Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Похвала эрнесту ивантеру





Юрий ЛИННИК

ЭРНЕСТ ИВАНТЕР – АСПЕКТЫ И ГРАНИ

К 80-летию учёного

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОХВАЛА ИВАНТЕРУ 1

СИНТЕЗ ЭРНЕСТА ИВАНТЕРА 6

К НОМОГЕНЕТИЧЕСКОМУ ЛАМАРКОДАРВИНИЗМУ? 21

ЖИЗНЬ ДЕРЖИТ УДАР 24

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЗООГЕОГРАФИИ 29

MAMMALIA 36

ВО СЛАВУ ДИСПЕРСИИ 49

ГОСПОЖА БИОМЕТРИЯ 52

ВРАЗУМЛЯЕТ ЭРНЕСТ ИВАНТЕР 59

Издательство ПетрГУ

ПОХВАЛА ЭРНЕСТУ ИВАНТЕРУ

(1935 – 2005 – 2015)

 

 

Эго особый тип личности: натуралист. Помните жюльверновского Паганеля? Чудаковатый эрудит, бесконечно влюблённый в природу – со своими лупами, сачками, ботанизирками – он странен, если не смешон, для обывателя. Но это настоящий ученый-первооткрыватель.

Паганель вобрал в себя черты Линнея и Ламарка, Кювье и Дарвина, Шванна и Геккеля. Эрнест Викторович Ивантер принадлежит к этому славному племени.

Кому-то оно покажется несколько архаичным?

Но я сразу скажу, что член-корреспондент РАН Э.В. Ивантер, будучи продолжателем замечательной старинной традиции, одновременно является ультрасовременным учёным. Экологическое мышление, которое так трудно даётся моим современникам, стало органичным для него.

В средние века говорили: Бог мыслит мирами.

Так вот: Э.В. Ивантер мыслит экосистемами, популяциями – природу он видит (и эмоционально переживает!) как нечто связное, цельное, интегральное.

Это большое искусство: выявлять скрытые связи.

И Э.В. Ивантер здесь проявил себя асом!

Когда он рассказывает о природе, то у меня создаётся ощущение, что я присутствую при рождении поэмы: правда, на моих глазах рифмуются не слова, а природные явления.

Экологические созвучья, находимые Э.В. Ивантером, всегда новы, неожиданны.

Да, это ученый-аналитик.

И в то же время истинный поэт своего дела.

Давно замечено, что общение с природой содействует сохранению бесценного качества души – детскости. Это совсем не инфантильность, а особая форма мудрости. И если Эрнест Викторович иногда похож на большого ребёнка, то это знак того, что он бесконечно увлечён своими биологическими занятиями: природа для него всегда первозданна, всегда полна тайн.

Он воплощает лучшие черты нашей науки.

Это интеллигент до мозга костей. Замечательную школу Э.В. Ивантер прошёл в знаменитом кружке при Московском зоопарке. Полученные там впечатления стали своего рода импринтингом, предопределившим всю судьбу учёного. Многие из кружковцев выросли в выдающихся биологов. Сегодня они образуют своеобычное содружество: кооперируют свои усилия — солидарно действуют на передовой линии экологии, где всё больше проблем и антиномий.

Я очень люблю книги Эрнеста Викторовича Ивантера, посвящённые карельской природе. Издательство ПетрГУ переиздало его труды «Млекопитающие» и «Птицы» (последняя в соавторстве с В.Б.Зиминым). Как для любителя-натуралиста – для меня это первое подспорье. Написанные прекрасным языком, книги обобщают колоссальный материал – сводят воедино информацию из разных источников. И самое главное: их содержание поверено собственными наблюдениями Э.В. Ивантера, великолепного полевого зоолога.

Серия «Мир животных» выходит уже третьим изданием. Маститый зоолог в качестве соавторов охотно привлекает учеников. Книга «Земноводные и пресмыкающиеся» — последняя по дате выпуска (ПетрГУ, Петрозаводск, 2002 г.) — написана вместе с А.В. Коросовым.

О наших соседях по биосфере пишут много и по-разному. Чем отличаются книги Ивантера? Прежде всего своей доскональностью. Живое существо предстает перед нами во всех измерениях — морфологическом, экологическом, поведенческом и т. д. Важнейший параметр этих книг — влюблённость автора в предмет описания.

Вот речь заходит о тритоне гребенчатом (Triturus cristatus). Описывая его яркий брачный наряд, автор использует художнически точное слово — вообще он прекрасный стилист.

Массу интригующих подробностей мы узнаём о скрытном обитателе весенних мочажин.

