Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Допрос очевидцев и свидетелей





Следователь, сразу же по прибытии на место происшествия, должен опросить вкратце лицо, обнаружившее труп. В этом случае, следователю

будет легче провести осмотр места обнаружения трупа, так как он будет уже владеть информацией о том, как и при каких условиях, был обнаружен труп. При производстве неотложных следственных действий в качестве свидетелей чаще всего приходится допрашивать лиц, обнаруживших труп. Допрос их очень важен для установления обстоятельств убийства. При этом в числе других вопросов необходимо выяснить, где, когда, в какое время, в каком положении, в присутствии кого обнаружен труп; не изменялось ли положение его до прибытия работников милиции или следователя; куда и зачем шел свидетель, часто ли он бывал ранее на месте, где обнаружен труп; знает ли свидетель погибшего, если знает, то когда и с кем видел его последний раз; с кем из знакомых встречался потерпевший; не было ли у него с кем-либо из окружающих неприязненных отношений, не угрожал ли ему кто-либо убийством и другое.

Значительно облегчается задача в поиске преступника, если у совершенного преступления есть очевидец (очевидцы) или свидетели. Очевидец – это лицо, на глазах которого было совершено преступление (в нашем случае – убийство). Очевидцем может стать случайный прохожий, человек, который не по своей воле оказался в центре событий. Он может разглядеть общие или отличительные черты преступника, орудие убийства, обстоятельства совершения преступления.

В качестве свидетеля допрашиваются любые лица, кото­рым известны какие-либо обстоятельства, подлежащие уста­новлению по делу. Они несут уголовную ответственность за уклонение от дачи показаний и сообщение заведомо ложных сведений. Поэтому в начале допроса им разъясняются положе­ния закона и обязанность говорить правду.[ Криминалистика / под редакцией д.ю.н. проф. В.А. Образцова -М.: Юрист 1995.-592 с]

На достоверность свидетельских показаний влияет ряд факторов, например, личные отношения с подозреваемым, наличие обстоятельств, в той или иной мере компрометирующих самих свидетелей. Следователю надлежит выяснить характер взаимоотношений свидетеля с обвиняемым, его возможную причастность к деяниям последнего и принять меры к предупреждению и разоблачению лжесвидетельства. На формирование свидетельских показаний влияют и объективные факторы, затрудняющие восприятие фактов и событий (это мо­гут быть неблагоприятные погодные условия, недостаточная освещенность на месте происшествия, ограниченность времени восприятия и другое). Следователь, чтобы квалифицированно получить и оценить показания, должен выяснить, в каких усло­виях они формировались, нет ли у свидетеля физических недо­статков, мешающих правильному восприятию и воспроизведе­нию событий. Выявленные обстоятельства должны приниматься во внимание при определении тактики допроса.

При допросе несовершеннолетних (особенно малолетних) свидетелей обязательно учитываются возрастные особенности их психики. Для них, например, характерна повышенная вну­шаемость, а иногда и склонность к фантазированию. При постанов­ке наводящего вопроса допрашиваемый часто воспринимает подсказанный ему ответ, домысливает какие-то детали события, а после этого бывает трудно отличить действительность от вымысла.

Допрос малолетнего свидетеля це­лесообразно фиксировать с помощью звукозаписи. Это позволит суду более точно оценить полученные показания, поскольку протоколирование допроса с учетом особенностей детской речи представляет определенную сложность.

Опираясь на сказанное выше, можно составить приблизительный круг вопросов, задаваемый следователем очевидцам и свидетелям.

Таким образом, круг вопросов, задаваемых очевидцам, включает в себя: во-первых, вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах очевидец попал на место происшествия. Далее целесообразно узнать в каких условиях (расстояние, освещенность и так далее) лицо (очевидец) наблюдало происходившее. Необходимо поставить вопрос о том, известно ли очевидцу кто убит. Если лицо знало при жизни убитого, то уместен вопрос в каких взаимоотношениях свидетель с этим лицом. Можно уточнить также, известно ли лицу кто совершил убийство, сколько было убийц, известны ли свидетелю эти лица, в каких он с ними отношениях. Если очевидец смог ответить на эти вопросы, то целесообразно задать вопросы, касающиеся:

- примет, одежды, обуви каждого из них;

- словесного портрета (обязательно изложить ответы на бланке словесного портрета и бланк приложить к протоколу допроса);

- когда, с какой стороны, на каком транспорте они прибыли;

- в какой последовательности или одновременно;

- о чем говорили они между собой или с потерпевшим, как называли

друг друга;

- что предшествовало убийству;

- чем был вооружен каждый из убийц;

- какие были действия каждого, в какие части тела, кто именно, в какой последовательности наносил удары; - как вел себя потерпевший непосредственно перед убийством (было ли его

поведение поводом к конфликту);

- оказывал ли потерпевший сопротивление, в чем состояло сопротивление;

- высказывал ли потерпевший перед смертью какие-либо просьбы или

обещания;

- что отняли убийцы у потерпевшего;

- остались ли на месте преступления какие-либо предметы брошенные или потерянные убийцами;

- в какую сторону, каким транспортом они удалились;

- кто еще находился на месте преступления непосредственно перед убийством, при его совершении и после него; что могли и должны были видеть эти лица;

- что происходило на месте происшествия после убийства, какие изменения вносились в обстановку.

- составить схему места происшествия с обозначенным свидетелем перестановками и изменениями.

Свидетелям, которые обнаружили труп задается следующий ряд вопросов:

- когда и в силу каких обстоятельств свидетель попал на место происшествия;

- кто еще был с ним;

- известен ли свидетелю потерпевший;

- был ли еще жив потерпевший в тот момент; что говорил, называл ли преступника;

- кем и что было сделано для спасения жизни потерпевшего;

-если свидетель уже не застал потерпевшего живым, то какие были поза трупа и признаки наступления смерти (температура тела, наличие или отсутствие окоченения, трупных пятен и другое), состояние одежды, продолжалось ли кровотечение;

- какие изменения внесены в обстановку места происшествия до прибытия следователя; в частности, изменялась ли поза и местонахождение трупа, вытирал ли кто-либо кровь; какие предметы и откуда брали в руки перекладывали, уносили или переносили; кто именно;

- составить схему места происшествия с обозначенными свидетелем перестановками и изменениями.

Свидетели, которые видели вблизи места происшествия лиц, возможно причастных к убийству или осведомленных об обстоятельствах преступления:

- когда и в какое время, вместе с кем свидетель оказался в окрестностях места происшествия; - кого он там видел, сколько человек, вместе или порознь (имя, фамилия, род занятий, одежда каждого, приметы на бланке описания внешности);

- что у них было с собой (оружие, инструмент, вещи);

- что делал, куда направлялся этот человек (эти люди).

- составить схему места происшествия с обозначениями свидетелем

перестановками и изменениями, место расположения свидетеля и возможных подозреваемых.

Если есть свидетели из числа родственников, сослуживцев, знакомых, то им можно задать следующие вопросы:

- склонности, обычное времяпровождение, отношение к спиртному;

- с кем он постоянно или часто общался, на чем основывалось общение, где и в какое время осуществлялось;

- имелись ли в окружении потерпевшего люди, враждовавшие с ним; кто

именно, чем вызвана эта враждебность и как серьезна она была;

- кому была выгодна или желательна смерть потерпевшего;

- контактировал ли потерпевший с лицами, склонными к безудержным

вспышкам гнева; кто они;

- когда, где и с кем свидетель видел потерпевшего в последний раз;

- как были одеты потерпевший и лица, с которыми он находился;

- как намеревался потерпевший провести тот день, когда он был убит;

- какие ценности имел (или мог иметь) с собой потерпевший;

- каковы общие и индивидуальные признаки этих предметов.

 

Date: 2016-02-19; view: 3506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию