Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Американская модель антимонопольного регулирования экономики
Соединенные Штаты Америки имеют богатый опыт в области проведения антитрестовской политики. Юридическую основу этой политики составляют федеральные законы: Шермана (1890), Клейтона (1914) и о Федеральной торговой комиссии (1914). Основная экономическая цель закона Шермана — создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов. Глава первая закона содержит запрет объединения в форме треста, тайных сговоров или иных действий, ограничивающих торговлю или коммерцию между штатами. Глава вторая закона запрещает монополизацию, попытки ее осуществления, вступление в сговор или соглашение с целью монополизации. Глава седьмая (позже ее заменили главой четвертой закона Клейтона) разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток в результате нарушения этого закона, обращаться с иском в суд и требовать возмещения убытков в трехкратном размере. Демократия в США, по мнению большинства собственников, ассоциировалась с возможностью иметь собственный бизнес, экономическую и политическую самостоятельность. Наступление на эти права в виде трестов и монополий становилось угрозой для демократических институтов. В глазах многих американцев промышленный переворот в результате всех этих процессов воспринимался как антидемократическое явление в жизни нации. Противоконкурентное поведение со стороны корпораций-гигантов обострило недовольство мелких собственников и вызвало большое напряжение в обществе. Закон Клейтона, принятый Конгрессом в 1914 г., расширил охват антитрестовского законодательства и был распространен на другие возможные схемы поведения, которые могли привести к ограничению торговли. Глава вторая закона Клейтона запрещала дискриминацию в сфере цен, ведущую к ограничению торговли и монополизации рынка, а глава третья запрещала заключение связывающих договоров, предоставляющих исключительные права, которые могли ограничить конкуренцию. Глава седьмая запрещала слияния, которые привели бы к снижению конкуренции, а глава восьмая — перекрестное участие руководства в правлении различных компаний-конкурентов. 44. Приватизация государственного имущества в Российской Федерации: цели, задачи, этапы, основные результаты. Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Цели приватизации:
Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:
Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа. Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали: § сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания); § введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами). Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность. Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы. В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества. При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества. С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам. В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму. Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом: § широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован; § увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло; § инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий; § в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить. 45. Виды (формы) безработицы. Методы борьбы с безработицей в России Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться. По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости. Виды безработицы: • Фрикционная Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр. • Институциональная Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы • Добровольная Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать • Структурная Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства • Технологическая Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда • Циклическая Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом • Региональная Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств • Экономическая Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе • Сезонная Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях • Маргинальная Безработица среди слабо защищенных слоев населения
Большое внимание необходимо уделять правительству для борьбы с безработицей. Ведь именно экономические предпосылки на уровне страны приводят к этим проблемам. Сюда можно отнести следующие меры: - повышение квалификации работников или их переобучение; - создание новых рабочих мест, включая организацию общественных работ, открытие новых предприятий и восстановление старых производств; - содействие в постановке на учет и помощь в трудоустройстве в центрах занятости; - в целях сохранения рабочих мест поддержка предприятий, а также поддержка развития малого и среднего бизнеса; - контроль за обоснованностью увольнения, особенно для наиболее уязвимых групп (люди с малым профессиональным стажем, в определенном возрасте, матери с детьми, беременные женщины); - содействие в выезде на те территории, где имеется дефицит рабочей силы, при наличии трудовых вакансий; - перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими гражданами. 46. Основные положения программы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации («Стратегии 2020») в области развития реального сектора экономики Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями: доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40–50% в 2020 году); доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5-10%; удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 году; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году; средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году; не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам; доля средств на научные исследования, проводимые на базе вузов, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%. Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов Инновационная Россия – 2020 25 населения и объемов потребления и т.д. Ключевыми задачами Стратегии являются: Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики. Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения Повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований. Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества. Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, формирование территорий инновационного развития, развитие инновационных кластеров. 