 834; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию