Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Междометия и другие слова вне частей речи
Среди неизменяемых лексем особое место занимают междометия, слова-предложения, передающие, хотя и не называющие конкретно, различные чувства, такие, например, как удивление, испуг, гнев, радость: Ба, знакомые всё лица (Гр.); Ага, попались! Сам характер эмоций подчас не зависит прямо от лексического значения междометия, а возникает в результате контекстуальных воздействий. Например, междометие ах вне контекста может означать и радость, и испуг, и разочарование. Неизменяемость является чрезвычайно существенным свойством междометий. Изменяемые лексемы, обладающие теми же семантическими свойствами, уже не междометия. Так, в предложении Он никак не мог привыкнуть ко всем этим охам и ахам слова " ох "и " ах " - существительные. Междометиями являются и сложные (состоящие не из одного корня) образования. Например, боже мой, чёрт возьми — междометия, каждое из которых представляет собой одну лексему, хотя графически в каждой из них выделяются две словоформы. К междометиям относят и безаффиксные глагольные образования типа: прыг, толк: Татьяна прыг в другие сени (П.); Мартышка... тихохонько медведя толк ногой (Кр.). Некоторые ученые включают эти образования в глагольные формы, однако это решение не вполне правомерно. Строго говоря, у слов типов ах, ба и прыг мало общего; с междометиями их объединяет морфологическая общность, а именно неизменяемость. Кроме того, слова обоих типов отличает экспрессивная насыщенность. По первому основанию со словами типа ах и прыг могут быть сближены существительные типа пальто, прилагательные типа беж и наречия. По второму основанию в одну группу со словами типа ах и прыг могут быть включены и слова многих других частей речи. В то же время, с точки зрения семантической, слова типа ах и прыг противопоставлены. Первые выражают чувства, никак не конкретизируя их, вторые обозначают определенные действия. Слова этих типов противопоставлены и по синтаксическому основанию. Тип ах — это слова-предложения, а тип прыг — это сказуемое. Таким образом, традиционно в междометия как в одну часть речи объединяются весьма разнородные по семантическим и синтаксическим свойствам слова. К междометиям иногда относят и звукоподражательные слова типа мяу-мяу, кис-кис. Эти слова, не обозначая эмоций, по своим семантическим свойствам явно отличаются от слов типа ах. По семантическим и синтаксическим свойствам они противостоят и словам типа прыг. Таким образом, звукоподражательные слова выступают как слова вне частей речи. Междометиями называют относительно непродуктивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (но не называет!) эмоции (о/ как непроизвольное выражение восторга; ах! как выражение чувства страха и т. п.). Междометия не изменяются; они не связаны синтаксически с другими словами. В речи междометия отделяются от других элементов текста паузами, в тексте — обычно запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые... (Ее.); «А» -- сказала тётушка и посмотрела пристально на Ивана Фёдоровича (Г.). Как только междометие начинает вступать в синтаксические связи с окружающими словами, оно сразу же переходит в другую часть речи; ср.: междометие Марш! 'команда для начала движения воинского подразделения' и образованный от него неспрягаемый глагол марш (Марш спать!; Марш по домам!). Противопоставлены три лексико-грамматических разряда междометий: 1) эмоциональные, непосредственно передающие чувства говорящего: а, ах, аи, ай-яи-яй, о, ого, огого, э, эге, м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшкин др.; 2) императивные, передающие то или иное приказание или команду адресату: аида, алло, марш, на, стоп, бас-та, ату; ряд междометий этого типа используется при общении с домашними животными: тпру, но, кис-кис и др.; 3) этикетные, выражающие общепринятые формулы речевого этикета: до свидания, спасибо, не стоит и др. Основу междометий как части речи составляют междометия эмоционального типа; именно они в полной мере выражают частеречное значение данного грамматического класса слов. Императивные междометия объединяют свойства междометия и глагола. Эмоциональность этикетных междометий обычно нейтрализована предсказуемостью их употребления в коммуникативных ситуациях определенных типов (в речевых актах приветствия, прощания, благодарности и пр.). От междометий следует отличать звукоподражания — это неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характерные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, трах-тара-рах и т. п. Звукоподражания не выражают эмоций и в предложении обычно не изолированы от других слов, выполняя функции того или иного члена предложения. Например: ...А девица -хи-хи-хи да ха-ха-ха! (П.) — звукоподражание здесь является сказуемым; Но бестолковая кукушка, самолюбивая болтушка, одно куку своё твердит (П.) — звукоподражание выступает в роли дополнения. Ср. также в детской речи: Хрю-хрю [поросенок] спит — звукоподражание здесь служит подлежащим. Особенностью семантики звукоподражаний является звуковая мотивированность их значений. Тем не менее в разных языках звукоподражания, соответствующие одному и тому же значению, различны; ср.: русск. гав-гав и англ, бау-ва; русск. ква-ква и твонк-твонк в языке аборигенов Австралии. Следовательно, звукоподражания — часть лексического состава языка (не случайно они фиксируются словарями). В то же время они не составляют особой части речи, а являются специфическими «заместителями» существительных и глаголов. Предлог, как и иные служебные части речи, не может быть членом предложения и не может сам образовать предложение. Так же как и союзы, предлоги служат для связи словоформ в предложении. Однако в отличие от союзов предлоги связывают только неоднородные члены предложения; они не могут связывать предложения или части сложного предложения. Более точно: предлог служит лишь для связи существительных с другими существительными, прилагательными и глаголами. При этом предлоги не просто связывают слова в словосочетании и предложении, но обозначают, какова именно эта связь. Иными словами, предлог — это такая служебная часть речи, которая выражает различные "подчиненные" отношения существительного к другим словам в словосочетании и предложении. Предлоги, как и другие служебные части речи, принадлежат к неизменяемым словам. Следовательно, у них нет окончаний и вопрос о морфемной структуре предлогов должен был бы быть предметом словообразования, однако и он по традиции рассматривается в морфологии. По степени словообразовательной сложности выделяют предлоги непроизводные: в, до, за, на, от, по, при, с и производные: вокруг, благодаря, в течение, навстречу и др. При этом следует помнить, что производные предлоги образованы лексико-синтаксическим способом словообразования. По признаку "морфологическая сложность" среди производных предлогов следует выделить сложные предлоги: путём, спустя и составные: в связи с, независимо от, судя по и др. Несмотря на особенности правописания, составные предлоги представляют собой именно слова, т. е. последовательности с Жестким порядком следования частей (см. о морфемной структуре союзов). Date: 2016-02-19; view: 1108; Нарушение авторских прав |