Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогика в системе наук о человеке. Основные методологические подходы в педагогике. Методы научно-педагогических исследованийСтр 1 из 21Следующая ⇒ Самосознание как высший уровень развития сознания человека. Самооценка и уровень притязаний личности в структуре самосознания. Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности и выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровень притязаний -уровень образа "Я", проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. Самооценка = Успех / Притязания Уровни притязаний: 1) адекватный 2) неадекватный – заниженный или завышенный Педагогика в системе наук о человеке. Основные методологические подходы в педагогике. Методы научно-педагогических исследований. Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, формах и технологиях обучения и воспитания человека. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; а педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности. «Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания. Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания. Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе. Педагогика в системе наук о человеке. В систему педагогических наук входят: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, лечебная педагогика, методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями. Формы и типы связей педагогики с другими науками: 1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности; 2) применение методов других наук – математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса; 3) использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология); 4) объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем, например, переходу к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболеваний; внедрению бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием; 5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование и др. Основные методологические подходы в педагогике: 1. Системный подход 2. Личностный подход 3. Деятельностный подход 4. Культурологический подход Методы научно-педагогического исследования: 1) теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование; 2) эмпирические (практические): методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т. д. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие.
|