Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В 6. Графический способ решения ЗЛП
Геометрическая интерпретация экономических задач дает возможность наглядно представить, их структуру, выявить особенности и открывает пути исследования более сложных свойств. ЗЛП с двумя переменными всегда можно решить графически. Однако уже в трехмерном пространстве такое решение усложняется, а в пространствах, размерность которых больше трех, графическое решение, вообще говоря, невозможно. Случай двух переменных не имеет особого практического значения, однако его рассмотрение проясняет свойства ОЗЛП, приводит к идее ее решения, делает геометрически наглядными способы решения и пути их практической реализации. В соответствии со свойствами решения задач ЛП множество допустимых решений задачи ЛП есть выпуклый многогранник n-мерного пространства, при чем оптимум ЦФ, если он существует, достигается в одной из вершин этого многогранника (когда оптимальное решение единственно) или на грани многогранника (если оптимальных решений множество). На рисунке слайд №12 (Модели линейного программирования 1) приведены примеры выпуклых многоугольников (синим цветом) и невыпуклых (красным цветом). Множеством решений линейного неравенства является одно из полупространств, на которое делится все пространство гиперплоскостью с уравнением. При наличии лишь двух переменных полупространство превращается в полуплоскость. Итак, требуется найти графическое решение задачи Графическое решения состоит из дух этапов: 1. построение области (многоугольника) допустимых решений; 2. нахождение оптимума ЦФ. 1. Этап. Построим координатную плоскость с осями х1 и х2. На этой плоскости стоится область допустимых решений системы ограниченийзадачи ЛП. Как уже известно, область имеет вид выпуклого многоугольника. (ограниченного или неограниченного). Для ее построения по очереди решаются неравенства системы ограничений и находится область, каждая точка которой удовлетворяет всем ограничениям системы. Для графического решения неравенства строится прямая, которая задается уравнением Любая прямая определяется двумя точками, н-р одна – пересечение прямой с осью х1, вторая с осью х2. Координаты этих точек имеют след вид
Построенная прямая делит плоскость на две полуплоскости. В одной неравенство выполняется (ей принадлежит и сама прямая линия), а в другой – нет. Определим область, в которой неравенство (ограничение) выполняется. Для этого выберем произвольную точку на координатной плоскости (например, начало координат) и подставим ее координаты в левую часть неравенства. Если неравенство верно, то искомая полуплоскость находится с той же стороны от прямой, что и точка, в противном случае искомая полуплоскость лежит с противоположной стороны от прямой. Эти действия выполняются последовательно для всех неравенств. Пусть система ограничений для нашего случая состоит из 4- неравенств. Аналогичным образом построим 2-ю прямую. Допустим, что в 3-м неравенстве содержится лишь одна переменная – х1, в этом случае соответствующее уравнение прямой задает вертикальную линию, которая пересекается с Ох1 в точке с координатами
Пусть в четвертом неравенстве присутствует то же лишь одна переменная, но теперь уже х2. В этом случае плоскость делится на две полуплоскости горизонтальной прямой, которая определяется точкой с координатами
В нашем условно примере 4 ограничения или четыре неравенства, графическое решение которых мы выполнили. Но для построения области допустимых решений нужно учесть, что она ограничена осями координат, так как обе переменные величины неотрицательные. Теперь можно построить область допустимых решений как область пересечения m полуплоскостей, соответствующих m ограничениям задачи. В нашем условном примере m=4. Полученная область имеет вид выпуклого многоугольника. 1 этап кончен - область построена. 2 этап. Этот этап заключается в отыскании такой точки среди точек многоугольника допустимых решений, в которой ЦФ принимает максимальное (*или минимальное) значение. Согласно свойствам ЗЛП эта точка является угловой точкой или иначе вершиной многоугольника допустимых решений (иногда это множество точек, принадлежащих одной из граней многоугольника). Чтобы найти эту точку построим линии уровня Таких линий можно построит бесконечное множество, т.к. константа = любому положительному числу.. Главная особенность этих линий состоит в том, что ЦФ в любой точке линии принимает одно и то же значение, т.е. меняя значение константы получает множество прямых. Если константа = 0, то эта лини я уровня проходит через начало координат. Для того, чтобы определить направление возрастания ЦФ при переходе с одной линии уровня на другую, построим вектор градиента
Вектор градиента строится из начала координат в точку с координатами (с1, с2). Этот вектор перпендикулярен линиям уровня и он показывает направление возрастания ЦФ. Если решается задача на максимум, то для определения точки оптимума следует двигаться от одной линии уровня к другой в направлении возрастания, пока не произойдет касание с последней точкой многоугольника ДР. Эта точка, как правило, является одной из его вершин или как еще говорят угловых точек. Эта точки и определить максимум ЦФ. Решая задачу на минимум двигаемся навстречу многоугольнику и определяет первую точку, с которой встречается линия уровня. Вычисляем координаты найденной точки, решая совместно уравнения, задающие прямые, на пересечении которых находится эта точка. Эта позволяет определить оптимальные значения х1 и х2. Подставляем полученные значения х в ЦФ и определяем ее максимальное (или минимальное) значение. Получаемое решение может быть не единственным, если двигаясь в направлении возрастания или убывания ЦФ линия уровня совпадет на с последней точкой – вершиной многоугольника допустимых решений, с его стороной - в этом случае получаем множество оптимальных значений для х1 и х2. Особыми случаями является ситуации, когда 1) система ограничений несовместна, невозможно построить многоугольник множества допустимых решений (пример). т.е. это множество пусто; 2) множество допустимых решений сводится к одной точке (пример). В этом случае так же невозможно нахождение оптимального решения. Итак, алгоритм графического метода решения состоит в следующем: 1. Строится выпуклый многоугольник, соответствующий системе неравенств (2). 2. Строится прямая, линия уровня, соответствующая целевой функции (1) при F = 0, то есть 3. Строится вектор перпендикулярный линии уровня с координатами равными коэффициентам целевой функции. 4. При нахождении максимума линия уровня смещается параллельно в направлении вектора , при нахождении минимума – в противоположном направлении. 5. Последняя вершина многоугольника, которую пересечет линия уровня будет экстремумом целевой функции. 6. Вычисляют координаты этой вершины, как координаты точки пересечения соответствующих прямых из системы (2), и подставляя их в целевую функцию, получаем искомое значение.
Date: 2016-02-19; view: 475; Нарушение авторских прав |