Ведь это маленький хамелеон!

Он меняет свою окраску в зависимости от светового и цветового фона среды.

О ящерице, восстанавливающей свой оторванный хвост, знают все. Но способность к регенерации у тритона проявляется несравненно шире! Оказывается, у него могут регенерировать лапы. И даже челюсти. И даже глаза! Позаимствовать бы это свойство для человека — чтобы не было на земле увечных людей.

А как ярко описывается в книге нерест двух наших видов лягушек — травяной (Rana temporaria) и остромордой (Rana arvalis)! И правда: романтизма здесь не меньше, чем на прославленном глухарином току. Книги Э.В. Ивантера несут в себе заряд поэзии.

Эрнест Викторович Ивантер – биолог-универсал.

Наука о жизни в течение последних двух столетий подвергалась быстрой дифференциации. Внутри нее возникло много частных дисциплин. Как не упустить из виду целое? Именно к этому стремится Э.В. Ивантер. В его лице мы видим и морфолога, и этолога, и систематика. Но средоточием интересов учёного, стягивающим к себе все другие, является популяционная экология.

Наука эта имеет дело не с отдельными объектами, а с их совокупностями, множествами. Внутри популяции постоянно идёт процесс изменчивости. Он носит случайный, ненаправленный характер. Как в разбросе варьирующихся признаков выявить эволюционную тенденцию? Или закономерности другого уровня – географические, сезонные и т. п.? Здесь необходимы статистические исследования – биология должна войти в контакт с математикой. От качественных исследований она переходит к исследованиям количественным. Э.В. Ивантер вносит существенный вклад в этот переход.

Изучая наследие А.А. Любищева, одного из пионеров биометрии, я получил определённые представления об этой науке. Но вот передо мной книга Э.В. Ивантера и А.В. Коросова «Введение в количественную биологию» (Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2003). Далеко вперёд ушла биометрия! Едва ли не треть книги посвящена использованию на её ниве компьютерных программ. Мы видим, как наука забрасывает в океан случайностей свою регулярную сеть — и мы констатируем: в кажущемся хаосе изменчивости проступает глубинный порядок.

Случайность – закономерна. Это помогают понять различные распределения – нормальное, биноминальное, полиномиальное, альтернативное, равномерное, Пуассона, О них в книге написано чётко и красиво. Случайность поворачивается к нам своими разными ликами. Делая из неё выборки, мы от биометрии получаем надёжные критерии для того, чтобы полученные результаты проэкстраполировать на целое, которое может быть бесконечным. Различные виды анализа – дисперсионный, регрессионный, корреляционный, компонентный – помогают охватить и осмыслить всю амплитуду изменчивости. Об этом подробно рассказывается в книге, обобщившей раздел биологии, который ныне переживает бурное развитие.

Недавно Эрнест Викторович подарил мне свою монографию «Территориальная экология землероек-бурозубок». В создании книги принимал участие А.М. Макаров, ученик Э.В. Ивантера.

Бурозубки хорошо знакомы всем, кто работает на земле – порой их экотопы пересекаются с нашими огородами.

Зверушки эти относятся к числу ближайших соседей человека по биосфере.

Само название их говорит о скрытом, потаённом образе жизни. И вот земля словно стала прозрачной – и мы увидели неявный для нас уровень бытия.

Это крайне интересная тема: территориальное поведение животных.

Поверхность Земли раскроили не только наши границы — накладываясь на них, не считаясь с ними, рядом пролегли ещё сонмы других рубежей: это делят между собой жизненное пространство различные твари.

В наш единый большой мир встроено великое множество разнообразнейших птичьих и звериных малых миров. Один из них – мир землероек-бурозубок – досконально изучен Э.В. Ивантером и А.М. Макаровым.

К предмету исследования они подошли системно, комплексно.

Математическая обработка материала, наличие в книге большого количества графиков и таблиц содействуют компактной подаче информации.

Перед нами образцовое экологическое исследование.

Особо хочу отметить выдающийся вклад Эрнеста Викторовича в создание «Красной Книги Карелии».

В данном контексте существенен тот частный факт, что его личные друзья это А.В. Яблоков и Н. Н. Воронцов (увы, ныне покойный): не просто крупные экологи современности, но и люди героической морали, не щадившие себя в деле охраны окружающей среды.

Э.В. Ивантер из этой же породы.

У нас в Карелии живёт замечательный учёный, которому ещё присуща и подлинная гражданственность.

Эрнест Викторович добр и отзывчив.

Общение с ним – истинная радость.

 

2005

 

Date: 2015-12-12; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию