Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспрессионистская стилистика в творчестве Андреева. Анализ пьесы писателя





Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905—1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

  • Главной в экспрессионистской стилистике становится «сила крика», интенсивность выражения собственной авторской позиции, а не точная предметная изобразительность. Прежде всего, это проявляется в выборе особых сюжетных ситуаций – предпочтение отдается трагическим, мрачным, заостренным ситуациям.
  • Экспрессионистская стилистика проявляется и в крайней напряженности языка, нарочитом нагнетании мрачных красок.

Начиная с 20-х годов, в отечественной критике появились высказывания о родстве творчества экспрессионистов и Андреева.

  • Первым серьезным заявлением об экспрессионизме творчества писателя служит книга И. И. Иоффе, вышедшая в 1927 году. Критик называет Андреева «первым экспрессионистом в русской прозе и формулирует экспрессионистические особенности его произведений. Основной чертой стиля Андреева исследователь считает интеллектуализм
  • К. В. Дрягин. В 1928 году вышла его книга «Экспрессионизм в России. Драматургия Леонида Андреева», в которой он называет русского писателя одним из основоположников экспрессионизма. Дрягин указывает на особую реалистичность драм Андреева, в которых отвлеченная мысль является «основой и темой произведения».
  • Критик убедительно доказывает, что драмы писателя значительно отличаются от символических драм отсутствием «дву-плановости», рационалистичностью тематики и реалистичностью в построении образа, что, по его мнению, сближает драматургические произведения писателя с экспрессионизмом.
  • Исследователем была предпринята попытка рассмотрения стилистических приемов, сближающих Андреева с экспрессионистами (схематизм, резкая смена настроений и мыслей, гиперболизация, резкое выделение одного героя в действии и т. д.). Кроме того,
  • К. В. Дрягин связывает отсутствие у Андреева интереса к деталям изображения с тем обстоятельством, что все «сложные переживания» у него «сведены к простейшим формулам», что в принципе упрощает понимание экспрессионизма как литературно-эстетического явления.

 

Драматургия писателя представляет собой новый этап его творческой эволюции, воплощающей принципы поэтики экспрессионизма.

 

Трагедия жизни изображена у Л. Андреева глубже, чем у западноевропейских экспрессионистов.

Несомненно, близость творчества писателя к эстетике экспрессионизма далеко не случайна.

  • Основной причиной столь явного сходства считается обостренное внимание и Андреева и экспрессионистов к элементу трагического в жизни. В начальный период развития для произведений экспрессионистов были свойственны те же, что и у Андреева, поиски новых средств для выражения нового комплекса идей.
  • Сходство обнаруживается и в некоторой общности судеб Андреева и экспрессионистов.
  • Экспрессионизм, при большом разнообразии творческих возможностей художников, воспринимался участниками этого направления как особый склад сознания человека (героя), начинающего испытывать ужас перед действительностью.
  • Писатели зачастую становились заложниками собственных идей.
  • Многие из них утрачивали контакт с жизнью и в дальнейшем мучительно пытались напряжением воли и разума постичь сущность бытия, не находя ответов на свои вопросы об устройстве мира.

Андреевские герои также обнаруживают этот ужас перед миром, мучительно ищут ответы на «вечные вопросы» и не могут их найти.

Ужас перед действительностью, невозможность проникнуть в тайну устройства бытия - эти особенности были свойственны и мятущемуся сознанию Андреева.

Его произведения становились зачастую иллюстрацией собственных идей или настроений, в своих творческих поисках он часто использовал сюжеты и образы, взятые не столько из реальной действительности, сколько из собственной фантазии.

 

Экспрессионистский духовный комплекс – устойчивое ядро художественного мира Л.Андреева,

  • некий изначально заложенный единый комплекс, который постепенно раскрывается в разные периоды творчества на разных уровнях.
  • «Экспрессионистский духовный комплекс» воплотил в себе декадентское мироощущение – отчаяние, экзистенциальное одиночество человека, ощущение себя игрушкой в руках безличных мировых сил, кошмар потрясенного сознания, бессилие перед роком.
  • В раннем творчестве Андреева это отчуждение, отчаяние воплощается на событийном уровне, на уровне внешних проявлений («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»,
  • На втором этапе творчества Андреева этот экспрессионистский комплекс воплощается в мировоззрении героев, которые уже не просто испытывают на себе его проявления, а пытаются размышлять о смысле жизни («Рассказ о Сергее Петровиче», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот»).
  • На третьем этапе «экспрессионистский духовный комплекс» воплощается в самой внутренней, глубинной структуре текста, становится его стилистической «плотью» («Красный смех», драмы «Жизнь Человека», «Царь-Голод»).

 


Леонид Андреев с удивительной чуткостью отразил и преобразил в своих произведениях современную ему действительность. Он сумел ощутить все предреволюционные, предвзрывные колебания нашей страны, народные смуты и все то, что для большинства долгое время оставалось «за кадром».

Основная проблематика рассказов Леонида Андреева – вечная проблема добра и зла.

· Герои на редкость разнообразны, это в основном обычные на первый взгляд люди с индивидуальным, непохожим на другие, особенным и удивительно реалистичным внутренним миром.

· Особенностью произведений Андреева является присутствие в них еще одного противоборства: человека и Рока, судьбы, не настроенной по-доброму к людям.

 

Анализ пьесы Андреева "Жизнь человека".

  • В прологе к пьесе сразу же декларирована ее главная тема — вневременная трагедия человека, зависимого от воли рока.
  • Некто в сером, именуемый Он, — условный персонаж, олицетворяющий все то, что препятствует свободе человека, — фиксирует орбиту человеческой жизни
  • Все пять картин пьесы («Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека»), демонстрирующие соответственно пять этапов жизни человека с рождения до смерти — «от низу к верху, от верху к низу», — иллюстрируют этот тезис.

 

Акцент в драматическом действии ставится на перипетиях столкновения человека с «непреложным»

А трагический исход конфликта обусловливается тем, что потуги человека разорвать этот «круг железного предначертания» оказываются тщетными.

  • Ho, признавая власть фатально неодолимых сил над человеком, писатель не смирялся с действительностью, не отказывался от попыток — пусть обреченных на неудачу — противостоять ударам судьбы.
  • Во второй картине пьесы Человек, показанный молодым, энергичным, верящим в силу разума, бросает вызов самой судьбе, когда она становится на его пути. Обращаясь к стоящему в углу комнаты Некоему, Человек возглашает: «Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку, зову тебя на бой!.. Поблестим мечами, позвеним щитами, обрушим на головы удары, от которых задрожит земля! Эй, выходи на бой!»
  • Андреевский человек не сдается, а борется до конца
  • В андреевской драме Блок увидел «яркое доказательство того, что Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обреченное тлению, но чудесный феникс, преодолевающий «ледяной ветер безграничных пространств». «Тает воск, но не убывает жизнь», — заключал он свою мысль.

Особенности драматургической формы.

  • Масштабное философское содержание «Жизни человека» воплощено в новаторской драматургической форме
  • . «Если в Чехове... сцена должна дать жизнь, — указывал Андреев в одном из писем К. С. Станиславскому, — то здесь — в этом представлении — сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он стоит перед картиною, что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то».
  • В противоположность традиционному театру непосредственного эмоционального переживания Андреев создает свой театр «представления», театр философской мысли, отказываясь от жизнеподобия и прибегая к условно-обобщенным образам.

 







Date: 2016-02-19; view: 1540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию