Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наркотики и наркомания





Наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих медицинских показаниях и соответствующих дозах. Остальные варианты использования этих препаратов (т.е. их медицинское употребление) относятся к категории злоупотреблений.

Наркотики (от греческого nаrkе — оцепенение; приводящий в оцепенение) — это сильнодействующие природ­ные (в основном растительные), а также синтетические веще­ства, парализующие деятельность центральной нервной систе­мы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю со­знания и смерть.

Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», опреде­ляется тремя взаимосвязанными критериями — медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский — если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немеди­цинского применения.

Социальный — если это немедицинское применение при­нимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.

Юридический — если, исходя из двух первых предпосы­лок, соответствующая инстанция (в нашей стране — это Мини­стерство здравоохранения РФ) признала это средство наркоти­ческим и включила в список наркотических средств.

В правовом отношении средство признается наркотическим толь­ко при наличии этих трех критериев.

Наркоман это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает со­стояние периодической или постоянной интоксикации (отравле­ния), представляющее опасность для него самого, и окружающих; который ввиду нарастающей толерантности (устойчивости к нар­котику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для полу­чения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препара­та, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями.

Наркомания (от греческого narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность, страсть) — это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количеств наркотических средств вследствие стойкой психической и физиче­ской зависимости от них с развитием синдрома лишения — абсти­ненции — в случае прекращения их приема.

Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторный прием наркотика в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркоманиииндивидуальную психическую зависимость.

Психическая зависимость — болезненное стремление принимать препарат, с тем, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта.

Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоян­ное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нару­шение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособ­ность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов (например, рвотного при чрезмерной дозировке). Начиная с первой стадии и на всем протяжении болезни растет толерант­ность к наркотику, а следовательно, требуется непрерывное уве­личение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состоя­ния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация.

Вторая стадияфизическая зависимость характеризуется не­преодолимым, т. е. компульсивным, влечением к наркотику, поте­рей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, т.е. абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркоти­ческого средства.

Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуще­ствляется не столько для эйфоризации, сколько для выравнива­ния своего физического состояния при синдроме лишения (отня­тия) наркотика, т.е. абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через 12—48 ч после прекращения приема наркотика. Со­стояние абстиненции (называемое ломкой при опийной наркома­нии) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желу­дочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюно­течение, повышенную секрецию желез. Такие явления сопровож­даются и психическими симптомами: бессонницей, подавленно­стью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами исте­рии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в со­стоянии абстиненции направлены только на одно — во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстинен­ции.


Третья стадия развития наркомании — синдром измененной ре­активности — отражает наиболее глубокую перестройку организ­ма при хронической интоксикации, максимально возросшую то­лерантность, многократно превышающую физиологические воз­можности обычного человека, снижение защитных реакций, из­менение формы потребления наркотика и формы опьянения. Воз­никает истощение всех систем организма, возможна полинарко­мания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии.

Специфика воздействия различных интоксикантов на организм человека положена в основу Международной классифи­кации наркотиков и психотропных веществ. В соответствии с этим документом, различают следующие их группы:

· препараты опия;

· снотворные и седативные средства;

· кокаин;

· препараты индийской конопли;

· психостимуляторы;

· галлюциногены.

Опийная наркомания (опиизм) развивается при наркотизации такими веществами, как опий-сырец и все его производные: опи­аты (естественный продукт), а также полусинтетические и синте­тические препараты и лекарственные средства с подобным дей­ствием (героин, морфин, промедол, омнопон, дионин, кодеин, фентанил, фенадон, метадон, пентазоцин и др.).

Объективные признаки опьянения опиатами: бледность и сухость кожи, низкое артериальное давление, сужен­ные, почти точечные зрачки, не реагирующие на свет (миоз).

Начинающий опиоман малоподвижен, не реагирует на внешние раздражители, сидит молча, предаваясь своим мечтам и фантази­ям. У него отсутствует аппетит, его не преследует жажда; он прояв­ляет полное равнодушие к сексу, испытывает только покой и же­лание остаться наедине со своими ощущениями.

Но поведение опийного наркомана со стажем совершенно иное: ускоренное мышление сочетается с благодушным настроением и быстрой речью.

При передозировке опиатов (особенно частой при приеме геро­ина) сознание полностью утрачивается, сон переходит в коматоз­ное состояние, больной имеет вид глубоко спящего, но разбудить его невозможно. Узкие зрачки совершенно не реагируют на свет. Нарушается дыхание вплоть до паралича дыхательного центра, завершающегося смертельным исходом. Частые передозировки при героиновой наркомании обусловлены незначительным количествен­ным расхождением между наркотической и смертельной дозами этого интоксиканта.

Снотворные и седативные средства, вызывающие зависимость:

барбитураты — этаминал-натрий (нембутал), барбамил (амитал-натрий), барбитал-натрий, эстимал, мединал, гексобарбитал, веронал (барбитал), люминал (фенобарбитал), фанодорм (цикло-барбитал) и др.;

ноксирон — производное пиридинового основания;

транквилизаторы (психотропные вещества, уменьшающие чув­ство напряжения, тревоги, страха) — седуксен (синонимы — сибазон, реланиум, диазепам), элениум, феназепам, тазепам (нозепам), а также транквилизаторы других химических групп — триоксазин, мепробамат и др.;

снотворное бензодеазипинового ряда — радедорм.

 

Наркотическая зависимость от барбитуратов называется барбитуроманией или барбитуровой наркоманией. Зависимость от других средств этой группы — токсикоманией снотворными или седативными средствами.


Объективные признаки, сопутствующие приему барбитуратов: расширенные зрачки, покраснение лица и верх­ней части туловища, резкая мышечная слабость. Последнее вы­нуждает вводить наркотик, лежа во избежание падения. На следую­щем этапе наблюдается повышенная двигательная активность, сопровождаемая ничем не обоснованным весельем. Опьяненный способен критически оценить свое поведение, речь его бессвяз­на, он как бы оглушен и не понимает смысла обращенных к нему вопросов.

Барбитуровая интоксикация у подростков приводит к искаже­нию восприятия ими окружающего. Это одна из причин того, что в компаниях барбитуроманов часто случаются драки. Возникают ничем не обоснованные случаи агрессии по отношению к посто­ронним людям.

Отличить у подростка опьянение сно­творными от алкогольного опьянения можно по следующим признакам: расширенные зрачки, слабая их реакция на свет; качательные движения глазных яблок при крайнем их отведении в сторону; сероватый оттенок кожи, покрытой сальным налетом и пора­женной гнойничковыми высыпаниями; коричневый плотный налет на спинке языка; редкий пульс и, соответственно, низкое артериальное давление (при алкогольном опьянении наблюдает­ся повышенное артериальное давление и частый пульс); сниже­ние температуры тела на 0,5— 1°С ниже нормы (при опьянении алкоголем обычно наблюдается повышенная температура тела).

Транквилизаторы по своему действию на организм менее опас­ны, чем барбитураты. При их употреблении дольше не развивается физическая зависимость. Но психические осложнения при регу­лярном приеме транквилизаторов проявляются уже на первой ста­дии, особенно в процессе интеллектуальной деятельности, а также, если работа требует точности, согласованности действий и бы­строты движений. Транквилизаторы стимулируют эмоциональные расстройства, усиливают озлобленность, конфликтность, агрес­сивность поведения. Физическая зависимость от транквилизаторов, выражающаяся тяжело протекающей абстиненцией, представляет смертельную опасность, поэтому требуется своевременная госпи­тализация и квалифицированная помощь больному.

Злоупотребление транквилизаторами, несмотря на то, что у них более высокий терапевтический индекс (т. е. значительна разница между комфортной и смертельной дозами), не исключает передо­зировок, особенно на начальных этапах, когда наркоман еще не определил степень переносимости препарата. Передозировки слу­чаются и на более поздних стадиях токсикомании транквилизато­рами, так как в состоянии опьянения (как при алкоголизме и барбитуромании) теряется контроль за количеством принятого пре­парата. Но опасность смертельного исхода возникает лишь в случае принятия очень большого количества препарата, превышающего в 30 — 40 раз терапевтические дозы. Это один из факторов, объяс­няющих предпочтение, оказываемое наркоманами в последние годы транквилизаторам по сравнению с барбитуратами.


Кокаин — это алкалоид, содержащийся в листьях тропического растения кокаиновый куст. По фармакологическому воздействию на организм кокаин может быть отнесен к группе стимуляторов, оказывающих одновременно эйфорическое действие.

Прием кокаина вызывает возбуждение, затем угнетение цент­ральной нервной системы, подавляет чувствительность нервных окончаний, поэтому может использоваться как местное обезболи­вающее средство. При частом употреблении в качестве наркоти­ческого вещества приводит к кокаинизму.

Вдыхание порошка кокаина создает ощущение благополучия, возбуждает, бодрит, стимулирует прилив сил, повышает самоуве­ренность, веселит, подавляет ощущение голода и усталости, ак­тивизирует сексуальную функцию. В результате паралича оконча­ний нервов снижается чувствительность слизистых оболочек в ме­стах их соприкосновения с кокаином. После окончания действия наркотика паралич самоустраняется, а ощущения голода и устало­сти не только восстанавливаются, но и возрастают. Поэтому воз­никает потребность в приеме новой порции кокаина, обеспечиваю­щей повторное появление приятных зрительных, слуховых и ося­зательных ощущений.

Время приятного воздействия порции кокаина не превышает 25 — 40 мин. Возрастание повторно принимаемых доз кокаина вы­зывает привыкание и толерантность к наркотику в течение не­скольких суток и приводит к полному изнеможению наркомана, его нервному истощению, бессоннице, подавленности.

Воздержание при кокаинизме сопровождается менее мучитель­ной ломкой, чем у морфинистов. Но симптомы отчуждения про­являются четко: бессонница, крайняя усталость, нервозность, подавленность, мания преследования, отсутствие аппетита. У муж­чин к этому времени формируется импотенция.

Предпочтение кокаину отдают богатые наркоманы из-за того, что отравление им наступает не сразу, а лишь при длительном упот­реблении. Привлекает и то, что не надо вводить его внутривенно, приводя в негодность кровеносные сосуды. Даже втягивать в себя дурно пахнущий дым, как при гашишизме, тоже не нужно. Вдохнул в себя немного «серебристой пыли» — порошка кокаина — и полу­чил желаемое состояние: после первых доз — легкое головокруже­ние и незначительную боль в голове, которые вскоре сменяются повышенной интеллектуальной активностью и приятным само­чувствием.

Особенности действия кокаина: возникновение гра­фомании — пишутся письма, заявления с неоднократно повторя­ющимися пространными рассуждениями. Возбуждение, продолжаю­щееся около двух часов, сменяется упадком сил, апатией, подавленным состоянием. Появляются иллюзии и галлюцинации, не­редко сопровождающиеся страхом. По мере привыкания к кокаи­ну снижается память. Характер наркомана изменяется, приобретая такие черты, как черствость, мнительность, подозрительность и, главное, — эгоизм.

Внешние признаки кокаиниста: зрачки расширяются, их реак­ция на свет вялая, глаза приобретают своеобразный блеск, ап­петит снижается. Кожа становится бледной, мышцы — дряблы­ми. Некоторым представляется, что под кожей у них заложены кристаллы кокаина или что там ползают черви, жуки, пауки, клопы.

Постоянный прием кокаина приводит к полному физическо­му истощению организма, сердечно-сосудистым нарушениям, снижению иммунитета, а в результате возникает повышенная предрасположенность к инфекционным заболеваниям, в том чис­ле гепатиту, заражению крови; часты тромбозы вен. Для нюхаль­щиков кокаина характерно разрушение носовой перегородки с последующим западением спинки носа. При длительном упо­треблении кокаина после приема дозы больным кажется, что их в пустой комнате окружают звери (чаще всего мелкие животные — мыши, крысы и т.д.), люди, которые строят им зловещие рожи, угрожают. Возникают также слуховые галлюцинации комментиру­ющего, осуждающего характера в виде монологов и диалогов. В диалогах одни голоса их ругают, оскорбляют, другие — жалеют, защищают. Больным кажется, что они попали в сферу действия потусторонних сил, электромагнитного поля, космического излу­чения. И выхода нет.

Нередки случаи смерти кокаиниста от острой сердечной недо­статочности или из-за передозировки, в состоянии психоза, в ре­зультате суицида.

Препараты индийской конопли.

Из пестиковых цветков конопли готовят смолообразный суше­ный препарат гашиш (в нем 8— 12% каннабинола). А из сушеных верхушек конопли — с цветами, верхними ли­стьями и плодами (округлые орешки диаметром 1,5 — 2 мм) — получают коричневую массу, похожую на молотую сухую траву или специи. Это — марихуана.

Особенности действия препаратов из конопли: первые пробы вызывают дрожь, озноб (перемежающиеся прили­вами крови к лицу), ощущение горечи во рту, тошноту, иногда сопровождаемую рвотой. Через некоторое время возникает сухость слизистых оболочек, чувство жажды, сильного голода, перерастаю­щего в спазмы желудка, и лишь затем по всему телу разливается тепло, нарастает состояние легкости, невесомости. Появляется желание прыгать, танцевать, неудержимо смеяться. Малейшее дви­жение, изменение позы вызывают приступы смеха. Ускоряется темп мышления, мысли текут чередой, быстро сменяя друг друга, а часто — наплывая одна на другую. Слова не выражают четких мыс­лей. Курильщик теряет контакт с окружающими. Ему кажется стран­ным, что они не разделяют его веселья, появляется раздражитель­ность, злобность. На этом фоне рождаются фантазии и иллюзии.

Окружающий мир окрашивается в яркие цвета, звуки становятся гулкими, громкими, иногда приобретая звучание «эха».

Как гашиш, так и марихуана в основном воздействуют на сфе­ру восприятия, затрагивая и слух, и обоняние, и осязание, и вкус, но больше всего — зрение. В зависимости от дозы, окружающей обстановки, настроения у наркомана происходят самые разнооб­разные искажения восприятия. Вслед за возникающими на первых порах экзальтацией и чувством безопасности следует стадия угне­тения: окружающий мир изменяется, краски тускнеют, исчезают иллюзии, гаснут фантазии, затормаживается мышление. Появля­ются бредовые идеи преследования, вызывающие страх, настрое­ние ухудшается.

Наиболее заметными внеш­ними отличительными признаками опьянения подростков препа­ратами конопли (с которых чаще всего начинается приобщение к наркотикам) являются покраснение глаз, расширение зрачков и беспричинный громкий смех.

Психостимуляторы группа наркотиков-стимуляторов, фор­мирующих наркоманическую зависимость при их употреблении. К числу наиболее известных из них помимо кокаина относят эфед­рин (из которого кустарным путем получают эфедрон), первитин (метедрин), амфетамин (бензедрин, фенамин), прелюдии (грацидин), экстази (МДМА — метилендиоксиметиламфетамин

Особенности опьянения стимуляторами состоят в следующем.

Длительность наркотического опьянения, т.е. интоксикации, присущей первой и второй фазам, колеблется в пределах 1 — 6 ч в зависимости от стажа потребления наркотика и способа его вве­дения. Эйфория, возникающая независимо от способа приема стиму­ляторов, выражается в любви ко всем людям, приятных ощуще­ниях и легкости во всем теле, концентрации внимания на этих ощущениях, обездвиженности.

Объективные симптомы: бледность кожи, сохраняющая­ся на протяжении всех фаз наркотизации; широкие зрачки; сухие, постоянно облизываемые губы; огрубение голоса; блестящий, слов­но лакированный язык ярко-малинового цвета; повышенное дав­ление, частый пульс; повышенные сухожильные рефлексы.

Объективные признаки третьей фазы интоксикации: необычайная подвижность, не имеющая смысла суетливость, рез­кие движения, выдающие нарушение их координации; следы инъек­ций на венах. Все это должно насторожить и родителей, и педаго­гов, даже не имеющих опыта диагностики наркоманий.

В четвертой фазе опьянения стимуляторами (в фазе выхода) вместо эйфории подросток ощущает подавленность, раздражитель­ность, стремление к одиночеству. Характерны боли в области серд­ца, перебои в сердечной деятельности, учащение пульса, сопро­вождающиеся чувством опустошенности, слабостью, сонливостью, вялостью, бессилием, обездвиженностью, присущими состоянию прострации.

Полное разрушение психической сферы происходит в течение 1,5 — 2 лет.







Date: 2015-12-12; view: 1064; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию