Деловая оценка персонала (ДОП)
Индивидуальная оценка сотрудников осуществляется при отборе кадров, оценке результатов труда, при возникновении конфликтов или проблем дисциплинарного характера.
В систему оценки персонала в организации входят:
1) запланированная, формализованная и стандартизированная оценка сотрудников как членов организации;
2) оценка с учетом определенных критериев;
3) оценка степени реализации определенной цели;
4) оценка, осуществляемая назначенными руководством специалистами.
Цели деловой оценки персонала:
• определение текущих результатов труда;
• определение сильных и слабых сторон сотрудников;
• определение потребности в обучении и развитии сотрудников;
• предоставление оснований для пересмотра заработной платы;
• стимулирование и мотивация сотрудников;
• осуществление внутрифирменного контроля;
• разработка и реализация кадровой политики.
Основные цели деловой оценки: 1) административная, 2) информационная, 3) мотивационная
Две категории оценки: формальная (спланированный и систематически используемый метод управления,) и неформальная ( непосредственным руководителем в процессе повседневного общения на основе как реальных фактов и результатов труда, так и интуиции).
Основными видами оценки в организациях являются оценка кандидатов на вакантную должность и текущая периодическая оценка сотрудников в ходе аттестации.
Аттестация -- процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установление их соответствия занимаемой должности
Аттестация позволяет:
• изыскать резервы роста производительности труда;
• внести изменения в систему материального стимулирования • вызвать у сотрудников интерес к результатам труда и деятельности организации в целом;
• создать условия для всестороннего развития личности.
Различают четыре вида аттестации персонала:
1) очередная (не реже одного раза в 2 года для руководителей, не реже одного раза в 3 года для других работников.);
2) по истечении испытательного срока;
3) при продвижении по службе (установления соответствия персонала требованиям новой должности);
4) при переводе в другое структурное подразделение.
Различают личные и технические средства оценки персонала.
К личным средствам оценки относятся:
• анализ и оценка документов;
• тестирование;
• интервью;
• собеседование;
• опрос сотрудников.
Технические средства оценки – это:
1) рабочий эксперимент (выполнение работы);
2) аналитическая оценка процесса труда;
3) графологическое заключение (анализ личности, моделирование персонального образа, интеллектуальных способностей).
В современных организациях используют:
• метод репертуарных решеток (Пр.: карточки с именами слабых и сильных сотрудников и их сравнение);
• метод критического инцидента (при разрешении нестандартной проблемы);
• биографический метод (предполагает оценку работника по биографическим данным);
• оценка по методу черт (позволяет определить степень выраженности набора личностных и деловых качеств.);
• метод анализа конкретных ситуаций (разбор смоделированных экспертами кейсов, в основе которых практические ситуации, с которыми сталкивалась или может столкнуться организация).
Процесс непосредственного оценивания результатов труда работников или их качеств включает следующее:
• заполнение бланка оценки или выполнение теста;
• проведение оценочной беседы;
• выбор способа последующих
Бланки оценки, используемые для получения информации о качествах сотрудника (а не результатах работы), акцентируют внимание на следующих характеристиках:образование и производственный опыт,поведение интеллектуальные способности;манераразговора;особенности;профессиональная пригодность.
При разработке системы оценочных показателей и методик ориентируются на стратегические цели, особенности внутренней и внешней среды организации, специфику корпоративной культуры, организационную структуру управления, характеристики человеческих ресурсов.
Date: 2016-02-19; view: 495; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|