Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная пригодность





Особую актуальность при проведении психологического отбора водителей представляет создание наиболее информативных методов оценки индивидуальных особенностей испытуемых, невозможное без изучения деятельности водителя автомобиля. Описание деятельности с точки зрения требований, которые она предъявляет к человеку, называется профессиограммой. Содержание и объем профессиограммы определяются целью, с которой проводится обучение профессии.

Профессиограмма в целях профотбора будущих водителей должна содержать описание требований к лицам, желающим получить права на вождение автомобиля. Профессиограммы составляются в двух вариантах. В первом варианте дается описание профессий и требований к водителям, выполняющим обычную работу. Второй вариант содержит указания на индивидуальные особенности, определяющие возможность выполнения наиболее сложных видов водительской деятельности. Указываются также психофизиологические качества, нежелательные для водителя:недостатки двигательной сферы, мышления и памяти, эмоциональная неустойчивость, медлительность, недостаточный объем и замедленное переключение внимания и т. д.

Профессиограмма в целях профессионального подбора водителей должна содержать описание особенностей той водительской деятельности, для которой производится профотбор, а также требования к индивидуальным особенностям водителей, выполняющих эту работу. Эти требования могут значительно отличаться, как отличается и работа водителей при вождении автомобилей различного назначения. Так, например, успешная и безаварийная работа водителя такси определяется прежде всего такими скоростными параметрами его психической деятельности, как скорость реакций, оперативные качества мышления и памяти, скорость переключения внимания и т. д., а надежность водителей, выполняющих междугородные рейсы на дорогах с однообразным пейзажем и незначительной интенсивностью движения, во многом зависит от силы нервной системы, обеспечивающей высокую степень устойчивости к монотонным раздражителям и достаточную работоспособность в течение длительного времени.

Психологический отбор не является одноразовым мероприятием. Он должен проводиться в три этапа. Первый этап - при поступлении в автошколу, т. е. до обучения. Задачей этого этапа является отстранение от обучения лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской деятельности. Второй этап - во время обучения. Задача этого этапа - углубленное психологическое обследование лиц, которые с большим трудом осваивают практическое вождение и основы безопасности управления автомобилем. Целью обследования является установление связи между плохой успеваемостью и психологиче­скими особенностями обучаемого. Выявление такой связи может помочь в решении вопроса о целесообразности дальнейшего обучения. Третий этап - в процессе профессиональной деятельности. На этом этапе проводится психологический подбор водителей для различных видов водительской деятельности и психологическое обследование водителей, профессиональная надежность которых вызывает большие сомнения.

Психологический отбор на любом этапе должен проводиться не изолированно, а в тесном взаимодействии с медицинским отбором, с учетом личностных и социологических особенностей человека и его профессиональных характеристик. Выбор средств и методов для психофизиологического отбора определяется целями каждого этапа отбора, которые далеко не однозначны, как не одинаков и сам состав контингента, подлежащего обследованию на каждом этапе. Именно поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к лицам, которые только собираются овладевать управлением автомобилем, и к опытным водителям, отбираемым для более сложных видов профессиональной деятельности

Казалось бы, что ответ о психофизиологической пригодности водителя проще всего получить при изучении человека в условиях реальной водительской деятельности или в эксперименте с использованием автомобильных тренажеров, имитирующих эту деятельность. Но такие методы пригодны лишь для обследования водителей, но не лиц, поступающих в автошколы, которые еще никакими навыками, необходимыми для управления автомобилем, не обладают. Определение же профессиональной пригодности во время обучения, а тем более в процессе профессиональной деятельности в отношении лиц, не имеющих для этого необходимых психофизиологических данных, слишком дорого обходится государству, самому обучаемому и другим участникам движения. Именно поэтому так важно решить этот вопрос еще до начала обучения.







Date: 2016-02-19; view: 436; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию