Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стрелецкие бунты





В конце апреля 1682 года умирает царь Федор Алексеевич, и правительству вновь приходится решать вопрос о приемнике. Положение было почти такое же, как после смерти Ивана Грозного. Из двух царевичей, старший Иван был слабоумен, десятилетний же Петр выказывал необычайные способности. Возведение Ивана на престол повлекло бы за собой на все время его царствования необходимость передать правление в чужие руки и, естественно, прежде всего усилило бы значение власти Софьи, как самой умной из особ царской фамилии. Избрание Петра потребовало бы также боярской опеки на непродолжительное время.

Царем стал Петр. Царица Наталья становилась регентшей, она должна была править страной до совершеннолетия сына. Такой поворот событий не устраивал Милославских, ибо теперь они должны были уступить место Нарышкиным и оказаться в положении опальных. Милославские решили вступить в борьбу и попытать счастья интригами и заговорами сохранить за собой власть.

Беспомощный царевич Иван, естественно, не мог возглавить заговор. Во главе его встала старшая сестра Ивана царевна Софья - умная, ловкая и честолюбивая настолько, что сама мечтала овладеть троном. Ею была сформирована оппозиционная "партия", в которую вошли боярин В.В.Голицын, И.А.Хованский, И.М.Милославский. И когда на площади Кремля криками толпы было высказано предпочтение не старшему Ивану, а Петру, эта "партия" стала действовать, а в качестве орудия борьбы за власть ими были избраны стрелецкие полки.

Ядром русской военной силы в XVII были стрельцы, которые не раз отличались на поле брани и в мирной гарнизонной службе, однако они к концу столетия превратились в "государство в государстве", в образования, мало подчинявшиеся правительству и представлявшие собой некий род "вольницы". На этих буйных, мало управляемых людей и решила поставить Софья.

Между стрельцами постепенно возрастало волнение из-за распространяемых всякого рода слухов и сплетен. Был распространен слух, будто "Ивашка Нарышкин издевался над царевичем Иоанном, примерял его корону, а потом несчастного и порешил". Поднялась тревога; стрельцы схватились за оружие, во многих церквях ударили в набат; громадные толпы пьяных стрельцов ворвались в Кремль. Толпа на площади ревела о смерти Ивана. Царица Наталья, взяв на руки царевичей Петра и Ивана, в сопровождении патриарха и бояр вышла на Красное крыльцо. Стрельцы, уверенные, что царевича Ивана нет в живых, были поражены его появлением. Однако пьяную толпу легко спровоцировать на беспорядки, но трудно успокоить. После небольшого затишья агенты Софьи стали требовать выдачи изверга Ивана Нарышкина, который глумился над царевичем. Бунтовщики снова бросились штурмовать Красное крыльцо. Стрельцы ворвались во дворец; у них был список обреченных на смерть, составленный заранее, числом до сорока человек. Их попытался остановить князь Долгорукий, однако безумная толпа пронзила десятками копий грузное тело князя. Это была первая жертва кровавого бунта. Два дня лютовали бунтовщики в Москве, убивая и грабя жителей. Нарышкины были разгромлены - страшной смертью погибли Матвеев, Иван Кириллович. Царица заперлась с сыном во дворце, дрожа от страха.

Царевна Софья, как бы из желания прекратить бесчинства, позвала к себе выборных стрельцов и объявила, что назначает на каждого стрельца по десять рублей. Эта сумма, независимо от жалования, идущего стрельцам, будет собрана с крестьян и церковных имений. Софья именовала стрельцов "надворною пехотою" и уговаривала больше никого не убивать и сохранять спокойствие. Главным начальником над стрельцами она назначила князя Хованского.

Стрельцы составляли всю силу в Москве, они были преданы Софье, предавали ей в руки верховное правление, но ни Софья, ни стрельцы не закончили своего дела: на престоле все-таки оставался Петр, а за ним была русская земля, избравшая его царем. Необходимо было придать делу благовидность.

По приказу Хованского, действовавшего ревностно в пользу Софьи, стрельцы принесли царевне челобитную, написанную уже не только от имени стрельцов, но и "многих чинов Московского государства". В ней изъявлялось желание, чтобы на престоле царствовали оба брата, а в заключении было сказано, что если кто-то будет не согласен, то стрельцы опять придут с оружием. Софья передала эту просьбу боярской думе. Думные люди собрались, пригласили патриарха и властей. Большинство понимали, что необходимо заслужить благосклонность Софьи и стрельцов. Они стали доказывать, что двуцарствие будет полезно для правления государством, приводя примеры из византийской истории, когда одновременно царствовали двое государей. Для освещения этого нововведения нужно было утвердить его земским собором, но выборные люди, бывшие в Москве, уже разъехались. Прибегнули к обману: созвали людей разных званий, готовых говорить то, что им прикажут стрельцы и дали этому сборищу вид земского собора. Это сборище единогласно приговорило быть на престоле двум царям и старшинство предоставить Ивану Алексеевичу. Через три дня стрельцы подали боярам новую челобитную, чтобы по молодости обоих государей правление было передано царевне Софье Алексеевне.


Так совершалось похищение верховной власти при помощи войска, напоминавшего римских преторианцев и турецких янычар. Но образовавшееся вновь правительство было вынуждено потакать стрельцам, которые его создали и поддерживали.

Трудно власть завоевать, но еще трудней ее удержать. Последующие пять лет прошли в борьбе со стрелецкой вольницей. Разбуженная самой Софьей, толпа долго не желала утихать, почувствовав свою силу. Снова царице пришлось пойти на хитрость, снова проливать реки крови, хотя образованная и неглупая, она понимала, что долго "сидеть на штыках нельзя". Ее взоры уже устремлялись на Запад, Софья уже была блика к реформам, к желанию вытащить Русь из болота рутины, но руки у нее оказались связанными внутренней смутой.

Князь Хованский, испытывавший влияние крупного раскольника Никиты Пустосвята, требовал назначения прилюдных споров о вере. Для Софьи, выросшей на никонианских реформах, возвращение к старому было неприемлемо, но отказать впрямую всесильному начальнику стрельцов она не могла. Пришлось прибегнуть к провокации. С помощью верного Василия Голицына, с которым у Софьи был роман, она заманила Никиту Пустосвята в Грановитую палату, где и прошла дискуссия священника - раскольника с патриархом. Причем Софья грубо вмешивалась в разговор духовных лиц и в конце обвинила Никиту в рукоприкладстве. Через несколько дней священник был схвачен, обвинен в покушении на патриарха и казнен. Оставалось расправиться с "псом", который когда-то оказал Софье неоценимую услугу, возведя ее на престол, - С Иваном Андреевичем Хованским. Сама Софья даровала ему опасное могущество, назначив начальником стрельцов. Все стрельцы были ему преданы больше, чем царевне, и готовы были на все, что бы он не затевал.

С присущим ей коварством Софья осуществила еще одно грязное убийство, которое могло стоить ей самой жизни. Второго сентября в Коломенском селе оказалось прилепленным к воротам подметное письмо. В нем извещалось, что Хованский собирается убить обоих государей, царицу Наталью, царевну Софью, патриарха и архиереев. Софья со всем царским семейством немедленно переехала в монастырь Саввы Сторожевского и 5 сентября разослала с гонцами по разным городам грамоту, в которой говорилось, что мятеж, произошедший 15 и 16 мая с участием стрельцов, был организован Хованским, что князь планирует перебить всех бояр, оскольничих, думных и ближних людей. Думные люди, уже озлобленные против Хованского, приговорили его к смертной казни.

Совершив такое дело, Софья боялась мести со стороны стрельцов, она вместе с царской семьей отправилась к Троице и заперлась в монастыре. Опасения Софьи оказались не напрасны. Стрельцы заволновались, захватили Кремль, расставили караулы у всех московских ворот, ожидая, что на них нападут. Прошло несколько дней. Самонадеянность и наглость стрельцов сменилась малодушием. По требованию Софьи они отправились к Троице, по дороге встречаясь с людьми, созванными для их укрощения, что повергло стрельцов в ужас. Явившись перед Софьей, выборные во всем повинились. Царевна, проговорив им приличное нравоучение, приказала, чтобы все полки подали повинную челобитную.

На место бывшего начальника стрельцов Софья назначила преданного, но очень недалекого Федора Леонтьевича Шакловитого. Высокий, стройный, с выразительными чертами лица, он отличался именно той энергетической красотой, которая так нравится женщинам. Ради него Софья отвернулась от своего прежнего возлюбленного Василия Голицына, который не в пример Шакловитому, был мудрым и трезвым политиком.

Пришло время Софьи, долгожданная власть принадлежала ей, с этих пор она именем двух царей семь лет беспрекословно будет управлять государством.







Date: 2016-02-19; view: 992; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию