Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уничтожение рынка
Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" - уничтожение рынка и товаро-денежных отношений. Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между отдельными товаропроизводителями, отраслями производства, различными районами страны. Во-первых, война нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля, в 1919 году он равнялся 1 копейке довоенного рубля, происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной. Во-вторых, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений. 22 июля 1918 года принят декрет СНК "О спекуляции", запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети - и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения. Подобная политика потребовала создания специальных сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учётом и распределением всей имеющейся продукции. Созданные при ВСНХ главки (или центры) управляли деятельностью тех, или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением изготовленной продукции. Одновременно происходит национализация банковского дела Рабинович А., Большевики приходят к власти, М., 1989 г.. К началу 1919 года полностью национализируется и частная торговля, кроме базарной (с лотков) Кацва Л.А. Экономическая политика Советской России в годы Гражданской войны. Москва, 1996. Итак, госсектор составляет уже почти 100 % экономики, поэтому ни в рынке, ни в деньгах надобности не было. Но если отсутствуют или игнорируются естественные экономические связи, то их место занимают связи административные, устанавливаемые государством, организуемые его декретами, распоряжениями, реализуемые агентами государства - чиновниками, комиссарами.
Принятие на Х съезде РКП (б) решения о замене продразверстки продналогом является точкой отсчета в переходе от политики “военного коммунизма” к новой системе хозяйствования, к НЭПу. Вполне очевидно, что введение продналога не является единственной характеристикой НЭПа, который стал для советской страны определенной системой политических и экономических мер, осуществляемых на протяжении почти целого десятилетия. Но это были первые шаги, причем сделанные очень осторожно. Декретом Совнаркома от 29 марта 1921 г. был установлен хлебный налог в размере 240 млн. пудов (при среднем урожае) вместо 423 млн. пудов при разверстке 1920 г. Крестьяне получили возможность продажи излишков своей продукции на рынке. Для В.И. Ленина, как и для всех большевиков, это влекло за собой глубокий пересмотр собственных идей о несовместимости социализма и частной торговли. Уже в мае 1921 г., через 2 месяца после Х съезда, была созвана Х Чрезвычайная партконференция для обсуждения нового курса. Сомнений уже не могло быть — курс, как уточнял Ленин, был взят “всерьез и надолго”. Это был “реформистский” метод действий, отказ от революционной красногвардейской атаки на капитал, это был “допуск” в социализм элементов капиталистической экономики. Для формирования рынка и налаживания товарообмена необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. В управлении промышленностью произошли радикальные изменения. Были созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в тресты. Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок. Уже к 1923 г. в стране насчитывалось 54 биржи, самой крупной из которых была московская. С провозглашением НЭПа был отменен Декрет о национализации мелкой и кустарной промышленности. В годы гражданской войны и “военного коммунизма” процесс национализации принял почти тотальные формы. Новым Декретом от 7 июля 1921 г. предусматривалось право любого гражданина открыть кустарное или промышленное производство. В декабре 1921 г. был принят Декрет о денационализации мелких и части средних предприятий промышленности. Они были возвращены прежним владельцам или их наследникам. Была разрешена и аренда средств производства, причем было сдано в аренду более трети всех промышленных заведений (преимущественно мелких и средних). Стали привлекать иностранный капитал. Возникли концессии, т.е. аренда советских предприятий зарубежными предприятиями. Первая концессия была учреждена в 1921 г., в 1922 г. их было 15, в 1926 г. — 65. Концессии были крупными предприятиями и действовали в основном в капиталоемких отраслях тяжелой промышленности РСФСР и Грузии: в горной, горнозаводской, деревообрабатывающей. Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Ему с 1922 г. было предоставлено право выпуска взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков новой денежной единицы — червонца, имевшего золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7,74 г чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения. В первой половине 20-х гг. в стране утверждалась смешанная экономика, которая постепенно приобретала свою внутреннюю логику развития. Но НЭП — это не только экономическая политика. Развитие рыночных отношений органически предполагает демократизацию политической системы, государственного аппарата власти и управления. Поворот к НЭПу был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства — крестьян, рабочих, интеллигенции, а не в результате пересмотра политико-идеологических основ правящей партии — они остались прежними: “диктатура пролетариата”, “руководящая роль партии”, “государство — главный инструмент строительства социализма”. Продолжая курс на социализм, новая экономическая политика была расчитана на то, чтобы путем лавирования, социального компромисса с мелкобуржуазным большинством населения двигаться к намеченной цели, хотя и более медленно, но зато с меньшим риском. Поэтому ничего и не изменилось во взаимоотношениях коммунистической партии и государств, — партия монополизировала все государственные структуры. Функционирование НЭПа, смешанной экономики, сопровождалось оживлением разномыслия в идеологической области. Раздавались требования свободы слова и печати. Даже сам Ленин сначала высказывался за расширение этих свобод, но в “известных пределах”. Однако, испугавшись “проникновения буржуазных идей”, руководство большевиков объявило им войну. Все же под давлением объективных экономических требований, связанных с расширением товарно-рыночных отношений, правительству пришлось пойти на некоторое ослабление запретов “свободы печати”. С осени 1921 г. стали появляться частные издательства, выходить журналы критически настроенной по отношению к советской власти интеллигенции: “Экономист”, “Новая жизнь” и др. В них либерально мыслящие ученые, философы, экономисты, публицисты выражали надежду, что новые экономические реалии побудят власти отказаться от преследования инакомыслящих, создадут условия для свободного обмена идей. Уже в июне 1922 г. многие журналы были закрыты. Это соответствовало установке большевиков: партия руководит не только политикой, но и идеологией, культурой. Началась подготовка к выселке из страны “инакомыслящих ученых, представителей интеллигенции”. В крупных городах проводились аресты деятелей науки и культуры. За границу были высланы выдающиеся философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин; историки А.А. Кизеветтер, С.П. Мельгунов, А.В. Флоровский; экономист Б.Д. Бруцкус и др. Новая экономическая политика совместила в себе с самого начала две противоречивые тенденции: одна — на либерализацию экономики, другая — на сохранение монополии коммунистической партии на власть. Эти противоречия не могли не видеть В.И. Ленин и другие лидеры партии. Сложившаяся в 20-е гг. нэповская система, таким образом, должна была способствовать восстановлению и развитию народного хозяйства, разрушившегося за годы империалистической и гражданской войн, но, в то же время эта система изначально заключала в себе внутреннюю противоречивость, неизбежно приводившую к глубоким кризисам, непосредственно проистекающим из природы и сущности НЭПа.
Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи (номиналу), последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив Китаю в 2010 году.
Отличительными чертами японской экономики в период «экономического чуда» были:
объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу; взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством; гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях; активное профсоюзное движение. Теоретической основой политики правительства в этот период стала кейнсианская теория о необходимости государственного регулирования рыночной экономики с учетом специфических этнических условий страны. Стимулируя накопления с последующим инвестированием национальной экономики, правительство проводило политику "низких процентов" на основе регулирования цен и невысоких процентных ставок. Активное проведение политики протекционизма в автомобилестроении с одновременным облегчением доступа иностранных технологий привел к быстрому развитию отрасли. Если в 1946 г. в Японии было собрано 110 легковых автомобилей, в 1962 г. фирма "Тойота" экспортировала только 0,2% от общего импорта иностранных автомобилей в США, то в 1972 г. доля "Тойоты" составляла уже 16%.
60-70-е гг. были периодом быстрого развития материалоемких отраслей: металлургии, нефтепереработки, химических производств. Одновременно активно развиваются наукоемкие отрасли, происходит сокращение энергоемких производств, реконструкция текстильной, судостроительной и ряда других отраслей промышленности.
Быстрому подъему экономики Японии способствовал ряд факторов.
Эффективное использование достижений НТР. Япония умело применяла достижения мировой научной мысли, приобретая патенты, лицензии, ноу-хау и реализуя их на практике. Это позволило обеспечить экономию денежных средств и сделать на основе уже достигнутого другими странами научно-технического уровня колоссальный рывок в науке и технике (рис. 24).
Отсутствие собственных сырьевых ресурсов ограничивало возможности для экстенсивного роста и предопределило необходимость интенсивного пути развития. Япония вынуждена была импортировать 99% необходимых природных ресурсов (100% бокситов и никеля, хлопка, натурального каучука, более 90% нефти, железной руды, цветных металлов). Ограниченность природных ресурсов вынудила Японию не только постоянно проводить модернизацию производства, осуществлять разработку и внедрение материало- и энергосберегающих технологий, но и развивать экспортную ориентацию экономики. Экспорт национальной продукции должен был обеспечить финансовые средства для импорта сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов. Ориентация на экспорт в условиях жесткой конкуренции потребовала от японской промышленности производить продукцию по самым высоким мировым стандартам, обеспечивать ее конкурентоспособность по таким параметрам, как цена, качество, сервисное обслуживание и т. п.
Основной целью антикризисного управления является регулирование кризисных и рисковых ситуаций, их предупреждение и преодоление негативных социально-экономических последствий в случае их наступления. Правительство Сингапура допускает падение экономики в текущем году на 5 %. Это самый глубокий экономический спад в стране с момента её провозглашения независимости в 1965 г. Чтобы поддержать компании и обеспечить занятость населения, из правительственных резервов выделен стабилизационный фонд в размере S$ 20,5 млрд, который будет финансировать 5 приоритетных направлений: Сохранение рабочих мест На сохранение рабочих мест выделено S$ 5,1 млрд и создана специальная программа, которая выделяет дотации компаниям на выплату заработной платы местным работникам. Программа выплачивает часть заработной платы работникам, проходящим (пере) обучение. Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун посоветовал «поднажать на обучение», которое поможет сменить род деятельности сокращённым специалистам. Несмотря на то, что многие предприятия сильно пострадали от кризиса, другие сферы продолжают развиваться и испытывают нехватку трудовых ресурсов. Примерно S$5,8 млдр правительственных средств будет направлено на поддержку банковских займов. Благодаря новой программе, правительство обязуется компенсировать вероятные потери банков в объёме 80 % при займах до S$ 5 млн, а при займах на развитие торгового бизнеса – до 75 %. Для обеспечения движения денежных средств будут приняты следующие меры: o в 2009 г. предоставляется скидка в 40 % с налога на промышленную и коммерческую недвижимость; o в течение одного года будет действовать скидка в 30 % с дорожного налога для грузовых транспортных средств, автобусов и такси; o начиная с 2010 г. ставка корпоративного дохода на прибыль будет снижена до 17 %. Правительство Сингапура выделяет S$ 2,6 млрд в помощь гражданам для противостояния экономическому спаду. В 2009 г. часть этих средств пойдёт на компенсацию 20 процентного подоходного налога для жителей Сингапура и 40 процентного налога на собственность для владельцев, которые сами проживают в облагаемой налогом недвижимости, а не сдают её внаём. Немалые субсидии выделяются на покупку государственного жилья: в этом году новые квартиры в муниципальных домах будут продаваться по цене ниже рыночной. 5. Усовершенствование инфраструктуры Подобно многим странам, Сингапур увеличивает расходы на развитие инфраструктуры, что приведёт не только к созданию новых рабочих мест, но и улучшения имиджа страны в целом. Последние два года были периодом процветания гостиничного бизнеса в Сингапуре: доходы отелей достигли высочайшего уровня, а цены на проживание оказались в ряду самых высоких в Юго-Восточной Азии. В 2007 г. средний доход отеля от одного номера в сутки составлял S$ 176 (3 774 руб.), в 2008 г. он вырос до S$ 199 (4 268 руб.). Во время первой в Сингапуре гонки «Формулы-1», прошедшей в прошлом году, было проблематично снять номер дешевле S$ 1000 (21 453 руб.) в сутки. В настоящее время поток приезжающих в Сингапур существенно сократился, что привело к снижению заполняемости гостиниц на 30 %. Многие гостиницы вынуждены были прибегнуть к приличным скидкам. Некоторые сингапурские гостиницы решили не полагаться исключительно на иностранных гостей, а с помощью привлекательных предложений заманивают сингапурцев «остаться в отпуск» – отдохнуть, не покидая страны. Экономический кризис дал начало новой тенденции в частной собственности Сингапура. Мини-кондоминимумы с квартирами площадью не более 50 кв. м – неслыханное доселе новшество. Себестоимость строительства растёт, нехватка земли дает о себе знать всё ощутимее, поэтому местные компании-застройщики стараются сделать свой продукт доступнее. Если крошечные квартиры-студии в Сингапуре всё таки уже были, то их быстро растущее число – порождение сегодняшнего кризиса. В момент обретения независимости (1965 год) Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам. При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (а в 1990-е годы — уже свыше 1 млн. долл.). Были жёстко подавлены триады (мафиозные группировки). Личный состав полиции был заменён с преимущественно малайцев на преимущественно китайцев, т.к. они более дисциплинированы. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти (расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны. В итоге Сингапур (в соответствии с международными рейтингами) стал одним из наименее коррумпированных государств мира. Сегодня Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой (при этом низким налогообложением), в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения — один из самых высоких. А в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура, уже в 2006 году заняла 5-е место в мире. Сингапур намерен постоянно находиться в гуще глобальных научных идей, перемещения капиталов, ноу-хау в области ресурсов, технологии и рынков. Правительство стремится к тому, чтобы и в дальнейшем действующие в самых разных сферах ТНК открывали на его территории свои головные офисы. Благодаря этому они могут управлять своими подразделениями и в ЮВА, и во всем мире. Их деятельность дает дополнительные преимущества сингапурскому деловому миру, особенно его финансовым учреждениям, способствует поддержанию деловых контактов предпринимателей.
Южная Корея в 50-х годах ХХ века не просто находилась в кризисе, она была одной из беднейших стран мира, отставая по уровню ВНП от Нигерии и Папуа-Новой Гвинеи. В 1953 году ВВП на душу населения составлял всего 67 долларов. Еще каких-то полвека назад Южная Корея жила не лучше Эфиопии, Намибии или Сомали. Электричества не было в большинстве населенных пунктов, как и домов выше двух этажей. В столице страны Сеуле канализацией была обеспечена лишь четверть жилых домов. Использовать в еде рис могли себе позволить лишь 10% населения. Выбраться из нищеты не помогала даже огромная финансовая помощь со стороны США (12.6 млрд. долларов), которая распределялась коррумпированными чиновниками среди "своих" (украинцам это что-то уже напоминает). Стартовые позиции у Южной Кореи (в отличие от Украины 2014-2015 гг.) были не просто плохие, а очень плохие. - В стране не было никакой промышленности, вся она осталась на севере полуострова, в коммунистической КНДР, которой усиленно помогали Советский Союз и Китай. - В республике полностью отсутствовали полезные ископаемые, там даже не было строительного леса. - Население было поголовно бедным, безграмотным и сосредоточенным в сельской местности. - Даже сельскохозяйственными продуктами Республика Корея себя полностью не обеспечивала. Из этой данности, намного худшей, чем в Украине, и следовало исходить корейским лидерам в своем стремлении реорганизовать отечественную экономику. Date: 2016-02-19; view: 647; Нарушение авторских прав |