Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Известно, что организация (предприятие) в рыночной системе хозяйствования подвержена постоянным, во многом противоречивым изменениям и воздействиям





 

Известно, что организация (предприятие) в рыночной системе хозяйствования подвержена постоянным, во многом противоречивым изменениям и воздействиям. В дополнение к этому для российских условий характерна еще и неустойчивость законодательства. Такие условия внешней среды существования компании наводят на размышления: "Может быть, не стоит затрачивать время и силы на составление плана, а лучше постоянно чутко улавливать изменения и держать руль управления в позиции сиюминутной готовности к ним?"[i].

При этом бизнес-план надо понимать как сбалансированный с ресурсами комплекс мероприятий, учитывающий возникающие в новых условиях риски потери средств и очень ограниченное воздействие государства на правила рыночной экономики.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех предприятий. И, прежде всего, для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие фирмы вынуждены обращаться к экспертам за консультацией или к специалистам, предлагающим услуги по составлению бизнес-плана.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что овладение искусством составления бизнес-плана в условиях российской экономики стало крайне актуальным в силу следующих причин:

· в нашей экономике рождается поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;

· меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;

· для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности.

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.

Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать трех- или пятилетнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях России. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса. Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям. Дополнительные цели сформулированы в Методическом пособии по разработке бизнес-плана, составленном Европейским союзом для новых независимых государств:

- выявление целей бизнеса;

- содействие выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;

- создание системы измерения результатов деятельности;

- предоставление инструментария управления бизнесом;

- предоставление средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявление альтернативных стратегий выживания.

Целями выпускной квалификационной работы являются:

1. Изучение разделов бизнес-плана

2. Разработка бизнес-плана пасеки «ЛевиА»

Овладение методами разработки бизнес-плана позволит предпринимателям выработать (в своем характере и манере вести дела) те основные черты, которые присущи преуспевающим бизнесменам:

- стремление к новшествам;

- готовность идти на разумный риск;

- уверенность в собственных силах;

- способность напряженно трудиться;

- умение ставить перед собой высокие, но достижимые цели;

- умение вести тщательный учет своих затрат и результатов.

 

Глава 1. Бизнес-план в системе управления организацией

 

Значение бизнес-плана и необходимость овладения методами его разработки

Бизнес-план представляет собой аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в нем описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно прибыль? Очень важно составить бизнес-план в соответствии с определенными требованиями и выполнить специальные расчеты - это поможет предвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить соломки".

Начинающему предпринимателю необходимо помнить, что бизнес-план - документ перспективный. Туманное представление будущего рынка сбыта товаров и перспективы развития собственной коммерческой деятельности обычно ведут к низкой эффективности задуманного проекта и к потере вложенных средств. Включаясь в эту работу лично, предприниматель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя - хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это не означает, конечно же, что не надо пользоваться услугами консультантов - наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами[1].

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомендуется делать в помесячной разбивке, второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

Время, которое занимает составления бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается не менее 200 часов[2].

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

- потенциальным инвесторам (банкирам);

- сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи;

- владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности

Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана. Не всегда его требуют даже банки, предоставляя кредиты. Но пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель оказывается не готов к ожидающим его неприятностям и начинает обычно лихорадочно импровизировать. А это чаще всего заканчивается плачевно. Поэтому лучше не пожалеть времени и заняться бизнес-планированием, пользу которого подтверждает и зарубежный опыт.

Статистика показывает, что в США ежегодно свое дело начинают 600 тысяч новых предпринимателей, из которых только половина удерживается на плаву хотя бы 18 месяцев. Лишь одному из пяти удается не разориться на протяжении первых 10 лет.

Основными причинами неудач, как показывают исследования, чаще всего являются:

- некомпетентность (более 40%);

- отсутствие управленческого опыта (15 - 17%);

- нехватка жизненного опыта и знаний (15 - 17%);

- отсутствие профессиональных навыков (13 - 15 %).

Отечественная практика показывает, что учредители многих предприятий, появившихся в период перестройки, подошли к их созданию совершенно неосознанно. Легкость, с которой появлялись предприятия в начале 1990-х годов, объясняется, прежде всего, низким уровнем вкладов в уставной капитал, что обусловило невысокую профессиональную ответственность предпринимателей за свой бизнес[3].

Кроме того, начало деятельности зачастую не было обеспечено ни соответствующей технологией, ни финансами,, а к выработке концепции и стратегии ее развития предприниматели приступали обычно на втором этапе.

В результате 10-15 % от общего числа зарегистрированных предприятий длительное время числились "мертвыми" (не занимающимися хозяйственной деятельностью) и в конце концов объявляли о самоликвидации.

Необходимость разработки бизнес-плана объясняется еще и тем, что риск банкротства для вновь созданных предприятий, особенно в первые 3-5 лет, очень велик. Об этом свидетельствует и международная практика.

 

Место бизнес-плана в системе управления организацией

Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в развитых странах. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают наши предприятия, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями. Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны. Поэтому разработка методики составления бизнес-плана предприятия, адекватной сложившимся в настоящее время в России экономическим условиям, является довольно актуальной проблемой.

Планирование – это определение целей и путей их достижения. Оно охватывает в соответствии с этим следующие этапы:

- разработка общих (стратегических) целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2-3 года);

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за реализацией поставленных целей (путем сопоставления плановых данных с фактическими).

В зависимости от характера деятельности планирование выступает или в виде долговременной стратегической программы развития предприятия, или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих к тому же контролирующую функцию.

В современной экономической теории бизнес-план выполняет 4 функции.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Это жизненно необходимо в период создания предприятия, выработки новых направлений деятельности.

Вторая - функция планирования. Она позволяет оценивать возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы ее развития, выполнение запланированных мероприятий.

Третья функция связана с привлечением денежных средств как собственных, так и со стороны (ссуд, кредитов). Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай невозвратности кредита, требуя гарантии, реального залога, необходимости страхования, и в этом предприятию помогает бизнес-план, т.к. позволяет анализировать уровень профессионализма менеджеров проекта.

Четвертая функция состоит в привлечении к реализации планов предпринимателя потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющуюся у них технологию, патенты или свой управленческий опыт и деловые связи[4].

Бизнес-план должен состоять из двух документов – официального и рабочего планов.
Официальный бизнес-план представляет собой документ с кратким изложением (не более 50 страниц) прошлого (если оно есть), настоящего и будущего положения вашего бизнеса. Собственно он и предназначен, чтобы предоставить его потенциальному кредитору или инвестору. Также его пользователями являются собственники и партнёры предприятия. В нём обязательно нужно показать три варианта расчетов: пессимистичный, оптимистичный и оптимальный (реальный). Здесь нет необходимости вдаваться в подробности, главное предоставить точные расчетные данные, так как это самое важное для пользователей.
Совсем другое дело рабочий бизнес-план. Его пользователями являются менеджеры, разработчики и консультанты, руководители, то есть те, кто конкретно занимается его воплощением. Здесь уже излагается рабочий информационный материал:

- программа действий;
- возможные проблемы и их решение;
- оценка внутренних и внешних рисков.
Основные задачи, которые решает предприятие при помощи бизнес-плана:

- определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;

- оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;

- соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;

- обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;

- определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.

ГЛАВА 2. Содержание и порядок разработки бизнес-плана

 

Понятие бизнес-плана, сфера его применения и условия разработки

 

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных.

Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц). В нем идет речь о сущности проекта - вид деятельности, предлагаемые к производству и реализации товары и услуги, его обосновании - результаты рыночных исследований - состояние спроса и предложения, потребители, конкуренты, НТП и т.д., обеспечении - производственный, маркетинговый и организационный планы, необходимых для реализации проекта средствах -объем, график и направления использования капитальных вложений, текущие издержки и конечных финансовых итогах осуществления проекта.

В отличие от крупномасштабных экономических программ в бизнес-плане основное внимание сконцентрировано на финансово-экономических показателях, тогда как научно-технические, производственно-технологические стороны представлены в нем менее, они как бы уже известны, заданы. Ориентируясь на них, надо так поставить дело, чтобы обеспечить получение прибыли. Лишь в тех случаях, когда непосредственным объектом бизнеса являются научно-технические достижения, инновации, особое качество товара, главным в бизнес-плане становятся технико-технологические показатели[5].

При составлении бизнес-плана необходимо иметь в виду, что специальная литература, где рассматриваются методические вопросы составления бизнес-планов, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы составления бизнес-плана применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики.

Как правило, в бизнес-плане описывается организационная форма предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить, предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски. Бизнес-план включает в себя описание отрасли и тенденций ее развития, данные о потенциале предприятия. В нем рассматриваются целевые рынки, конкуренция, вопросы сбыта продукции, рекламы, ценообразования. Бизнес-план должен включать план приобретения (привлечения) необходимого капитала и описание того, как эти деньги будут использоваться, примерный балансовый отчет для обеспечения соответствующего денежного потока.

Состав бизнес-плана и его детализация определяется спецификой и сферой его деятельности, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста предприятия.

Для того, чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:

- бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Документ должен быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

- бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы) и составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики. Объем бизнес-плана не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

- бизнес-план должен обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

- следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бизнес-план должен опираться на реальные факты и обоснованные предложения. Необходимо тщательно проверить все финансовые расчеты. По возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане;

- бизнес-план должен обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;

- необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей[6].

Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.

Ясно, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логики построения бизнес-плана.

Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:

- резюме;

- описание состояния отрасли, предприятия и предполагаемой к освоению продукции;

- изучение и анализ рынка;

- план маркетинга;

- возможности производства (производственный план);

- организация реализации проекта;

- финансовый план[7].

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концентрации внимания на его структуре и последовательности составления.

 

Date: 2016-02-19; view: 865; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию