Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические источники 19 века
На рубеже XVII-XVIII вв. и в течение XVIII в. в России происходят кардинальные изменения в характере исторических источников, в видовой структуре их комплекса. В это время отходят на второй план летописание, житийная литература, но появляются мемуаристика, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, публицистика, периодическая печать, статистика, существенно меняется характер законодательства, актов и материалов делопроизводства. Если не ограничиваться исследованием только письменных исторических источников, можно отметить, что почти одновременно с такими личностными источниками, как мемуары, в России появляется и портретная живопись. Столь существенные изменения в структуре корпуса источников российской истории не могут не быть обусловлены глубокими изменениями как в российском обществе, так и в ментальности отдельной личности. Аналогичные изменения происходят в близких хронологических рамках и в других странах. Обратимся, например, к обзору источников английской истории, данному Дж. Дж. Бэгли (J.J. Bagley). Его работа состоит из двух частей: «Sources of English Medieval History, 1066 - 1540» (Источники английской средневековой истории, 1066 - 1540) и «Sources of English History, 1540 to Present Day» (Источники английской истории, с 1540 г. до нашего времени). Вполне очевидно, что автор выбрал чисто исторический, традиционный критерий периодизации, но если посмотреть хотя бы на оглавление томов, то можно увидеть, что второй том начинается с характеристики источников периода 1540 - 1660 гг. Многие из них в видовом отношении восходят к источникам, обзор которых был сделан автором в первой части. В следующем периоде, охватывающем 1660 - 1760 гг., представлены дневники, автобиографии и «современные истории» (Diaries, Autobiografies and Contemporary Histories), а также памфлеты и первые газеты (Pamphlets and the First Newspapers), т. е. виды исторических источников, наиболее типичные именно для нового времени. Рассматривая исторический источник как реализованный продукт человеческой психики и обосновывая источниковедческий критерий периодизации, в качестве гипотезы, объединяющей наблюдения над изменениями видовой структуры корпуса исторических источников, примем концепцию индивидуализации человека при переходе от средних веков к новому времени. Вторая сторона индивидуализации - установление «вторичных связей» между человеком и обществом. Необходимо понимать, что это связи двух типов, поскольку включают человека не только в коэкзистенциальное (осознание своей связи с эпохой, современниками, конкретной социальной группой и т. п.), но и в эволюционное целое (осознание хода исторического времени, своей связи с предыдущими и последующими поколениями). Наиболее четким индикатором перехода от средних веков к новому времени является возникновение мемуаристики. К настоящему времени в исторической науке признано, что мемуаристика возникла со становлением индивидуальности при переходе от средних веков к новому времени. И мы вполне согласны с А.Г. Тартаковским, который констатирует единство целевого назначения мемуаров, состоящее в стремлении «запечатлеть для современников и потомства опыт своего участия в историческом бытии, осмыслить себя и свое место в нем». Такое стремление могло появиться лишь у человека, сознающего свою отделенность от окружающего его социума и понимающего ценность своего индивидуального исторического опыта. При типологическом изучении мемуаристики как вида исторических источников необходимо подчеркнуть, что индивидуализация - это не только выделение себя в коэкзистенциальном целом, осознание своей обособленности от сосуществующих одновременно других личностей и относительной самостоятельности внутри социальной группы, но и осознание своего места в эволюционном целом, т. е. в историческом процессе или, более конкретно, в чреде поколений. Соответственно и «вторичные связи» с социумом создаются как в коэкзистенциальном, так и эволюционном плане. Мемуары, с психологической точки зрения, как раз и имеют целью осознанное создание таких связей, особенно в их эволюционном аспекте. «Мемуары - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти автора», а вынуждены будем достаточно четко разделить их на мемуары-автобиографии и мемуары о событиях. Эти группы мемуаристики отличаются (хотя иногда и весьма нечетко) по объекту описания, что может служить различающим критерием, но в основе различия - цели написания. Мемуары-автобиографии обычно преследуют (в качестве основной) цель включения мемуариста в череду поколений, в «эволюционное целое» (типичный пример - мемуары А.Т. Болотова). Мемуары, объектом описания в которых является не столько сам мемуарист, сколько современные ему события, преимущественно направлены на воссоздание коэкзистенциального мемуаристу целого. Классический пример - мемуары герцога Луи де Рувруа Сен-Симона. В отличие от А.Т. Болотова, который не претендует на какие-либо обобщения, Сен-Симон пишет «частную историю», т. е. такое историческое произведение, которое «относится к времени автора и его стране». Функция публицистики как вида исторических источников состоит в заявлении позиции личности, осознающей себя как часть определенной социальной группы, а, следовательно, и в прямом установлении связей между личностью, обществом и различными социальными группами внутри общества, т. е. связей коэкзистенциальных. Промежуточное положение между мемуаристикой и публицистикой занимает эссеистика - вид исторических источников, не характерный для России. Эссеистика, в отличие от публицистики, призванной выражать мнение той или иной социальной группы, отражает взгляды отдельной личности. Но она создается с целевой установкой на публикацию, т. е. предполагается наличие интереса к индивидуальному мнению отдельной личности со стороны общества, и, следовательно, создание коэкзистенциальных связей личности и общества. Аналогичную функцию, но с иной направленностью - не от личности к обществу, а от общества к личности - выполняет периодическая печать. Возникновение периодической печати как средства воздействия на личность, вполне очевидно, связано как с эмансипацией личности, так и стремлением какой-либо общественной группы или государства подчинить ее своему идеологическому влиянию. С одной стороны, периодическая печать срастается с публицистикой; с другой - она призвана создавать коэкзистенциальные связи в обществе в целом, что, как правило, связано с внедрением государственной идеологии или же оппозицией к ней. Сравнение видовой структуры корпуса исторических источников разных стран в ее эволюции показывает не только отмеченные черты сходства, но и глубокие отличия. Например, в российском средневековье почти нет биографики, что, несомненно, влияет как на особенности летописей, так и на особенности русской агиографии. В новое время в России в сколь-нибудь сфомированном виде не существовал такой распространенный в Западной Европе вид исторических источников, как эссеистика, при весьма значительном развитии публицистики. Кроме того, что возникали новые виды исторических источников, значительно изменялись виды источников, существовавших и в предшествующий период, законодательство и актовые источники. Что касается актовых источников, то значительное увеличение их разновидностей свидетельствует об активизации личности в частноправовой сфере. Наиболее характерной чертой западноевропейского и североамериканского законодательства нового времени является фиксация прав личности. В российском законодательстве нового времени такие нормы отсутствуют, если не рассматривать в качестве таковых активно проводимую в XVIII в. фиксацию прав сословий. Однако если оставаться в рамках заявленного гуманитарного подхода, то в российском законодательстве XVIII в. можно обнаружить ряд черт, позволяющих отнести его к законодательству нового времени. У станавливаются новые принципы российского законодательства - такие, как «незнание закона не освобождает от ответственности», «закон обратной силы не имеет». Это, в свою очередь, ведет к принятию порядка обязательной публикации законодательных актов. Все эти изменения свидетельствуют о новых взаимоотношениях личности и государства или, по крайней мере, о том, что государство признает существование личности если не через признание ее прав, то через признание ответственности. Назначение статистики - реализация обратной связи в системе Управления, сбор и анализ информации для принятия управленческих решений. Естественно, что такой вид деятельности мог возникнуть лишь тогда, когда личность (в том числе, естественно и законодатель) начинает осознавать изменения в эволюционном целом и стремится повлиять на направленность и ход этих изменений. Date: 2016-02-19; view: 4019; Нарушение авторских прав |