Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3.4. Дебаты с оппонентами
Особенности дебатов с оппонентами как формы коммуникации И в межличностной сфере, и в деловой коммуникации часто возникают споры. Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо двумя и более лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свою позицию. Это борьба мнений по вопросам науки, литературы, политики. Спор возникает там, где отсутствует единое мнение, имеются разногласия. Вступая в спор, каждый преследует свою цель. Дебаты – такой вид спора, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов общественно-социального характера, имеющих важное социальное, политическое, философское значение. В процессе дебатов сопоставляются разнообразные, прежде всего противоположные, точки зрения, позволяющие раскрыть обозначенную проблему с разных позиций. В отличие от дискуссии, цель дебатов – это победа, утверждение собственной позиции. Ближе других к жанру дебатов – программа «Времена» с ведущим В.Познером, «К барьеру» с В. Соловьёвым. В дебатах сталкиваются позиции, поэтому чаще всего в них участвуют политические оппоненты, например во время выборных кампаний. И за рубежом, и в нашей стране популярностью пользуется жанр теледебатов, и стоит отметить, мнение электората во мно-гом складывается под влиянием поведения участников дебатов. На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции. («Правительство должно запретить всю рекламу табака», «Иммиграция должна быть решительно сокращена»). Столкновение позиций в дебатах часто ведёт к накалу эмоций. Чтобы страсти не вышли за грань дозволенного и дебаты не переросли в свару, всем участникам следует придерживаться правил поведения в дебатах. 1. Всегда помните, что цель дебатов – заявить о своей позиции по обсуждаемому вопросу и привлечь сторонников. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы.
2. С уважением относитесь к мнению оппонента. Любое мнение – это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. 3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Выступающий должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда» и т.п. аргументами не являются. 4. Придерживайтесь дружелюбно-нейтрального тона, но, доказывая свою позицию, будьте готовы «добавить огоньку», однако не путайте ораторский пафос с криком на базарной площади. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности. 5. Не спорьте ради спора! Не давайте дебатам превратиться в выяснение отношений. 6. В дебатах могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Относитесь к таким людям терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо. В речи во время дебатов часто имеет место критический анализ действий, мнений и высказываний других людей. Именно критический анализ предложений, мнений, программных заявлений оппонентов составляет основу противоборства в дебатах. Однако неумелая критика может стать причиной негативного отношения к участнику судей и аудитории. Итак, необходимо соблюдать принципы конструктивной критики. Конструктивная критика, прежде всего, направлена на созидание, на прояснение общего для критика и критикуемого вопроса, обоснование преимущества одной позиции над другой. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не вульгарной, необходимо использовать следующие несложные правила. Принципы конструктивной критики 1. Начинать критический анализ надо с положительных замечаний. После того как отмечены достоинства позиции, действия, продукта, можно приступать к высказыванию критических замечаний. 2. Критика не должна быть обвинительной, надо сместить акцент на конструктивные предложения. 3. Критическое замечание должно быть позитивным. Обычно советы говорят о том, чего делать не надо: «Не смотри в потолок, не держи руки в карманах, не стой в такой позе…». Такие советы работают плохо, так как часто непонятно, а что делать взамен. Опровержение идеи оппонента должно заканчиваться обоснованием преимущества вашего положения. 4. Надо стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям 5. Следует проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты. 6. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Тон конструктивной критики исходит из позиции солидаризации с критикуемым в одном общем деле (ведь и вы, и ваши оппоненты хотите в конечном счёте одного – блага для нашей страны и общества, только видите дорогу к этому благу по-разному!), где находят различие взглядов и тактики, но не противопоставляют себя другим. 7. Не стоит анализировать слухи, сплетни, интриги, лучше основываться на проверяемых фактах. 8. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) можно в порядке обсуждения, не навязывая его. 9. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Используйте тактику признания проблемы («Да, такая проблема есть, мы её видим и приступаем к её устранению»). 10. Чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.
Критикующий, как правило, даёт совет, касающийся улучшения того, что критикуется. Важно, чтобы этот совет был предельно конкретным. Человек способен запомнить максимум 7±2 единицы информации, но в обычных случаях человек улавливает 3±2 единицы. Поэтому если вы заметили 20 параметров, которые нуждаются в вашей критике, бесполезно перечислять их все. Решите, какие два-три пункта самые важные, и именно на них сделайте упор, чтобы оппонент и собравшиеся поняли, что не принимается вами в первую очередь. Критика должна заканчиваться подведением итогов, что помогает слушателям и самому говорящему лучше запомнить, что вызвало у вас реакцию несогласия. Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Надо научиться правильно реагировать на критику. Не принимайте критику в свой адрес как личное оскорбление, не горячитесь. В дебатах нужна выдержка! Участвуя в дебатах, помните, что вы должны быть честными и приводить только истинные доводы для обоснования своей позиции. Помните, что против вас могут привести довольно-таки сильные аргументы. Будьте готовы встретить их с честью. Развитие в себе хорошую интеллектуальную привычку – не высказывать мнения до тех пор, пока не услышаны все аргументы. Глупо приходить к заключению по важному вопросу, не учитывая иного мнения или не выслушав другую сторону. Date: 2016-02-19; view: 1435; Нарушение авторских прав |