47. Основные положения программы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации («Стратегии 2020») в области развития уровня жизни населения Стратегия 2020 — это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году. Стратегию 2020 по поручению российского правительства разрабатывали в течение 2011 года более 1000 экспертов под руководством Государственного университета - Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Стратегия 2020 — это второй вариант концепции долгосрочного развития России до 2020 года (сокращенно — КДР). Первый вариант в 2006—2007 годах разрабатывали в соответствии с поручением Президента РФ В. Путина Минэкономразвития и другие ведомства. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе»[1]. Окончательный текст КДР-2020[2] был утвержден Правительством РФ в ноябре 2008 г. Стратегия-2020 была в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика». Стратегия 2020 базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика: России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью. Одна из основных идей Стратегии 2020 — манёвр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности — высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления. Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации. Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в её основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины. Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная соцсистема предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе. Такой подход требует «бюджетного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям). Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при её проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни Глава 14. Государственная жилищная политика Основные выводы и рекомендации • Лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами может улучшить жилищные условия посред- ством инструментов рынка жилья. Жилищная политика на федеральном уровне непоследовательна, ее реализа- ция на местах неэффективна, административная система приватизирует ренту от управления земельными ресурса- ми, строительства и управления жилищным фондом. • Стратегической целью государственной жилищной политики должно стать создание социальных перспектив улучшения жилищных условий для всех групп населения. • При продвижении к этой цели государству предстоит выбрать между ориентацией на рост обеспеченности населения квадратными метрами жилья путем наращивания объемов строительства или ориентацией на увеличение количественных и качественных параметров жилищной обеспеченности населения в рамках сбалансированного развития территорий, создания комфортной среды жизнедеятельности. 48. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в РФ: понятие и механизм применения МРОТ – минимальный размер оплаты труда – это минимально возможный уровень заработной платы, который принято использовать при расчете оплаты труда, а также в случаях определения размера пособий по безработице или временной нетрудоспособности. Еще одним назначением такого рода величины выступает возможность исчисления по ней налогов и иных необходимых государственных платежей. В РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. (Согласно ст. 133 ГК РФ) В субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться собственный размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. (Согласно ст. 133.1 ГК РФ) Согласно Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (изменен 1 декабря 2014 г.), МРОТ с 1 января 2015 года составляет 5965 руб. В показатель МРОТ включаются следующие отдельные строки заработка: основная сумма вознаграждения, полученная за проделанную работу; суммы компенсации за нестандартные условия труда; стимулирующие труд денежные выплаты. После суммирования всех трех составляющих должна получиться общая сумма заработка, которая должна быть не ниже минимума, установленного на уровне Российской Федерации или отдельного региона. Месячный заработок любого работника в Российской Федерации не может быть меньше установленного предела МРОТ. Но существует несколько исключений из общего правила, когда работник может получить сумму меньшую, чем минимальная величина: работа по совместительству; занятость на неполный трудовой день. При несоблюдении требования соответствия заработной платы установленному значению на руководителя или предприятие может быть наложен штраф. Самая высокая величина МРОТ на 2015 год установлена в Магаданской области. Сумма минимального заработка здесь составляет 15 720 рублей. Далее следуют: Камчатский край – 14 440 рублей, Москва – 14 000 рублей, Республика Саха – 12 515 рублей, ЯНАО – 12 431 рублей, Сахалинская область – 12 400 рублей, Кемеровская область — 12 075 рублей, Мурманская область – 12 013 рублей, Тульская и Московская области – 12 000 рублей Невысокий уровень величины МРОТ – одна из самых острых проблем государства как в социальном, так и в экономическом аспекте. В первую очередь это повлекло за собой выплату нелегальных заработных плат («черных» денег или «зарплат в конверте»), более низкие расценки на рабочую силу, сильную дифференциацию между оплатой труда работников из разных сфер занятости. На то, какой показатель МРОТ будет актуален в определенный момент развития государства, оказывают влияние следующие факторы: ценовая политика государственных структур; потребности лиц, проживающих и зарабатывающих на территории РФ; стремление государства к более высокому уровню производства; стремление к максимальному снижению уровня безработицы в стране. Нельзя не вспомнить и тот факт, что на величину МРОТ оказывает влияние показатель инфляции. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Величину прожиточного минимума на человека и по основным группам населения по России устанавливает Правительство РФ, в субъекте страны – по правилам, оговоренным территориальными нормативными актами. Прожиточный минимум предназначается для: оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и социальных программ; обоснования устанавливаемого минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования бюджетов; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки. 49. Прожиточный минимум в РФ: понятие и механизм применения Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Является государственной гарантией получения минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. Определяется на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.
Date: 2016-02-19; view: 843; Нарушение авторских прав |