Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Допрос очевидцев и свидетелей
Следователь, сразу же по прибытии на место происшествия, должен опросить вкратце лицо, обнаружившее труп. В этом случае, следователю будет легче провести осмотр места обнаружения трупа, так как он будет уже владеть информацией о том, как и при каких условиях, был обнаружен труп. При производстве неотложных следственных действий в качестве свидетелей чаще всего приходится допрашивать лиц, обнаруживших труп. Допрос их очень важен для установления обстоятельств убийства. При этом в числе других вопросов необходимо выяснить, где, когда, в какое время, в каком положении, в присутствии кого обнаружен труп; не изменялось ли положение его до прибытия работников милиции или следователя; куда и зачем шел свидетель, часто ли он бывал ранее на месте, где обнаружен труп; знает ли свидетель погибшего, если знает, то когда и с кем видел его последний раз; с кем из знакомых встречался потерпевший; не было ли у него с кем-либо из окружающих неприязненных отношений, не угрожал ли ему кто-либо убийством и другое. Значительно облегчается задача в поиске преступника, если у совершенного преступления есть очевидец (очевидцы) или свидетели. Очевидец – это лицо, на глазах которого было совершено преступление (в нашем случае – убийство). Очевидцем может стать случайный прохожий, человек, который не по своей воле оказался в центре событий. Он может разглядеть общие или отличительные черты преступника, орудие убийства, обстоятельства совершения преступления. В качестве свидетеля допрашиваются любые лица, которым известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу. Они несут уголовную ответственность за уклонение от дачи показаний и сообщение заведомо ложных сведений. Поэтому в начале допроса им разъясняются положения закона и обязанность говорить правду.[ Криминалистика / под редакцией д.ю.н. проф. В.А. Образцова -М.: Юрист 1995.-592 с] На достоверность свидетельских показаний влияет ряд факторов, например, личные отношения с подозреваемым, наличие обстоятельств, в той или иной мере компрометирующих самих свидетелей. Следователю надлежит выяснить характер взаимоотношений свидетеля с обвиняемым, его возможную причастность к деяниям последнего и принять меры к предупреждению и разоблачению лжесвидетельства. На формирование свидетельских показаний влияют и объективные факторы, затрудняющие восприятие фактов и событий (это могут быть неблагоприятные погодные условия, недостаточная освещенность на месте происшествия, ограниченность времени восприятия и другое). Следователь, чтобы квалифицированно получить и оценить показания, должен выяснить, в каких условиях они формировались, нет ли у свидетеля физических недостатков, мешающих правильному восприятию и воспроизведению событий. Выявленные обстоятельства должны приниматься во внимание при определении тактики допроса. При допросе несовершеннолетних (особенно малолетних) свидетелей обязательно учитываются возрастные особенности их психики. Для них, например, характерна повышенная внушаемость, а иногда и склонность к фантазированию. При постановке наводящего вопроса допрашиваемый часто воспринимает подсказанный ему ответ, домысливает какие-то детали события, а после этого бывает трудно отличить действительность от вымысла. Допрос малолетнего свидетеля целесообразно фиксировать с помощью звукозаписи. Это позволит суду более точно оценить полученные показания, поскольку протоколирование допроса с учетом особенностей детской речи представляет определенную сложность. Опираясь на сказанное выше, можно составить приблизительный круг вопросов, задаваемый следователем очевидцам и свидетелям. Таким образом, круг вопросов, задаваемых очевидцам, включает в себя: во-первых, вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах очевидец попал на место происшествия. Далее целесообразно узнать в каких условиях (расстояние, освещенность и так далее) лицо (очевидец) наблюдало происходившее. Необходимо поставить вопрос о том, известно ли очевидцу кто убит. Если лицо знало при жизни убитого, то уместен вопрос в каких взаимоотношениях свидетель с этим лицом. Можно уточнить также, известно ли лицу кто совершил убийство, сколько было убийц, известны ли свидетелю эти лица, в каких он с ними отношениях. Если очевидец смог ответить на эти вопросы, то целесообразно задать вопросы, касающиеся: - примет, одежды, обуви каждого из них; - словесного портрета (обязательно изложить ответы на бланке словесного портрета и бланк приложить к протоколу допроса); - когда, с какой стороны, на каком транспорте они прибыли; - в какой последовательности или одновременно; - о чем говорили они между собой или с потерпевшим, как называли друг друга; - что предшествовало убийству; - чем был вооружен каждый из убийц; - какие были действия каждого, в какие части тела, кто именно, в какой последовательности наносил удары; - как вел себя потерпевший непосредственно перед убийством (было ли его поведение поводом к конфликту); - оказывал ли потерпевший сопротивление, в чем состояло сопротивление; - высказывал ли потерпевший перед смертью какие-либо просьбы или обещания; - что отняли убийцы у потерпевшего; - остались ли на месте преступления какие-либо предметы брошенные или потерянные убийцами; - в какую сторону, каким транспортом они удалились; - кто еще находился на месте преступления непосредственно перед убийством, при его совершении и после него; что могли и должны были видеть эти лица; - что происходило на месте происшествия после убийства, какие изменения вносились в обстановку. - составить схему места происшествия с обозначенным свидетелем перестановками и изменениями. Свидетелям, которые обнаружили труп задается следующий ряд вопросов: - когда и в силу каких обстоятельств свидетель попал на место происшествия; - кто еще был с ним; - известен ли свидетелю потерпевший; - был ли еще жив потерпевший в тот момент; что говорил, называл ли преступника; - кем и что было сделано для спасения жизни потерпевшего; -если свидетель уже не застал потерпевшего живым, то какие были поза трупа и признаки наступления смерти (температура тела, наличие или отсутствие окоченения, трупных пятен и другое), состояние одежды, продолжалось ли кровотечение; - какие изменения внесены в обстановку места происшествия до прибытия следователя; в частности, изменялась ли поза и местонахождение трупа, вытирал ли кто-либо кровь; какие предметы и откуда брали в руки перекладывали, уносили или переносили; кто именно; - составить схему места происшествия с обозначенными свидетелем перестановками и изменениями. Свидетели, которые видели вблизи места происшествия лиц, возможно причастных к убийству или осведомленных об обстоятельствах преступления: - когда и в какое время, вместе с кем свидетель оказался в окрестностях места происшествия; - кого он там видел, сколько человек, вместе или порознь (имя, фамилия, род занятий, одежда каждого, приметы на бланке описания внешности); - что у них было с собой (оружие, инструмент, вещи); - что делал, куда направлялся этот человек (эти люди). - составить схему места происшествия с обозначениями свидетелем перестановками и изменениями, место расположения свидетеля и возможных подозреваемых. Если есть свидетели из числа родственников, сослуживцев, знакомых, то им можно задать следующие вопросы: - склонности, обычное времяпровождение, отношение к спиртному; - с кем он постоянно или часто общался, на чем основывалось общение, где и в какое время осуществлялось; - имелись ли в окружении потерпевшего люди, враждовавшие с ним; кто именно, чем вызвана эта враждебность и как серьезна она была; - кому была выгодна или желательна смерть потерпевшего; - контактировал ли потерпевший с лицами, склонными к безудержным вспышкам гнева; кто они; - когда, где и с кем свидетель видел потерпевшего в последний раз; - как были одеты потерпевший и лица, с которыми он находился; - как намеревался потерпевший провести тот день, когда он был убит; - какие ценности имел (или мог иметь) с собой потерпевший; - каковы общие и индивидуальные признаки этих предметов.
Date: 2016-02-19; view: 3741; Нарушение авторских прав |