Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция творчества Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода





Леони́д Никола́евич Андре́ев (9 [21] августа 1871, Орёл, Российская Империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия[1]) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.

  • Творчество Л. Андреева и духовные, философские основы его позволяют выявить многие тенденции в литературно-художественной жизни России начала XX века.
  • Андреева можно назвать одной из ярчайших фигур своего времени, он оставил оригинальный след в культуре.
  • В его творческом методе причудливо переплелись традиционное и новаторское, реализм и новейшие веяния; художественный путь писателя отразил все основные приметы своей эпохи, стремившейся выработать цельное мироощущение, восстановить распавшуюся «связь времен».
  • Упорное стремление Андреева постичь суть бытия, его неодолимое желание заглянуть в «бездну» жизни приводит к тому, что его рассказы часто оказываются похожими друг на друга.
  • Из-за этого очень нелегко проследить его эволюцию.
  • Трагическое восприятие жизни человека (власть роковых сил над миром) и в то же время надежда на единение людей в этой ситуации заставляют писателя вновь и вновь обращаться к сходным темам, что зачастую отражается в сходной их реализации.

 

Святочные рассказы

Святочные рассказы, волшебные и страшные истории, начиная с девятнадцатого века, всегда сопровождают Рождество.

.

  • В ранней прозе Андреева сразу можно увидеть традицию Чехова в изображении "маленького человека".

По выбору героя, степени его обездоленности, по демократизму авторской позиции такие андреевские рассказы, как "Баргамот и Гараська", "Петька на даче" (1899), "Ангелочек" (1899), вполне соотносимы с чеховскими.

  • Но младший из современников везде выделил страшное для себя состояние мира - полное разобщение, взаимонепонимание людей.
  • В пасхальной встрече хорошо известных друг другу городового Баргамота и бродяги Гараськи каждый из них неожиданно не узнает другого: "Баргамот изумился", "продолжал недоумевать"; Гараська испытал "даже какую-то неловкость: уж больно чуден был Баргамот!". Однако и открыв неведомо приятное в (*192) своем собеседнике, оба не могут, не умеют наладить отношений между собой. Гараська лишь издает "жалобный и грубый вой", а Баргамот "менее, чем Гараська, понимает, что городит его суконный язык".
  • В "Петьке на даче" и "Ангелочке" - еще более мрачный мотив: разорваны естественные связи между детьми и родителями. Да и сами маленькие герои не понимают, что им нужно. Петьке "хотелось куда-нибудь в другое место". Сашке "хотелось перестать делать то, что называется жизнью". Мечта не мельчает, даже не гибнет (как в произведениях Чехова), она не возникает, остается только равнодушие или озлобление.

Нарушен извечный закон человеческого общежития. Но рассказы написаны ради краткого светлого момента, когда вдруг оживает способность несчастных к "радостной работе" души. У Петьки это происходит в слиянии с природой на даче. Исчезновение "бездонной пропасти" между Сашкой и его отцом, зарождение их мысли о "добре, сияющем над миром", вызывает удивительная елочная игрушка - ангелочек.

Сам автор не верит в реальность подобного сюжета. Он понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими.

Сашка отлично знает цену и "лысому господину" (хозяину дома), и его жене, и его вежливому сыну. Он отлично понимает, что их благополучие строится на каторжной работе его отца и матери. Но Сашка видит на елке воскового ангелочка, и тот так нравится ему, что Сашка готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка! И тут происходит короткое и внезапное чудо.

Ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Повествователь говорит о лампе, которая осталась гореть на ночь, её свет словно помогает читателю увидеть, как тает ангелочек, как «ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». Финал рассказа кажется незаконченным, в последнем предложении говорится о новом дне в жизни человека. С одной стороны, хочется верить в то, что жизнь Сашки и его семьи изменится в лучшую сторону, что они станут роднее друг другу, и «пропасть» между ними исчезнет. С другой стороны, появление, а затем «исчезновение» ангелочка указывают на то, что с Сашкой произошло чудо, которое случается только в рождественскую ночь. Ангелочек так же неожиданно возник для Сашки, как и растаял. Таким образом, получается, что в рождественскую ночь отец и сын испытали счастье единения душ, которое, к сожалению, было недолгим. В финале наступает утро нового дня. Неужели жизнь этой семьи будет такой же, как и раньше? Возможно, автор в финале этого небольшого произведения предлагает читателю сделать свой собственный эстетический выбор.


 

Андреев обладал сходным художественным мышлением.

Чутко уловленное в общественной атмосфере явление как бы концентрировалось на малом участке - в поведении героев. Чем страннее, механистичнее они выглядели, чем больше отступали от вечных предначертаний жизни, тем острее ощущалась разрушенность общего миросостояния.

И все-таки человек, даже погребенный заживо, на какой-то миг пробуждался от летаргического сна.

Созданию столь горькой судьбы подчинены экспрессия авторского слова, сгущение красок, символика.

Есть у Андреева и необычное средство выразительности. Какое-то представление персонажа вдруг объективируется, отделяется от породившего его субъекта.

 

Экспрессионистская драма.

Драматургия Андреева — это поиски новых форм, синтезирующих литературу и другие виды искусства, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями.

Революция отозвалась в пьесах «К звёздам» и «Савва».

· В первой автор сопоставил социальную революцию и духовную и выявил их равнозначность в формировании высших ценностей человечества.

· Вторая пьеса посвящена изображению анархического бунта героя против предрассудков толпы.

В пьесах проявляется способность автора к объективному анализу революции, но всё же преобладает в них дух романтического максимализма.

 

Одним из поводов для создания пьесы «Жизнь Человека» (1906) стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живёт как бы вне истории, но всё же сохраняет мятежность человека революционной поры. Пьеса подвела итог размышлениям Андреева о смысле жизни и поисках художественной формы. Он писал К.Г1. Пятницкому: «Придумал некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут».

Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: «Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя...» Некоторые художественные новации писателя, особенно в драматургии, предопределили эстетические и идейные искания экспрессионизма. Некто в сером олицетворяет в драме судьбу; он выполняет и роль глашатая, сообщает читателю (зрителю) о ходе событий, о судьбе героя.

 

В его драмах обыденное существование предельно упрощается, обедняется, сквозь него проступает напряжённое духовное, внутреннее действие. В человеческой душе, как представлялось Андрееву, происходит столкновение высшего «мирового сознания» с низменным существованием. В этом заключалась «трагедия повседневности», преодолеть которую можно, лишь пробудив подлинную природу человека.

 

"Переходность" творческого метода.

  • Особенность индивидуальности писателя в известной мере была обусловлена обстоятельствами его жизни. Сложность собственных переживаний, контрасты внутренних побуждений дали Андрееву первое представление о взлетах и безднах человеческой души.
  • Возникают мучительные вопросы о сущности жизни, интерес к философии, прежде всего трудам А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана. Их смелые рассуждения о противоречиях воли и разума во многом усиливают пессимистическое мироощущение Андреева, вызывая тем не менее и полемические раздумья в пользу человека.
  • Андреев оставался равнодушным к социальным процессам, его интересовало их отражение во внутреннем бытии людей.
  • Поэтому писателя упрекали в абстрактном истолковании важных общественных событий. А он создавал психологический документ эпохи
  • . С верой в непогрешимое совершенство строителей новой жизни, в их действенное влияние на бессознательную человеческую массу принял Андреев первую русскую революцию.
  • В феврале 1907 г., Андреев закончил повесть «Иуда Искариот и другие», где в корне переработанный библейский сюжет выразил его представление о смысле и характере развития мира. Связь «с общим, человеческим» состоялась, хотя волнения текущего времени забыты не были. Необыкновенно глубокую, страстную и очень сложную вещь создал Андреев.

В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод.


  • Одно из самых, видимо, болезненных переживаний было вызвано заметным спадом интереса к его сочинениям критики и читателей
  • . Факт этот, думается, можно объяснить изменившимися запросами эпохи.
  • Неумолимо распадался взлелеянный писателем мир, отступали прежние светлые идеи. Болезненно была воспринята антигуманная волна в литературе. Для Андреева наступала трудная пора нового самоопределения. Рассказы Андреева 1910-х гг. многотемны. Он писал об истоках внутреннего опустошения или бесконечной усталости, о гибели прекрасного в обстановке эгоизма и пошлости, о превратной судьбе человека.

 







Date: 2016-02-19; view: 1748; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию