Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Теоретические организационные основы реализации промышленной политики 1.1 Сущность и цели промышленной политикиСтр 1 из 8Следующая ⇒ Под промышленной политикой понимается система мер государственного регулирования экономики[2], направленных на стимулирование развития промышленности, повышения национальной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления, решения инфраструктурных и социальных проблем в интересах благосостояния населения и обеспечения национальной безопасности страны. Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности: Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства. Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстернами, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ[3]. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации. Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики. Теоретически необходимость государственного регулирования экономики Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов. Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории "экономики предложения". Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы,неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис "конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо", они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства. Сторонники теории "экономики предложения" считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики. Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макро пропорций, а, следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям, и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Не умаляя значения ни одной из сфер народного хозяйства, следует признать, что экономическая мощь любой страны современного мира определяется прежде всего ее промышленным потенциалом. От него в наибольшей степени зависят и политический вес страны в мировом сообществе, и благосостояние населяющих ее граждан. Поэтому одной из функций государственного регулирования выступает поддержка промышленного производства, его рациональной структуры. Реализуется это через промышленную политику. Промышленная политика представляет комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на разных уровнях национальной экономической системы, направленной на поддержание и рост национальной промышленности. Целями промышленной политики выступают: стимулирование и поддержание либо определенных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приоритетных с точки зрения научно-технических перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности, либо так называемых "национальных чемпионов" - наиболее крупных и конкурентоспособных на мировом рынке национальных фирм, стимулирование развития экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики с учетом задействования как макро-, так и микроэкономических факторов; поддержание сбалансированности экономики. Ключевыми вопросами промышленной политики являются обоснование выбора приоритетов для той или иной государственной поддержки, создание механизма отбраковки неэффективных производств, определение институциональных и иных мер для осуществления структурных преобразований. При этом надо учитывать национальную специфику осуществляемых мер. Она обусловлена следующими факторами: структурой внутреннего рынка; характером финансовых отношений государства и частного бизнеса; стадией жизненного цикла отраслей-объектов воздействия. Государственная промышленная политика неодинакова в различных странах и для отдельных периодов (кризисных, пост стабилизационных, быстрого роста, либерализации торговли, интернационализации. Надо учитывать ряд моментов не только экономического, но и политического характера. Необходимо иметь в виду стадию экономического развития страны, потенциал ее совокупной конкурентоспособности и идеологию экономического роста. Страны, которые позднее других вступили на путь индустриального развития и использовали идеологию экономического национализма (Германия, Япония), как правило, проводили более активную, разностороннюю и последовательную промышленную политику.Активность промышленной политики в немалой степени зависит от того, какая партия в данный момент у власти. Ярким примером этого служат США. Отрицательное отношение представителей республиканской партии к государственному вмешательству в экономику и к промышленной политике не разделяется демократами, находящимися ныне у власти. Центральным пунктом промышленной программы президента Б. Клинтона, принятой в феврале 1993 г., явилось признание того, что ряду американских отраслей и производств необходима государственная поддержка. Расходятся мнение лейбористов и консерваторов в Англии на необходимость государственной промышленной политики. Упадок английской промышленности лейбористы ставят в вину консерваторам. "Мастерская мира" в XIX веке, Англия ввозит теперь больше промышленной продукции, чем вывозит.
|