Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики
Налоговая система ориентирована на решение фискально-перераспределительных задач, на обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета путем изъятия денег у предприятий, предпринимателей, населения. Также налоги должны способствовать формированию стимулов в развитии и улучшении производственной деятельности. Предприятия не должны испытывать налоговый пресс, который мешает производству нормально функционировать. На рис. 18 представлены основные принципы налогообложения.
Для рассмотрения налоговой политики государства, даже в самом общем виде, необходимо ввести понятия налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база – это сумма денежных доходов или имущества, подлежащая налогообложению. Налоговая ставка – процент от налоговой базы, изымаемый в качестве налога того или иного вида. Выделяют следующие виды налогообложения: - пропорциональное, при котором налоговая ставка составляет неизменный процент от налоговой базы; - прогрессивное, при котором налоговая ставка растет по мере увеличения налоговой базы; - приростно-прогрессивное, при котором налог по более высокой ставке взимается не со всей суммы дохода/стоимости имущества, а с его прироста; - регрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка снижается по мере увеличения налоговой базы. Государство, для которого налоги являются основным источником доходов бюджета, должно тщательно выбирать налоговые ставки и налоговые базы различных налогов. Если налоговые ставки или базы слишком малы, то в федеральный бюджет поступает мало средств, в результате уменьшаются возможности влияния государства на экономику. Если же налоговые ставки/базы слишком велики, то это приводит к снижению деловой активности (снижению совокупного спроса, производства и, следовательно, совокупного предложения товаров, безработице, снижению доходов населения и бизнес-сектора) и, следовательно, опять же к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, перед государством стоит очень сложная задача – установить такие налоговые ставки и налоговые базы различных налогов, чтобы, с одной стороны, обеспечить приток средств в государственный бюджет, а с другой стороны, - высокую деловую активность в стране. Американский экономист Лаффер (советник Р. Рейгана при проведении налоговой реформы) доказал, что если по оси абсцисс отложить совокупную налоговую ставку (процент от доходов, изымаемый при уплате всех видов налогов), а по оси ординат – налоговые поступления в бюджет, то связь между ними будет иметь вид параболы, которая получила название кривой Лаффера (см. рис. 13). Рис. 13. Кривая Лаффера. Налоговые поступления в бюджет Кривая Лаффера показывает, что при повышении налоговых ставок до определенной величины (вершина параболы - в среднем, от 40 до 60% налоговой базы), происходит рост налоговых поступлений в бюджет. Однако при дальнейшем увеличении налоговых ставок наблюдается снижение налоговых поступлений в бюджет из-за утаивания налогов или перерегистрации юридических лиц в налоговых гаванях (оффшорах) – странах или регионах с хорошим налоговым климатом, то есть с низким налоговым бременем. Более того, если совокупная налоговая ставка (которая также называется совокупным налоговым бременем и исчисляется в процентах от суммы доходов физических и юридических лиц в стране) превышает 40 – 60%, то это чревато не только снижением доходов госбюджета, но и стагфляцией – одновременно наблюдающимися спадом производства и инфляцией. Для того чтобы обеспечить приток средств в государственный бюджет и не подорвать основы экономического роста, налоговая политика должна соответствовать следующим требованиям:
Билет № 25
Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) — один из важнейших (наряду с денежно-кредитной политикой) методов осуществления государственной экономической политики. Она предполагает манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации. Различают дискреционную и недискреционную политику государства. Дискреционная политика — это целенаправленное принятие определенных мер для стимулирования экономики в период спада и сдерживания экономики в период бума. Недискреционная политика (автоматическая политика, политика использования встроенных стабилизаторов) — это принятие и законодательное закрепление каких-либо мер, которые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства. Дискреционная налогово-бюджетная политика — сознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации. Различают дискреционную стимулирующую и дискреционную сдерживающую налогово-бюджетную политику. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться ростом дефицита государственного бюджета, т.е. накапливающимся превышением расходов над доходами. Она проводится в целях борьбы со спадами, с безработицей и сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюжетной политики осложняется трудностью правильного выбора момента для ее реализации, точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую еще называют политикой встроенной стабильности. Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от принятия решений правительством. Хороший пример автоматической налогово-бюджетной политики — прогрессивные (и даже пропорциональные) налоги. В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это немного стимулирует экономику к росту. В случае подъема, «перегрева» доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейший подъем, чреватый кризисом перепроизводства. Конечно, встроенные стабилизаторы не всесильны, они не могут решить все проблемы, но этот вид политики успешно выполняет роль амортизатора в экономике и дополняет мероприятия дискреционного характера. В целом можно сказать, что бюджетный дефицит выступает в качестве стимула развития экономики, а бюджетные профициты — в качестве сдерживающего элемента.
Билет № 26 Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками. Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах. Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная. Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:
Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:
Кооперативная модель, как правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие. Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:
Билет № 27
|