Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция творчества Андреева: от «святочного» рассказа к экспрессионистской драме. Проблема «переходности» его творческого метода
Леони́д Никола́евич Андре́ев (9 [21] августа 1871, Орёл, Российская Империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия[1]) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Святочные рассказы Святочные рассказы, волшебные и страшные истории, начиная с девятнадцатого века, всегда сопровождают Рождество. .
По выбору героя, степени его обездоленности, по демократизму авторской позиции такие андреевские рассказы, как "Баргамот и Гараська", "Петька на даче" (1899), "Ангелочек" (1899), вполне соотносимы с чеховскими.
Нарушен извечный закон человеческого общежития. Но рассказы написаны ради краткого светлого момента, когда вдруг оживает способность несчастных к "радостной работе" души. У Петьки это происходит в слиянии с природой на даче. Исчезновение "бездонной пропасти" между Сашкой и его отцом, зарождение их мысли о "добре, сияющем над миром", вызывает удивительная елочная игрушка - ангелочек. Сам автор не верит в реальность подобного сюжета. Он понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими. Сашка отлично знает цену и "лысому господину" (хозяину дома), и его жене, и его вежливому сыну. Он отлично понимает, что их благополучие строится на каторжной работе его отца и матери. Но Сашка видит на елке воскового ангелочка, и тот так нравится ему, что Сашка готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка! И тут происходит короткое и внезапное чудо. Ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Повествователь говорит о лампе, которая осталась гореть на ночь, её свет словно помогает читателю увидеть, как тает ангелочек, как «ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». Финал рассказа кажется незаконченным, в последнем предложении говорится о новом дне в жизни человека. С одной стороны, хочется верить в то, что жизнь Сашки и его семьи изменится в лучшую сторону, что они станут роднее друг другу, и «пропасть» между ними исчезнет. С другой стороны, появление, а затем «исчезновение» ангелочка указывают на то, что с Сашкой произошло чудо, которое случается только в рождественскую ночь. Ангелочек так же неожиданно возник для Сашки, как и растаял. Таким образом, получается, что в рождественскую ночь отец и сын испытали счастье единения душ, которое, к сожалению, было недолгим. В финале наступает утро нового дня. Неужели жизнь этой семьи будет такой же, как и раньше? Возможно, автор в финале этого небольшого произведения предлагает читателю сделать свой собственный эстетический выбор.
Андреев обладал сходным художественным мышлением. Чутко уловленное в общественной атмосфере явление как бы концентрировалось на малом участке - в поведении героев. Чем страннее, механистичнее они выглядели, чем больше отступали от вечных предначертаний жизни, тем острее ощущалась разрушенность общего миросостояния. И все-таки человек, даже погребенный заживо, на какой-то миг пробуждался от летаргического сна. Созданию столь горькой судьбы подчинены экспрессия авторского слова, сгущение красок, символика. Есть у Андреева и необычное средство выразительности. Какое-то представление персонажа вдруг объективируется, отделяется от породившего его субъекта.
Экспрессионистская драма. Драматургия Андреева — это поиски новых форм, синтезирующих литературу и другие виды искусства, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями. Революция отозвалась в пьесах «К звёздам» и «Савва». · В первой автор сопоставил социальную революцию и духовную и выявил их равнозначность в формировании высших ценностей человечества. · Вторая пьеса посвящена изображению анархического бунта героя против предрассудков толпы. В пьесах проявляется способность автора к объективному анализу революции, но всё же преобладает в них дух романтического максимализма.
Одним из поводов для создания пьесы «Жизнь Человека» (1906) стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живёт как бы вне истории, но всё же сохраняет мятежность человека революционной поры. Пьеса подвела итог размышлениям Андреева о смысле жизни и поисках художественной формы. Он писал К.Г1. Пятницкому: «Придумал некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут». Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: «Проблема бытия — вот чему безвозвратно отдана мысль моя...» Некоторые художественные новации писателя, особенно в драматургии, предопределили эстетические и идейные искания экспрессионизма. Некто в сером олицетворяет в драме судьбу; он выполняет и роль глашатая, сообщает читателю (зрителю) о ходе событий, о судьбе героя.
В его драмах обыденное существование предельно упрощается, обедняется, сквозь него проступает напряжённое духовное, внутреннее действие. В человеческой душе, как представлялось Андрееву, происходит столкновение высшего «мирового сознания» с низменным существованием. В этом заключалась «трагедия повседневности», преодолеть которую можно, лишь пробудив подлинную природу человека.
"Переходность" творческого метода.
В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод.
Date: 2016-02-19; view: 1748; Нарушение авторских прав |