Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научно-теоретические основы психопрофилактики зависимости от психоактивных веществ
1.1. Научно-теоретические подходы к профилактике наркомании10 В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики зависимости от психоактивных веществ. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, психотерапия и реабилитация оттесняются психофармакологическими методами лечения, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактическое воздействие. В настоящее время существует около шести практических подходов к профилактике наркомании в мире. 1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. Существуют три разных варианта информационного подхода: 1.Предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм, поведение и продолжительность жизни человека. 2. Запугивание, стремление вызвать страх перед наркотиками. Цель этой стратегии — предоставить устрашающую информацию о наркотиках, показать неприглядные стороны их употребления. 3. Предоставление фактов о деградации людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях, ситуациях и мотивах употребления психоактивных веществ. В настоящее время эти методы частично комбинируются с другими типами интервенций, так как сами по себе они не являются эффективными. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний у обучающихся, они могут лишь дать толчок к принятию решения не употреблять наркотик. Большинство таких программ не включают в себя задачи, направленные на изменение поведения подростков, формирование у них здорового поведенческого стиля, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время без применения психоактивных веществ. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее совсем отказываться от них преждевременно. Информация о наркотических и психоактивных веществах, последствиях их употребления, заболеваниях, которые они вызывают, способах лечения, профилактики и выздоровления должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели. 2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают прежде всего люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска — низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как наркотизация в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что несомненно пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д. кроме известной пользы приносят еще и определенный вред. 3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников. Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых дети и подростки обучаются навыкам отказа от предлагаемых наркотиков или других психоактивных веществ; «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ), программы, направленные против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Данные программы включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с лидерами-сверстниками — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антинаркотическую активность в своей школе или жилом районе. 4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии. Основу этого направления составляют две теории — теория социального научения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза употребления наркотиков может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием двери» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурального жизненного стиля, сигналом о потребности в помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаяния, ответом на неопределенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, так как некомпетентны в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы развития жизненных навыков охватывают две области — информационную и социальную резистентность, имеющие целью специальное предупреждение употребления наркотиков и развития личностных навыков преодоления жизненных проблем. Первый компонент программы — информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, вреде и социальной недопустимости употребления наркотиков. Второй компонент программы представляет собой развитие самоуправляемого поведения, разработку планов самосовершенствования, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влиянию других. Еще один важный компонент программы — преодоление тревоги и обучение различным социальным навыкам. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж — вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие — основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля. 5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. Выделяют четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной употреблению наркотиков: 1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий. 2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом). 3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.). 4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося и аддиктивного поведения. 6. Подход, основанный на укреплении здоровья Укрепление здоровья — это процесс, помогающий человеку усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков. Однако это всеобъемлющее и идеалистическое определение иногда характеризуется как недостижимое и во многих случаях нетипичное для большинства людей. В контексте укрепления здоровья данное понятие рассматривается менее абстрактно. Основной упор делается на умение человека достигать своего оптимального состояния и успешно противостоять негативным факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Это позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей концепции является жизненная компетентность. Основой программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, не только влияющий на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации. Группы, в которых проводится формирование здорового жизненного стиля, обычно охватывают популяцию школьников, поскольку именно в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится со средой — семьей, общностью, в которой живет ребенок. Например, координационное направление школьного и общественного образования в области здоровья проводится в рамках программы «Образование для здоровья — превенция* зависимости и аддик * Превенция (от лат. ю) — предупреждение. Данное направление стало развиваться еще в 1984 году. Сегодня оно включает около 10 стран Европы. Существуют следующие программы укрепления здоровья: 1) личная гигиена, физическое и эмоциональное развитие, здоровый образ жизни (питание, досуг), превенция алкоголизма, курения и употребления наркотиков, заболеваний и несчастных случаев; 2) интерперсональные связи, такие, как эмоциональные потребности, связь с противоположным полом, с родителями, учителями, обучение взрослых и родителей; 3) среда и общественное здоровье, которая подразумевает влияние средств массовой информации, концентрацию общественных усилий для улучшения жизни. Мы полагаем, что концепция укрепления здоровья занимает важное место в организации профилактической активности. Внедрение программ этого направления среди представителей разных возрастных групп является необходимым условием для эффективной профилактики. Данный подход, в основу которого положено развитие жизненной компетентности, личностных ресурсов и навыков преодоления проблем без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение в России. Программы рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате развития ресурсов людей и имеют важное значение для уменьшения употребления наркотиков среди молодежи. Выдержки из Руководства Делинда Е. Мерсер, Джордж Вуди. Индивидуальное консультирование наркозависимых. ВАРШАВА, 2001. Издано на средства Regional Alcohol and Drug Program, OS/ Budapest-New York, STEFAN BATORY FOUNDATION. Перевод В.Матковского, С.Дворяка. Литературное и научное редактирование С.Дворяка по изданию: Delina E. Mercerer and George Woody. Individual Drug Counseling. University of Pennsylvania / Philadelphia Veterans' Administration Medical Center. Philadelphia, 1999
1. Классификация ПАВ, основные принципы классифицирования, различные типы классификаций. 2. Классификация ПАВ, применяемая в наркологии. 3. Принципиальный нейрофизиологический механизм действия ПАВ 4. Основные понятия общей наркологии (эйфория, зависимость, толерантность, синдром отмены): определения и значение. 5. Стадии химической зависимости и последовательность их появления. 6. Классификации стадий зависимости, примеры различных классификаций. 7. Влечение. Механизм формирования влечения. Две разновидности влечения к ПАВ, их различия и динамика развития. 8. Синдром отмены. Основные симптомы, составляющие синдром отмены. Различия синдрома отмены для разных групп ПАВ. 9. Диагностические критерии синдрома зависимости по МКБ-10. Современные подходы к диагностике зависимости. 10. Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости 11. Индекс тяжести зависимости ASI: предназначение, шкалы, оценка результата 12. Индивидуальная психотерапия: ее преимущества, недостатки и место применительно к лечению зависимости 13. Составляющие комбинированного (комплексного) подхода к лечению зависимости. 14. Место групповой терапии в лечении зависимости. 15. Определение и типы основных парадигм профилактики, их сравнительный анализ и практическое значение. 16. Постулаты Дейча: основные положения и значение для специалиста. 17. Социально-медицинские типы химической зависимости по Бейеруту: краткая характеристика и сравнительный анализ. 18. Эпидемический тип зависимости по Бейеруту. Его характеристики. 19. Типы профилактической работы, практическое значение классификации профилактической работы 20. сследования в превентологии: их типы и значение для практического специалиста 21. Модели профилактики, краткая характеристика, сильные и слабые стороны 22. Компоненты территориальной модели профилактики 23. Основные целевые группы профилактики, их характеристики 24. Основные типы социально-психологических профилактических вмешательств. 25. Типы социально-психологических превентивных программ (СППП) 26. Организация профилактической системы на предприятии и роль психолога в ней. 27. Организация профилактической системы в локальном сообществе и роль психолога в ней. 28. Организация профилактической системы в учебном заведении и роль психолога в ней. 29. Типовое содержание социально-психологических превентивных программ для подростков 30. Типовое содержание и особенности социально-психологических превентивных программ для специалистов. 31. Типовое содержание и особенности социально-психологических превентивных программ для родителей
Date: 2016-02-19; view: 767; Нарушение авторских прав |