Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Виды деятельности и их характеристика. Умения и навыки. Условия их формирования. Взаимодействие навыков. Привычки





Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Психологическая структура деятельности:

1) мотив

2) цель

3) действие

Виды деятельности:

1) игра (игры: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые) - это деятельность человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий; вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости;

2) учение (знания, навыки, умения) - это деятельность человека, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком; подготовка личности к трудовой деятельности;

3) труд - это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества и является основным способом формирования личности.

Когда человек многократно выполняет одно и то же действие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций. Он отличается сокращением его сознательного контроля. Это цепь закрепленных в повторении операций, которые связаны общей функцией.

Навыки делятся на

1) простые - несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания;

2) сложные - усвоенные автоматизированные и сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Существует три вида сложных навыков:

а) двигательные (воздействие, неоднократно повторявшееся ранее, на внешний объект при помощи движений с целью его преобразования);

б) перцептивные (восприятие) (автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета);

в) интеллектуальные (автоматически применяемый способ решения встречавшейся ранее проблемы).

Навыки приобретаются человеком в процессе выполнения упражнений, то есть систематических и целенаправленных повторений действий. Показатели проделанной работы изменяются по мере выполнения упражнений. Навыки появляются и функционируют как автоматизированные приемы выполнения действий. его основная роль в том, чтобы освободить сознание от постоянного контроля над выполнением действий и приемов, и направить освободившееся сознание на цели и условия действия.

Этапы формирования навыков:

1) Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;

2) Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;

3) Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются при координации навыков, в результате их объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательным контролем.

Основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальный контроль при использовании умений. Интеллектуальная деятельность активизируется в тот момент, когда возникает нестандартная ситуация, меняются условия деятельности и требуется быстрое принятие различных решений.

Упражнения играют большую роль в формировании всех типов навыков и умений. Именно благодаря им навыки становятся автоматизированными, умения совершенствуются. Если постоянно не подкреплять умения и навыки упражнениями, то они потеряют свои качества и утратятся.

Взаимодействие навыков - влияние различных навыков друг на друга. Виды взаимодействия навыков:

1) интерференция навыков — ослабление или усиление имеющихся навыков под влиянием вновь приобретенных;

2) перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям: положительный - когда ранее сформированные навыки благоприятствуют формированию последующих; отрицательный перенос навыков — результат последовательного обучения комплексным действиям, когда ранее сформированные навыки отрицательно сказываются на формировании последующих.

Привычка - потребность человека совершать определенные действия. Привычка - это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка - побуждение производить эти действия. Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью. Привычки могут быть полезными и вредными, преднамеренными и непреднамеренными.

Привычки можно распределить на несколько групп.

1. Трудовые привычки — привычное отношение к труду, манера трудиться, привычка планировать работу и доводить ее до конца, самостоятельно действовать, отношение к личному труду и труду других.

2. Гигиенические привычки — мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы и быть опрятным.

3. Привычки культурного поведения — вежливо обращаться к людям, проявлять внимание к старшим, уступать место в транспорте пожилым, правильно и красиво говорить и т. д.

4. Нравственные привычки — привычки говорить правду, быть честным, вести себя определенным образом в определенных условиях, быть принципиальным и многие другие.

5. Умственные привычки — привычные способы мышления, привычные способы и подход к решению задач, привычный способ рассуждений.

 

4. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий. Структура личности.

Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Индивидуальность - совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают».

Структура личности по З. Фрейду:

- Оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия,

- Я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из Оно,

- сверх-Я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" Я в приоритете идеалистических ценностей.

Фрейд считал, что в между Я и сверх-Я возникает конфликт после которого чувствуешь вину, а между Я и Оно возникает конфликт после которого возникает невроз.

 

Date: 2016-02-19; view: 2704; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию