![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Иностранные инвестиции
Механизм реализации иностранных инвестиций (рис. 3.3) сводится к
Рис. 3.3. Механизм реализации иностранных инвестиций
вложению иностранным инвестором в объекты предпринимательской дея-тельности за рубежом (в нашем случае, в России) одинаковых для граж-данского законодательства любых стран следующих объектов гражданских прав: - денег (в национальной валюте, т.е. в рублях); - ценных бумаг (как в иностранной, так и в национальной валюте); - иного имущества (например, ввозимого по международному лизин-гу промышленного оборудования); - имущественных прав, имеющих денежную оценку (предоставляют-ся, чаще всего, в рамках международного франчайзинга); - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятель-ности, то есть, на зарубежную интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий, программных продуктов и технологий других стран; - услуг и информации. Иностранными инвесторами, по российскому законодательству, могут быть: ü иностранные юридические лица, иностранные организации, не явля-ющиеся юридическими лицами, а также иностранные граждане, граждан-ская правоспособность которых удостоверяется законодательством страны, где они соответственно учреждены или проживают, и которые по законода-тельству этой страны вправе осуществлять инвестиции на территории Рос-сии; ü лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Рос-сийской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность кото-рых удостоверяется законодательством страны их постоянного места житель-ства и которые по этому законодательству вправе осуществлять инвестиции на территории России; ü иностранные государства, осуществляющие вложение государст-венных средств в виде госзаймов и госкредитов, относимых на внешний го-сударственный долг России; ü международные организации, которые в соответствии с междуна-родными договорами Российской Федерации вправе осуществлять инвести-ции на её территории (МВФ, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Вложения иностранного капитала могут осуществляться в следующие объекты предпринимательской деятельности на территории России: · движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, обору-дование и другие материальные ценности); · предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесто-ров, или полностью принадлежащие им (дочерние компании зару-бежных фирм на территории России); · ценные бумаги российских предприятий (акции, облигации, паи, до-левые участия, вклады, и др.), а также государственные и муни-ципальные российские ценные бумаги; · имущественные права, в том числе, права пользования землей и другими природными ресурсами, приобретаемые иностранным ин-вестором как самостоятельно, так и с участием юридических лиц и граждан России; · права на результаты интеллектуальной деятельности, приобрета-емые в результате покупки иностранным инвестором российских международных патентов; · права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав-ляемые на основе договора или закона. Иностранные инвестиции дополнительно (см. раздел 3.2) классифи-цируются по следующим признакам. 1. По формам собственности на инвестируемый иностранный капи-тал: 1.1. государственные иностранные инвестиции – средства государ-ственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций. Могут предоставляться в виде госу-дарственных займов, государственных кредитов, грантов (денежных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществле-ние конкретных программ) и финансовой помощи (финансовых ресурсов, предоставляемых на условиях, более льготных, чем коммерческие). 1.2. частные (негосударственные) иностранные инвестиции – сред-ства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещен-ные вне территориальных пределов данной страны. 1.3. смешанные иностранные инвестиции – вложения, осуществля-емые за рубежом совместно государством и частными инвесторами. 2. По характеру использования вложений иностранного капитала: 2.1. предпринимательские иностранные инвестиции – прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса за рубежом, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивидендов. 2.2. ссудные иностранные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента. 3. По целям вложения иностранного капитала: 3.1. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – вложения иностран-ных инвесторов, дающие им право контроля и участия в управлении деятель-ностью предприятия (коммерческой организации) на территории другого го-сударства. 3.2. портфельные иностранные инвестиции – вложения иностран-ных инвесторов в зарубежные ценные бумаги с целью получить или увели-чить доходы в форме дивидендов, процентов или разницы биржевых коти-ровок. 3.3. прочие иностранные инвестиции включают в себя кредиты, по-лученные от иностранных инвесторов, и банковские вклады – валютные сче-та этих инвесторов в банках страны-реципиента. Классификация по последнему признаку имеет особое значение при анализе иностранных инвестиций, так как согласуется с терминологией МВФ, закрепленной в Руководстве МВФ по составлению платежного балан-са страны. Этот документ, содержащий понятийно-терминологический аппа-рат для составления данного баланса, используется в той или иной мере боль-шинством стран, в том числе и Россией. Согласно определению МВФ, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это инвестиции, осуществляемые с целью получения прибыли от инвестирования в предприятия, действующие на иностранной территории, когда цель инвестора – непосредственное участие в управлении предприя-тием. В определении ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) акцент делается на «длительный интерес прямого инвестора», идея контроля выражена неявно и заменена формулировкой «влияние на управ-ление» предприятием с прямыми инвестициями. Наличие контроля над хо-зяйствующей организацией в принимающей стране, как базовый признак прямых иностранных инвестиций, подчеркивают и эксперты ЮНКТАД (Ко-миссии ООН по торговле и развитию). Одновременно они называют еще один признак – долгосрочный, устойчивый характер взаимоотношений эко-номических агентов – инвестора и реципиента. Определение прямых иност-ранных инвестиций ЮНКТАД, как видно из всего вышесказанного, является наиболее полным. Установление контроля обеспечивается путем приобретения контроль-ного пакета акций зарубежного предприятия. В международной практике ис-пользуются разные критерии определения размера этого пакета. Специа-листы ООН считают, что контрольный пакет образуется при условии приоб-ретения не менее 10 % акционерного капитала. Резко различается величина этого пакета для разных стран: в США – не менее 10 % акций, в странах ЕС – 20–25 %, в Канаде, Новой Зеландии и Австралии – 50 %. В соответствии с законом об иностранных инвестициях в Российской Федерации к прямым иностранным инвестициям относится «приобретение иностранным инвесто-ром не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации, соз-данной или вновь создаваемой на территории РФ», но при нашем неразвитом фондовом рынке, а также при отсутствии прозрачности деятельности и высо-кой концентрации капитала российских предприятий пакет в 10 % в боль-шинстве случаев не является контрольным или дающим право влияния на принимаемые решения. Поэтому в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законами об акционерных обществах реально полу-чить контроль над предприятием или блокировать принятие какого-либо ре-шения имеют возможность только инвесторы, владеющие более чем 25 % ак-ций. Таким образом, доля собственности для получения контроля чётко не определена. Если акционерная собственность широко рассредоточена, то не-большой процент акций может оказаться достаточным для принятия управ-ленческих решений. Но даже 100 %-ное владение собственностью не гаран-тирует полного контроля, поскольку государство страны-реципиента может принимать те или иные решения, которые являются обязательными и для на-ционального, и для иностранного инвестора. Портфельные иностранные инвестиции – это вложения капитала в акции заграничных компаний (без приобретения контрольного пакета), об-лигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных финансовых организаций, а также в еврооблигации. К портфельным инвес-тициям относят также венчурные капиталовложения в пилотные проекты с высокой степенью риска. Ниже приводится классификация объектов вложе-ний портфельных иностранных инвестиций согласно тому, как эти вложения отражаются в платежном балансе страны-инвестора: • акционерные ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ; • долговые ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный доку-мент, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отноше-нию к лицу, выпустившему этот документ. Долговые ценные бумаги могут выступать в форме: • облигаций, простых векселей, долговых расписок – денежных инстру-ментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фик-сированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход; • инструментов денежного рынка – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный дене-жный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. К ним относятся казначейские векселя, депозит-ные сертификаты, банковские акцепты и др.; • финансовых деривативов – имеющих рыночную цену производных денежных инструментов, удостоверяющих право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. Таковыми являются опционы, фьючерсы, варранты, свопы. В российском законодательстве отсутствует понятие портфельных ин-вестиций. Между тем привлечение портфельных инвестиций в российскую экономику позволяет и предприятиям, и бюджетам всех уровней путем раз-мещения соответственно акций и долговых ценных бумаг среди иностранных инвесторов получать дополнительные средства для целей долгосрочного раз-вития. Прочие иностранные инвестиции осуществляются с целью получе-ния повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения ва-лютных курсов и биржевых котировок. К ним обычно прибегают фирмы, ко-торые ведут международные операции с целью решения чисто финансовых задач. Эти вложения носят краткосрочный характер. Считаются наиболее мо-бильной формой присутствия иностранного капитала в национальных эко-номиках, в силу чего те или иные изменения экономической или полити-ческой конъюнктуры могут привести к резким притокам и оттокам капитала в форме прочих инвестиций, что очень наглядно показал один из мировых финансовых кризисов («черный» сентябрь 2008 года). В структуре иностранных инвестиций большинства стран-реципиентов наименьшую долю составляют портфельные инвестиции (в среднем 3–4 %), а наибольшую – прочие (более 50 %). Как видно из данных Росстата (табл. 3.5), такая структура для нашей страны отличается в худшую сторону. Как любое сложное экономическое явление, вложение иностранного капитала может оказывать на экономику страны-реципиента и положи-тельное, и отрицательное воздействие. Так, к положительным последствиям относятся: · увеличение объема реальных инвестиций, ускорение темпов эконо-мического развития и улучшение платежного баланса страны; Таблица 3.5 Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2013 году, %
· поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов инноваций, воплощаемых в новой тех-нике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.; · повышение уровня занятости и квалификации местной рабочей силы, а также производительности её труда; · расширение экспорта и поступление иностранной валюты; · увеличение налоговых поступлений; · повышение уровня жизни и покупательной способности населения; · использование более высоких стандартов качества окружающей сре-ды, расширение доступа к более чистым технологиям, снижение уровня за-грязнения окружающей среды; · развитие инфраструктуры и сферы услуг; · повышение инвестиционной привлекательности страны; · усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уров-ня её монополизации; · оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распрост-ранение международных стандартов не только в производстве, но и в потреб-лении. Отрицательные последствия привлечения иностранного капитала зак-лючаются в следующем: · репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (ди-виденды, проценты, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного ба-ланса принимающей стороны; · увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов; · подавление местных производителей и ограничение конкуренции; · усиление зависимости национальной экономики от иностранных го-сударств, угрожающее экономической и политической безопасности страны-заемщика; · возможная деформация структуры экономики страны-реципиента; · упадок традиционных отраслей национальной экономики; · усиление социальной напряженности и дифференциации (в част-ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях); · ослабление стимулов для реализации национальных инновационных проектов вследствие ввоза иностранных технологий, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости; · ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресур-сов; · негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций и особенностей, с насаждением чуждых принимающей стране стандартов и ценностей, а также форм орга-низации производства и образа жизни. При этом приоритетное значение для страны-реципиента вообще и для России в частности имеют ПИИ в силу следующих своих возможнос-тей. 1. Позволяют покрыть дефицит денежных ресурсов отечественных компаний и фирм на ускоренное и широкомасштабное переоснащение произ-водственной базы. Все другие виды иностранных инвестиций носят, преиму-щественно, спекулятивный характер и потому являются деньгами «корот-кими», не позволяющими реализовать подобную задачу. ПИИ выступают хо-рошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обес-печивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами. 2. Обеспечивают заимствование квалифицированного менеджмента, т.к. вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает опыт зарубежного инвестора по управлению деятельностью объекта инвестирования. ПИИ представляют собой не только источник средств для внедрения новой техно-логии, но и возможность применения современных методов управления и маркетинга. Будучи направленными в конкретные объекты, они предпола-гают обучение персонала эффективным методам управления и освоению ры-ночных механизмов хозяйствования. 3. Активизируют инвестиционный процесс в силу присущего любым инвестициям мультипликативного эффекта, способствуют освоению и зак-реплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, дает инвес-тору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. 4. Ускоряют процесс включения региональных и отраслевых экономик в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, спо-собствуют использованию преимуществ международного разделения и коо-перации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и на внешнем рынке, ускоряют развитие отраслей и регионов, способствуют выравниванию этого развития, т.к. возможность привлечь иностранный капитал имеет любой регион (муниципальное образование) Российской Федерации и любое пред-приятие страны. 5. Способствуют росту занятости и повышению социально-экономи-ческой стабильности страны (региона), т.к. создают стационарные рабочие места, что не свойственно другим видам иностранных инвестиций. 6. В отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бреме-нем на внешний долг страны и даже способствуют получению средств для его погашения (например, за счет доходов от эксплуатации полученного по международному лизингу оборудования). 7. Стимулируют развитие производства импортозамещающей и экс-портной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Только прямые иностранные инвестиции реализуют задачу структурной перестройки эконо-мики страны-реципиента, заключающейся в переходе от сырьевых отраслей промышленности к перерабатывающим и от простых видов продукции к сложным.
Date: 2016-02-19; view: 1369; Нарушение авторских прав |