Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приборы для оценки индивидуальных психофизиологических характеристик водителей





Обследование при организации и проведении психологического отбора всегда должно быть комплексным. Для определения психофизиологической пригодности необходимо использовать группу приборов и методик, характеризующих основные психофизиологические качества, от которых зависит успешность обучения и надежность будущих водителей. Оценка психофизиологической пригодности или непригодности должна быть интегральной, с учетом результатов испытания по всем методикам, а также с учетом других данных, полученных в результате медицинского освидетельствования, наблюдения, бесед, изучения документов и т. д. Методики могут быть рекомендованы для психофизиологического отбора только после их экспериментальной проверки и получения статистически достоверных данных о наличии достаточно высокой корреляции между показателями методик и оценками по практическому вождению.

Надежность водителя в сложных дорожных ситуациях в значительной степени обусловлена его резервными психофизиологическими возможностями. Управляя автомобилем, водитель одновременно наблюдает большое количество объектов и выполняет несколько действий. Опытный водитель в любой ситуации выделяет главные факторы, уделяя им основное внимание, а большее число действий выполняет автоматически. При этом он быстро реагирует на неожиданное появление нового объекта, правильно оценивает изменение дорожной обстановки и точными приемами управления предотвращает возникшую опасность. Это возможно главным образом потому, что при движении в обычных условиях психофизиологические возможности у опытного водителя исчерпаны не до конца и всегда имеется некоторый резерв, используемый в трудную минуту. Неопытный водитель, напротив, управляет автомобилем почти на пределе своих возможностей и при осложнении дорожной обстановки (особенно внезапном) теряется и ошибается, что нередко приводит к ДТП.

Безопасное управление автомобилем и своевременные реакции водителя на отвлекающую информацию зависят не только от уровня профессионального мастерства, но и от резервных возможностей его нервной системы. Эти резервные возможности могут быть исследованы методом включения дополнительной, резервной информации, на которую водитель должен реагировать соответствующими действиями и одновременно безопасно управлять автомобилем.

В Московском автомобильно-дорожном институте разработана методика и сконструирован прибор, который может быть установлен как на автомобильном тренажере, так и на автомобиле. Результаты проведенных модельных экспериментов показали заметные различия в резервных возможностях опытных и неопытных водителей. Это позволяет использовать прибор и методику при отборе водителей для наиболее сложных видов деятельности. В этих же целях может быть использован тахистоскоп с предъявлением испытуемым на ограниченное время различных дорожных ситуаций и последующей объективной оценкой принимаемых ими решений.

Контрольные вопросы

1. Какими методами можно оценить приспособленность человека к водительской деятельности?

2. Что такое профессиограмма?

3. Какие методические приемы применяются при моделировании профессиональной водительской деятельности?

4. Какими факторами определяется надежность водителя в сложных дорожных ситуациях?

 

Тема 14

Утомление и работоспособность водителей

Цель – ознакомление с понятиями состояний усталость, утомление и переутомление, влиянием этих состояний на работоспособность водителей.

1. Усталость, утомление и переутомление.

2. Физическое, умственное и эмоциональное утомление.

3. Фазы утомления.

4. Влияние утомления на работоспособность водителей.

5. Утомление водителей и ДТП.

6. Регламентация труда и отдыха водителей







Date: 2016-02-19; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию