Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика в системе наук о человеке. Основные методологические подходы в педагогике. Методы научно-педагогических исследований





Самосознание как высший уровень развития сознания человека. Самооценка и уровень притязаний личности в структуре самосознания.

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности и выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки.

Уровень притязаний -уровень образа "Я", проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = Успех / Притязания

Уровни притязаний:

1) адекватный

2) неадекватный – заниженный или завышенный

Педагогика в системе наук о человеке. Основные методологические подходы в педагогике. Методы научно-педагогических исследований.

Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, формах и технологиях обучения и воспитания человека.

Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; а педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности.

«Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Педагогика в системе наук о человеке. В систему педагогических наук входят: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, лечебная педагогика, методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Формы и типы связей педагогики с другими науками:

1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук – математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками: о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психологических особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология);

4) объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем, например, переходу к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболеваний; внедрению бакалаврской и магистерской ступеней профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование и др.

Основные методологические подходы в педагогике:

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Культурологический подход

Методы научно-педагогического исследования:

1) теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование;

2) эмпирические (практические): методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т. д.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие.

 

Date: 2016-02-19; view: 1146; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию