![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Геометрической и эффективное относительное отверстие
Отношение диаметра входного отверстия (зрачка) объектива к его фокусному расстоянию называется относительным отверстием. Это отношение выражается в виде дроби с числителем, равным единице, и знаменателем к, равным отношению фокусного расстояния / к диаметру D действующего отверстия объектива. Оно показывает, во сколько раз фокусное расстояние объектива больше диаметра входного отверстия (зрачка): D /1=1\ к Величины к — это так называемые числа диафрагмы, которые гравируют на оправе объектива. Относительное отверстие — важная характеристика, так как от него зависит светосила объектива, глубина резко изображаемого пространства и абсолютная резкость изображения. При диафрагмировании объектива увеличивается глубина резко изображаемого пространства, но вместе с тем изменяется абсолютная резкость изображения. Уменьшение отверстия диафрагмы объектива вначале ведет к повышению абсолютной резкости изображения. В пределах относительных отверстий 1:5.6—1:8 резкость максимальная. Дальнейшее диафрагмирование сопровождается снижением абсолютной резкости изображения. Это следует иметь в виду и применять диафрагмирование объектива более 1:8 при съемках только в случаях крайней необходимости. На оправах объективов имеются деления, которые являются знаменателями относительных отверстий и называются числами диафрагмы. Для всех объективов установлен следующий стандартный ряд чисел диафрагмы: 2у 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22. Число 2 соответствует относительному отверстию 1:2; число 2,8 — относительному отверстию 1:2,8 и т. д. Каждое последующее деление) диафрагмы соответствует двукратному изменению освещенности оптического изображения в кадровом окне киноаппарата. Чтобы сравнить светосилу объектива при двух разных значениях диафрагмы, следует сопоставить квадраты чисел диафрагмы. Например, требуется рассчитать, во сколько раз снизится освещенность оптического изображения в киноаппарате, если переставить диафрагму с деления, обозначенного числом 2, на деление с числом 8. Сравним квадраты чисел диафрагмы 2~: 8" = 4:64 = 1: 16, узнаем, что освещенность при диафрагме 8 будет в 16 раз меньше, чем при диафрагме 2. Следовательно, при диафрагмировании объектива с числа 2 до числа 8 необходимо увеличить выдержку в 16 раз, чтобы получить такую же экспозицию, как при диафрагме 2. Коэффициент светопропускания т непросветленных объективов составляет 0,5—0,7, в то время как у просветленных он достигает значения 0,9. Некоторые киносъемочные объективы имеют две шкалы диафрагм: обычную, обозначающую геометрические относительные отверстия, и красную — выражающую эффективную светосилу с учетом коэффициента светопропускания объектива. Однако понятие относительного отверстия как чисто геометрического отношения для характеристики светосилы справедливо только для идеального объектива, не вызывающего никаких потерь света. В реальных объективах всегда имеются потери света на поглощение в стекле линз и отражения на их поверхностях, граничащих с воздухом. Величины этих потерь зависят от конструкции объектива, т.е. количества входящих в него оптических компонентов и суммарной толщины стекла линз. Они могут достигать значительной величины и ими нельзя пренебрегать при определении экспозиции. Поэтому в практике применяют понятие эффективного относительного отверстия, которое всегда меньше геометрического на величину, эквивалентную сумме всех видов световых потерь в объективе. Величины эффективных относительных отверстий выражаются также в виде дроби с числителем единица, но обозначения соответствуют не действительному геометрическому отношению диаметра действующего отверстия и фокусного расстояния, а тому отношению, которое имел бы идеальный объектив при такой же действительной светосиле, как имеющийся реальный. Каждый объектив имеет расположенную в соответствующем месте между линзами ирисовую апертурную диафрагму, позволяющую плавно изменять диаметр действующего отверстия объектива, а следовательно, и его относительное отверстие. Разметка шкал диафрагм производится в значениях эффективных относительных отверстий. Максимальное значение геометрического относительного отверстия наносится только на оправе объектива. Градуировка шкал диафрагм производится таким образом, что каждому следующему смежному делению соответствует изменение светового потока, проходящего через объектив, в два раза. Это значит, что площади, соответствующие смежным отверстиям, также отличаются в два раза, а их диаметры в -у2~ или в 1,41 раза. Для разметки шкал диафрагм киносъемочных объективов принят следующий ряд величин относительных отверстий: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22; 1:32. Для упрощения обозначений на шкалы диафрагм на объективах наносятся только знаменатели указанных дробей, выражающих величины относительных отверстий. Шкала каждого конкретного объектива начинается с его максимального эффективного относительного отверстия, которое может и не совпадать с указанным рядом, все же последующие должны ему соответствовать. Следует иметь в виду, что при наводке объективов на дистанцию съемки, соизмеримую с его фокусным расстоянием, дополнительное выдвижение становится значительным и вызывает изменение светосилы и угла зрения, которыми уже нельзя пренебрегать, например при макросъемках. Остановимся на назначении и применении имеющейся в каждом съемочном объективе ирисовой диафрагмы. Легкость изменения при помощи диафрагмы величины относительного отверстия объектива, а следовательно, и освещенности создаваемого им изображения привела к тому, что иногда считают диафрагмирование объектива средством установления правильного режима экспонирования кинопленки, в зависимости от ее светочувствительности и условий освещения объекта съемки. Однако основное назначение диафрагмы заключается не в установлении режима экспонирования, а в выборе нужной глубины резко изображаемого пространства. Кинооператор почти никогда не выбирает величину относительного отверстия объектива, ориентируясь только на режим экспонирования. Диафрагмированием он в первую очередь добивается нужного характера изображения, а экспозицию устанавливает соответствующим освещением объекта, изменением угла открытия обтюратора или применением нейтральных светофильтров. В условиях репортажных съемок это невозможно, и приходится использовать диафрагму для установки режима экспонирования. Более подробно о влиянии диафрагмирования на глубину резко изображаемого пространства и характер изображения сказано в главе значениях диафрагмы, следует сопоставить квадраты чисел диафрагмы. Например, требуется рассчитать, во сколько раз снизится освещенность оптического изображения в киноаппарате, если переставить диафрагму с деления, обозначенного числом 2, на деление с числом 8. Сравним квадраты чисел диафрагмы 2~: 8" = 4:64 = 1: 16, узнаем, что освещенность при диафрагме 8 будет в 16 раз меньше, чем при диафрагме 2. Следовательно, при диафрагмировании объектива с числа 2 до числа 8 необходимо увеличить выдержку в 16 раз, чтобы получить такую же экспозицию, как при диафрагме 2. Коэффициент светопропускания т непросветленных объективов составляет 0,5—0,7, в то время как у просветленных он достигает значения 0,9. Некоторые киносъемочные объективы имеют две шкалы диафрагм: обычную, обозначающую геометрические относительные отверстия, и красную — выражающую эффективную светосилу с учетом коэффициента светопропускания объектива. 3. Фотометрический характеристики объекта съемки: контраст, интервал яркости, интервал освещенности. Баланс освещения Чтобы достичь необходимого соотношения светотени при освещении как всей сцены, так и отдельных средних и крупных планов, нужно установить наиболее подходящий баланс освещенностей, создаваемых отдельными источниками света: рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным и фоновым. При достаточном опыте балансирование освещения можно делать на глаз. Но лучше осуществлять двойной контроль освещения — визуальный (зрительная оценка путем сравнения) и инструментальный (объективное измерение экспонометром). Контраст освещения При равномерно-рассеянном свете интервал яркостей объекта зависит только от соотношения отражающей способности его деталей. Например, если лицо человека отражает 30% падающего на него света, а темный костюм всего 3%, контраст (интервал яркостей) такого объекта будет равен 30:3 или 10:1. Если объект съемки освещают не только рассеянным светом, но и направленным, образующим тени, интервал яркостей объекта будет определяться не только отражающей способностью его деталей, но и контрастом освещения, т. е. отношением интенсивности рисующего и заполняющего света к интенсивности только одного заполняющего света Контраст = рисующий + заполняющий\ общий заполняющий Допустим, что основной рисующий свет в два раза интенсивнее, чем заполняющий, тогда контраст освещения будет равен 3:1, так как более освещенная сторона объекта, обращенная к источнику рисующего света, получит от него две единицы освещенности и плюс еще одну единицу — от источника заполняющего рассеянного света; теневая сторона получит только одну единицу освещенности от источника заполняющего рассеянного света. Определяют контраст освещения с помощью фотоэлектрического экспонометра или люксметра. При этом на окно фотоэлемента устанавливают диффузно-рас-сеивающую пластинку, предназначенную для замера освещенности. Чтобы замерить контраст освещения, нужно сначала замерить освещенность, создаваемую рисующим и заполняющим светом одновременно. Затем замерить освещенность в затененной части объекта (только рассеянный свет). Отношение замеренных освещенностей покажет контраст освещения объекта съемки. Черно-белая кинопленка, обладающая большой фотографической широтой, допускает относительно большие контрасты освещения. Однако при съемке лица человека оптимальный контраст освещения составляет 2,5:1 или 3:1. При съемке портрета на цветную кинопленку рекомендуется устанавливать контраст освещения 2:1, но не более 2,5:1. В идеальном случае оптическое изображение любого объекта съемки, построенное съемочным объективом на пленке в пределах кадрового окна киносъемочного аппарата, должно было бы быть полностью подобным самому объекту с правильной передачей всех градаций яркости и цветов его отдельных участков соответствующими освещенностями и цветами их изображений. Определим некоторые основные характеристики объектов съемки, чтобы в дальнейшем было легче сопоставить их с получаемыми при съемке оптическими и фотографическими изображениями. Любой объект съемки можно представить как то или другое сочетание множества отдельных элементов — участков той или другой формы, имеющих различную яркость, цвет и размер. В каждом объекте всегда есть самые темные и самые светлые его места — наименее и наиболее яркие. Логарифм отношения наибольшей яркости в объекте к наименьшей называют интервалом яркости объекта. Этот показатель важен, так как характеризует общий контраст объекта съемки. Иногда интервал яркости выражают не в логарифмическом виде, а прямым отношением яркости В, и В2, приравнивая наименьшую из них к единице — \:х. Ниже приведены некоторые значения интервалов яркостей, выраженные обоими указанными способами.
В любом реальном объекте кроме участков с максимальной и минимальной яркостями имеется еще множество промежуточных. Любую пару граничащих участков или элементов различной яркости называют деталью яркости. Их сочетание, в зависимости от характера объекта съемки, может быть самым разнообразным: смежные участки могут сильно или незначительно отличаться по яркости друг от друга. Глаз легко различает отдельные одноцветные элементы, если разница в их яркости велика, и, наоборот, они становятся малоразличимыми или граница между ними совсем пропадает при малом отличии их яркостей. Вместе с тем даже одинаковые по яркости детали разного цвета легко различаются глазом. Величина самой небольшой однотонной детали яркости, еще различимой человеческим глазом, называется порогом различимости. Порог различимости — величина непостоянная, он зависит от многих причин. Чем ниже порог различимости, тем меньшие детали яркости способен различать глаз. яркость отдельных элементов объекта в направлении съемочного аппарата зависит от уровня их освещенности, характера и коэффициента отражения света. Следовательно, при одинаковом уровне освещенности всех участков объекта съемки их относительная яркость будет зависеть только от величин коэффициентов отражения. Это условие выполняется при равномерном освещении всего объекта, и в этом случае интервал яркости в основном определяется наибольшим и наименьшим коэффициентом отражения входящих в него материалов или фактур. Разница в величинах коэффициентов диффузного отражения материалов, находящих применение в различных естественных и искусственных объектах съемки, не так уж велика. Коэффициент отражения самого темного из практически встречающихся материалов— черного бархата — около 0,01, а самого светлого — окиси магния — 0,96. Таким образом, в условиях равномерного освещения наибольший возможный интервал яркости объекта составит 1:96 Светотехнические свойства объекта съемки или экранного кинематографического изображения определяются показателями яркости его отдельных участков и общим интервалом, так как именно яркости воспринимаются глазом и определяют зрительное впечатление. Оптическое же изображение, построенное съемочным объективом в плоскости пленки, правильнее характеризовать уровнями его освещенности, определяющими условия экспонирования. Общий контраст или интервал освещенности оптического изображения всегда меньше контраста самого снимаемого объекта; Детали освещенности в изображении всегда меньше соответствующих им деталей яркости объекта; Потеря контраста в различных частях оптического изображения объекта неодинакова. Наибольшей величины потери контраста достигают в тенях: так, многие детали, видимые в объекте, в изображении могут оказаться ниже порога различимости; потери контраста тем заметнее, чем больше общий интервал яркости объекта съемки. Очевидно, что если в снимаемом объекте большую площадь занимают ярко освещенные участки, то увеличивается общий световой поток, проходящий через объектив, и пропорционально возрастает количество рассеянного света. Следовательно, чем большую площадь в поле зрения объектива и в кадре занимают светлые участки и чем выше их яркость, т. е. чем больше средняя яркость объекта съемки, тем больше возникает рассеянного света и заметнее его влияние на передачу тональной градации объекта в его изображении. Одновременно с этим и контрастность самого объекта съемки играет важную роль. «Оптическое изображение объекта съемки всегда передает детали яркости и интервал яркости объекта в существенно искаженном виде. Интервал яркости оптического изображения всегда значительно меньше интервала яркости объекта и независимо от величины интервала яркости объекта интервал яркости опти-ческого изображения почти никогда не-бывает больше 2,0—2,3 при среднем значении 1,3—1,5. Детали яркости в оптическом изображении также дают искаженную картину деталей яркости объекта, будучи всегда уменьшенными по сравнению с ними. Уменьшение деталей освещенности, небольшое в светах, делается огромным в тенях Date: 2016-02-19; view: 530; Нарушение авторских прав |