Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
воздействии государства на общественные объединения⇐ ПредыдущаяСтр 133 из 133
1) легальная деятельность в стране общ объединений в целом или отдельных их разновидностей во многом зависит от гос. Гос может запрещать деятельность не только полит партий, но и др общ объединений. 2)гос, предоставляя гражданам право на объединение, создает все необходимые условия для нормальной деятельности общ объединений, наделяя их широкими полит правами и свободами (свободой слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций),гос определяет правовой режим деятельности общ объединений, закрепляя в законодательстве их юр права и обязанности и регламентируя те или иные стороны их деятельности. 3)гос не только наделяет общ объединения широкими юр правами, но и охраняет их права и законные интересы,гос нередко оказывает содействие в реализации тех или иных решений общ объединений. 4) не вмешиваясь во внутренние дела общ объединений, гос, осуществляет надзор и контроль над их деятельностью(напр.прокуратура РФ.) Контроль соответствия деятельности общ объединений их уставным целям осуществляет орган, принимающий решения о Гос регистрации общ объединений. Данный орган вправе(запрашивать у руководящих органов их распорядительные документы;направлять своих представителей для участия в проводимых общобъединениями мероприятиях; выносить письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения). Финансовые органы(контроль над источниками доходов общ объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов) Надзор и контроль над выполнением общ объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. К общ объединениям, нарушающим действующие законы, гос вправе применить соответствующие меры принуждения, вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации. основаниями для ликвидации: (нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;неоднократные или грубые нарушения общественным объединением КонституцииРФ, ФКЗ,ФЗ и иных нпа), либо систематическое осуществление общ объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
55. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Кроме указанных, среди социальных норм различают:
религиозные нормы;
политические нормы;
эстетические нормы;
организационные нормы;
нормы культуры и др.
Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:
1) предметом регулирования являются общественные отношения;
2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.
Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.
Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.
Особенности технических норм:
1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.
Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.
Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.
56. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.
Во-первых, право в отличие от других социальных норм представляет собой единую в масштабах страны систему норм. Во-вторых, право, опять же в отличие от других социальных норм, является, как известно, системой общеобязательных норм. В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством. В-четвертых, право обеспечивается государством, которое обладает целой системой средств, позволяющих добиться неукоснительного выполнения того, что предписано правовыми нормами. Наконец, в-пятых, нормы права в подавляющем большинстве закрепляются в письменных источниках и приобретают формальную определенность.
57. ПРАВО И МОРАЛЬ.
Мораль (фр. «morale» от лат. «moralis» – нравственный) – это представления людей о добре и зле, о долге, чести и достоинстве, справедливом и несправедливом, похвальном и постыдном и т. д. и соответствующие этим представлениям принципы и нормы поведения. Соотношение права и морали. Соотношение права и морали (нравственности) в юридической науке принято рассматривать с четырех точек зрения: единства, различия, взаимодействия и противоречий. Единство права и морали принято видеть в наличии у них общих черт. К этим общим чертам по сути дела относятся признаки, которые присущи всем социальным нормам. Во-первых, право и мораль – это правила поведения людей, обладающие свойством нормативности. Во-вторых, это правила поведения общего характера. И, в-третьих, это основные регуляторы общественных отношений. Различие права и морали проявляется в следующем. Во-первых, они различаются по способу возникновения. Во-вторых, право и мораль различаются по форме внешнего выражения. В-третьих, различие норм права и норм морали можно провести по степени их определенности. В-четвертых, право и мораль различаются по степени обязательности. В-пятых, право и мораль различаются также по способу обеспечения. В-шестых, право и мораль по-разному оценивают поведение людей. В-седьмых, право и мораль различаются также по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Взаимодействие права и морали выражается в их взаимном влиянии друг на друга. Как два важнейших вида социальных норм они, безусловно, не могут не влиять друг на друга в процессе регулирования общественных отношений. Влияние права на мораль выражается преимущественно в том, что право, как правило, берет под свою защиту основные нравственные ценности общества, обеспечивая общепризнанные нормы морали юридическими санкциями и усиливая тем самым действие морали. Тесное взаимодействие и взаимосвязь права и морали не исключают вместе с тем и противоречий между ними. Эти противоречия могут возникать в силу как объективных, так и субъективных причин. Объективные причины не зависят от людей, государства, правотворческих органов. К таким причинам, во-первых, могут быть отнесены материальные и прочие условия жизни общества. Во-вторых, право и мораль – это совершенно разные регуляторы общественных отношений. Они по-разному оценивают поведение людей (право оценивает поведение с позиции правомерности или неправомерности, мораль – с позиции добра, справедливости и т. п.), предъявляют разные по характеру и строгости требования (мораль подходит к поведению человека более строго, чем право), используют разные методы воздействия (право опирается на методы убеждения и государственного принуждения, мораль преимущественно на методы убеждения). В-третьих, право стабильнее морали и может отставать от требований морали, которая, как считают некоторые исследователи, более динамична, чем право, но вместе с тем и более спонтанна.
58. ПРАВО И ОБЫЧАИ.
обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку вследствие многократного применения правила поведения, действие которых обеспечивается общественным мнением. Традиции (от лат. «traditio» – передача, повествование) – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т. п.). Они в отличие от просто обычаев менее конкретны, в меньшей степени связаны с привычкой, с чувствами и эмоциями людей, складываются в более короткий промежуток времени. В то же время некоторые авторы выделяют традиции в самостоятельный вид социальных норм. Обряды – это обычаи, которые внешне выражены в совокупности строго определенных согласованных друг с другом действий, совершаемых в известной последовательности и носящих символический характер (свадебные обряды, религиозные обряды и т. д.). Близко к обрядам стоят ритуалы. Ритуалы (от лат. «ritualis» – обрядовый) обычно определяются либо как совокупность обрядовых действий, сопровождающих какой-нибудь религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, либо как церемония, церемониал. Нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение. В нравах находит выражение психология либо той или иной социальной группы, либо жителей определенной местности. При этом пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются именно в нравах. Обыкновения (деловые обыкновения) – это обычаи, которые складываются в деятельности государственных органов, общественных организаций, в деловой, коммерческой деятельности. Единство права и обычаев, так же как единство права и морали, характеризуется наличием у них общих черт. К наиболее важным из них относится то, что, во-первых, право и обычаи – это правила поведения людей; во-вторых, это правила поведения общего характера и, в-третьих, это основные регуляторы общественных отношений. Различие права и обычаев можно провести по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени определенности, по обязательности, по способу обеспечения и некоторым другим критериям. Взаимодействие права и обычаев тоже выражено в их взаимном влиянии друг на друга. Хотя право связано с обычаями не так тесно, как с моралью, поскольку ко многим действующим в обществе обычаям право относится безразлично, тем не менее, определенное взаимовлияние между правом и обычаями существует. Оно выражается в следующем. С одной стороны, право оказывает известное воздействие на обычаи. Это воздействие проявляется в том, что одни, наиболее вредные для общества обычаи право под угрозой наказания запрещает.
59. ПРАВО И КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ.
корпоративные нормы – это правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются негосударственными организациями и распространяются на их членов. Единство права и корпоративных норм тоже характеризуется наличием у них общих черт. Эти общие черты заключаются в том, что правовые и корпоративные нормы являются правилами поведения людей, правилами поведения общего характера и регуляторами общественных отношений. Различие права и корпоративных норм можно провести по способу возникновения, форме внешнего выражения, степени обязательности, способу обеспечения и некоторым другим критериям. Взаимодействие права и корпоративных норм выражается, прежде всего, в том, что нормы права, закрепляя право граждан и других лиц на объединение (ст. 30 Конституции РФ), разрешают тем самым создавать в рамках соответствующих объединений корпоративные нормы. С другой стороны, корпоративные нормы, ставшие нормами права, дополняют действие правовых норм, установленных государством.
60. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ С ГОСУДАРСТВОМ И ПРАВОМ.
В справочной литературе слову «личность» обычно придаются следующие значения: это человек, выступающий носителем каких-нибудь свойств, человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной созидательной деятельности. Гражданин – это лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству. Правда, гражданами обычно называют лиц, территориально и юридически принадлежащих к государствам с республиканской формой правления, а в государствах с монархической формой правления таких лиц чаще всего именуют подданными (подданные Его или Ее Величества). Вместе с тем в современных развитых странах эти понятия употребляются как равнозначные, поскольку правовое положение личности в республиках и монархиях почти ничем не отличается. Лишь в некоторых странах (например, в странах Арабского Востока, Африки) различие между гражданами и подданными еще сохраняет свое значение, так как население в монархических государствах этих стран воспитывается в традициях личной преданности монарху. Иностранец – это гражданин (подданный) другого государства. Связь личности с государством, когда она выступает в качестве иностранца, является не такой тесной, как у граждан. Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности (например, должности, связанные с государственными или военными секретами, работать на радио, телевидении, быть судьями, прокурорами, нотариусами и т. д.), не несут некоторых обязанностей (например, не обязаны служить в армии страны пребывания). В то же время иностранцы пользуются многими правами, что и граждане государства, а также обязаны исполнять законы и другие нормативные акты страны пребывания. В случае совершения преступления или иного правонарушения они несут ответственность по законодательству этой страны. Лицо без гражданства (апатрид) – это лицо, не являющееся гражданином какого-либо государства. Его связь с государством во многом аналогична связи с государством иностранца (Конвенция о статусе апатридов 1954 г. требует предоставления апатридам статуса, которым пользуются иностранцы). Лица без гражданства, как и иностранцы, тоже не обладают многими политическими правами, не могут занимать отдельные должности, не несут некоторых обязанностей. Вместе с тем в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства. Связь личности с государством имеет еще один аспект. Независимо от гражданства она, находясь на территории государства, выступает как субъект права, т. е. лицо, способное иметь и самостоятельно осуществлять юридические права и обязанности.
61. ГРАЖДАНСТВО: ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ.
Под гражданствомследует понимать устойчивую правовую связь личности (человека) с государством, выраженную в их взаимных правах и обязанностях. Порядок преобретения: 1) по рождению осуществляется автоматически и не требует со стороны лица совершения каких-либо действий. применяется два принципа: права крови и права почвы. Согласно принципу права крови гражданином признается ребенок, родившийся от граждан данного гос независимо от того, на территории какого гос он родился. В соответствии с принципом права почвы гражданином гос признается ребенок, родившийся на территории данного государства, независимо от гражданства его родителей.) 2) путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему гражданства Сущ общий и упрошенный вариант. Общий -18лет,дееспособность,заявление,прожив на тер РФ не менее 5 лет,обяз соблюд конституции,имеет источник средств существования,отказ от гражд в др государстве,экзамен по знанию русск яз. Упрощенный- если имеет хотя бы 1 родит с гражд РФ,имели гражд СССР,в браке с гражд РФ в течен 3 лет. 3) в результате восстановления (репатриация)-возможна для лица,которое сост в гражданстве,но по каким-то причинам его утратило.(вост осущ по воле лица или гос,отлич упрощенным характером) 4) иные осн: оптация (право лица выбрать гражданство,в случаях измен территории гос), трансферт (примен автоматич при переходе одного гос к др,гражданство измен без согласия граждан), регистрация (упрощ порядок преобретения гражданства для лиц,облад кровными или др связями с данным гос), вступление в брак с граж данного гос, усыновление иностр граж или лица без гражданства граж данного гос. Прекращение. 1) отказ или выход из гражданства (вследствие добровольного волеизъявления лица,которое подает в компетентные органы гос соответ заявление) 2) лишение гражданства (лица лишенные гражд,подлежат высылке из страны-экспатриация) 3) утрата (носит автоматич характер вследствие совершения лицом опред запрещ действий) Выход из гражданства недопускается:если военнобязан, привлечен к угол делу, не имеет гражд или гарантии его преобретения.
62. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
под правовым статусом личности следует понимать совокупность законодательно установленных и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности. Говоря о правовом статусе личности, необходимо иметь в виду, что его составляют не только те права, свободы и обязанности, которыми личность в данный момент времени обладает, но и те права, свободы и обязанности, которыми личность в данный момент времени не обладает, но при определенных обстоятельствах сможет ими обладать. Исходя из этого, представляется возможным различать формальный и фактический правовой статус личности. Формальный статус составляют все права, свободы и обязанности, которыми личность в принципе может обладать в данном государстве, фактический же статус составляют лишь те права, свободы и обязанности, которыми личность уже реально обладает. Так, в зависимости от принадлежности личности к конкретному государству различают правовой статус граждан, правовой статус иностранцев и правовой статус лиц без гражданства. Правовой статус граждан характеризуется наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей, поскольку граждане способны обладать практически всеми законодательно установленными правами, свободами и обязанностями. Правовой статус иностранцев и правовой статус лиц без гражданства характеризуется меньшим объемом прав, свобод и обязанностей, так как иностранцы и лица без гражданства не наделяются государством некоторыми правами, свободами и обязанностями, а значит, и обладать ими в принципе не могут. Кроме этих трех видов правового статуса личности в данной классификации дополнительно можно выделить и такие виды, как правовой статус лиц с двойным и более гражданством, правовой статус беженцев, правовой статус вынужденных переселенцев и некоторые другие. В зависимости от широты охвата можно выделить общий, специальный и индивидуальный правовой статус. Общий правовой статус составляют права, свободы и обязанности, которыми могут обладать все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, пребывающие на территории данного государства. Как правило, общий правовой статус закрепляется в конституции государства, в связи с чем его называют также конституционным. Общий правовой статус является базовым, исходным для специального и индивидуального статуса. Специальный (родовой) правовой статус составляют права, свободы и обязанности, которыми могут обладать отдельные категории граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства (например, военнослужащие, ветераны войны, студенты и т. д.). Наконец, индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности, которыми обладает конкретная личность. Индивидуальный правовой статус достаточно динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни человека изменениями. Он зависит от положения человека в обществе, его пола, возраста, профессии и ряда других факторов. Права человека – это права и свободы, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности. По времени возникновения принято выделять три поколения прав человека. Первое поколение прав человека составили традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций и призваны были обеспечить индивидуальную свободу личности от вмешательства со стороны государства и других субъектов. Это гражданские (личные) и политические права и свободы: право на жизнь, свободу и безопасность; свобода слова, совести и религии; равенство перед законом; свобода от произвольного ареста, задержания и изгнания; право на правосудие и др. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического и социально-культурного уровня и отражало ценности социально ориентированного общества. Это поколение прав человека и гражданина составили социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и др. Третье поколение прав человека, которое начало формироваться после Второй мировой войны, составляют так называемые коллективные (или солидарные) права. К ним относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на ядерную безопасность и др. Права гражданина – это права и свободы, которые признаются только за гражданами государства. Права человека и гражданина (права и свободы личности) в зависимости от сфер жизнедеятельности принято подразделять на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Гражданские (личные) права призваны обеспечивать свободу человека как члена гражданского общества от какого-либо незаконного внешнего вмешательства, в том числе и государственного. К ним относятся фундаментальные права и свободы личности, выражающие демократические принципы любого демократически организованного общества: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения и некоторые другие. Политические права и свободы представляют собой обеспеченную законом возможность индивидуально или коллективно участвовать в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Такие права и свободы обычно признаются лишь за гражданами государства. К основным политическим правам и свободам относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право принимать участие в управлении делами государства; свобода слова и убеждений; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на объединение в общественные организации (свобода союзов и ассоциаций); право петиций и др. Экономические права призваны обеспечивать материальные потребности личности. К ним относятся: право частной собственности, право на труд, свобода предпринимательства, право на забастовки и др. Социальные права направлены на обеспечение достойного уровня жизни и социальную защищенность личности. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание. К социальным правам относятся также право на удовлетворительный жизненный уровень; на охрану и помощь семье, материнству и детству; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на жилище и ряд других. Культурные права гарантируют духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, свобода творчества и другие. Date: 2016-02-19; view: 878; Нарушение авторских прав |