Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антимонопольная политика государства, ее особенности и проблемы в России





Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и другие потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Монополия переводится с греческого как "один продаю". В узком, строгом смысле монополия – это отрасль, состоящая из одной фирмы, то есть когда продукт производится единственной фирмой. Однако, на практике понятие монополиста используют в широком смысле, понимая под монополией рыночную ситуацию, когда одна или незначительное число фирм отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, то есть контроль за ценами, объемами производства и направлениями продаж, производимых ими товаров и услуг.

Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным потерям, которые возникают в следствии того, что:

- покупателям приходится платить более высокие цены;

- для поддержания высоких цен монополист может сознательно ограничить производство отдельных видов товаров и услуг;

- монополия ведет к техническому застою производства и качества продукции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два направления:

1. Разработка и принятие специального антимонопольного законодательства.

2. Формирование системы органов, осуществляемых антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного законодательства уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался термин «монополия» принято считать конституцию о ценах императора Зенона, принятую в 483 году. В тех странах, которые имеют длительный период развития рыночной экономики, проблемы функционирования крупных фирм возникали еще полтора века назад.

До перехода к рыночной экономике, конкуренции между производителями в России не было вообще. Производство продукции распределял Совет министров страны по крупным предприятиям, и практически любое из них можно, с точки зрения западных экономистов, отнести к классической монополии. Например, в автомобилестроении за каждым заводом, выпускающим легковые автомобили, был закреплен свой вид, или класс автомобилей. Разнообразие автомобилей было минимальным, и власти считали, что за счет этого государство экономит на ненужных рекламных издержках, маркетинге и т.п. Конкуренция рассматривалась как непроизводительное расходование общественных средств.

Продукция отечественных товаропроизводителей во многом неконкурентоспособна по сравнению с товарами западных фирм. Одной из причин этого положения явилось отсутствие стимулов у российских предприятий к созданию более совершенной продукции, снижению себестоимости (издержек производства).

В 1991г. был принят первый нормативный документ – Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он должен был ограничивать монополистическую деятельность и этим отличался от подобных законов американского типа, где монополии формально запрещены.

Закон делится на две части: репрессивная (запреты и санкции) и созидательная (поддержка новых экономических структур, предварительный контроль над созданием крупных предприятий и их объединений).

Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, названного закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования экономики включает в себя элементы, представленные на рис.

 


При общей благосклонной оценке усиления значимости антимонопольного регулирования специалисты отмечают комплекс проблем в этой области.

Эти трудности в России связаны в первую очередь как с уровнем принимаемых в этой сфере нормативных актов (нечеткость и непоследовательность законодательных требований, неоправданно частые изменения законодательства), так и с качеством правоприменительной деятельности — отсутствие единой процедуры рассмотрения антимонопольных дел, низкий уровень процессуальных гарантий, отсутствие разработанных стандартов доказывания, широкие полномочия антимонопольного органа, создающие почву для злоупотреблений.

Антимонопольное законодательство налагает существенные ограничения на свободу хозяйствующих субъектов в выборе способов ведения предпринимательской деятельности. При этом ему присуща уникальная для российской правовой системы структура — оно состоит из широкого перечня абстрактных запретов.

В подавляющем большинстве случаев Федеральным законом «О защите конкуренции» запрещается не само действие, а тот эффект, к которому действие может привести. Неудивительно, что подобное строение антимонопольных норм влечет за собой большие трудности и для хозяйствующих субъектов, и для судей, сотрудников антимонопольного органа и практикующих юристов, привыкших к формальной определенности правовой нормы.

Билет № 17
Основные направления регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
    • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
    • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
    • защита интересов и прав потребителей
    • установление стандартов и мер
    • предупреждение споров между предпринимателями
  2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
  3. Решение макроэкономических проблем:
    • пропорциональность развития экономики
    • темпы экономического роста
    • объем национального производства
    • внешнеэкономические связи страны
    • уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос. регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

  1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
  2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
  3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
  4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов
  5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

  1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
  2. Информационное обеспечение и контроль за выполнением нормативов и ограничений
  3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

Date: 2016-02-19; view: 743; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию